Финал в миноре



Митрополит Иларион снят с двух ключевых должностей и отправлен в бедную маргинальную епархию

 Владимир Семенко

 

Снятие митрополита Илариона было в принципе предсказуемо. Поскольку если уж отвечать за провал ОВЦС на ключевом сегодня украинском направлении, то делать это, хочешь – не хочешь, следует главе ведомства. Решение Синода было в стиле церковного управления в РПЦ последних лет – быстрым и даже стремительным.

Вряд ли можно согласиться с теми, кто полагает, что Иларион просто на время выведен из-под удара для того, чтобы затем быть вознесенным вновь. Венгерская епархия относится к числу самых бедных и маргинальных в Европе. Она включает всего девять приходов и столько же священников, будучи осколком бывшей Венской, которую Иларион уже возглавлял в свое время, после провала своей миссии в Британии. Так что сравнивать этот случай с отставкой Д.А. Медведева, который был назначен на важную теневую должность с заданием «сосредоточиться на вопросах президентского блока», конечно, абсолютно неправильно.

На темы Украины мы уже писали достаточно и наверняка ещё будем. Теперь же самое время подвести итог внешне блестящей и феерической, а по сути – одиозной карьере «митрополитика».

Притом, что его долгие годы прочили в преемники ныне действующего предстоятеля, главная черта «митрополитика», как ни странно – это способность проваливать любое крупное и ответственное дело, которое ему поручали. Так было, например, в Сурожской епархии, окормляюшей приходы РПЦ в Великобритании, куда он был послан на роль преемника приснопамятного митрополита Сурожского Антония. Поведение Илариона там было настолько неграмотным и недипломатичным, что его были вынуждены срочно перевести оттуда. Другой пример. Многие православные люди помнят недавний провал того проекта нового катехизиса, который был подготовлен командой СББК (Синодальной Библейско-богословской комиссии), также им до сих пор возглавляемой. Этот проект был жестко раскритикован абсолютно всеми, кто хоть как-то разбирался в теме. Причем с такими формулировками, среди которых «некомпетентность» и «непрофессионализм» были ещё самыми мягкими.

При этом Иларион, будучи медийно раскрученной фигурой, постоянно делал разного рода скандальные заявления, в том числе и выходящие за рамки его прямой компетенции. То вдруг начнет отстаивать некий «целомудренный секспросвет» в школах, то приведет в пример «россиянам» туземцев с озера Титикака в Перу, которые живут на плавучих островах и не ропщут, радуются жизни, то призовет православных не ходить в храмы на Рождество, чтобы не заразиться коронавирусом, то начнет агитировать за принудительную вакцинацию и т. д. и т. п.

А начинал свою карьеру тогда еще иеромонах Иларион в Вильнюсе, и в 1991 году так хорошо агитировал за независимость Литвы от СССР и поддерживал “Саюдис”, что стал кавалером государственной награды Литвы – медали “За мужество и самопожертвование” в память событий 13 января 1991 года.

Будучи человеком весьма одаренным, но крайне мало преуспев на ниве собственно церковного служения, да и в своей дипломатической деятельности (если принять, что задача подлинного дипломата – действенная защита интересов того, кого представляешь, будь то государство или Церковь), Иларион отметился множеством креативных достижений в написании книг на различные темы и в самых разнообразных жанрах, создании немалого числа документальных фильмов, а также музыкальных произведений, вызывающих, впрочем, неоднозначное отношение в профессиональных кругах.

Компетентные богословы высказывали серьезную критику в адрес целого ряда собственно богословских воззрений митр. Илариона, в частности, фактического отстаивания им в книге “Таинство веры” учения о всеобщем спасении, которое признано в Православной Церкви несомненной ересью. Также в целом довольно негативное отношение в богословских кругах вызвало его учение о Евхаристии и сомнительные богослужебные эксперименты. Не говоря уже о его явном филокатолицизме, агрессивной защите последовательно экуменической повестки, попытках вообще запретить какие-либо антиэкуменические высказывания, причем, как и во многом другом, с несомненным превышением собственной власти и компетенции.

В последнее время он вмешивался в чужую компетенцию буквально во всем. Чего стоит хотя бы его комментарий по поводу перенесенного Синодом Архиерейского собора, который он предложил проводить частично в online режиме, имея в виду невозможность лично прибыть на собор ряда архиереев с Украины и Молдавии. Теперь вот проблема «решилась» сама собой. Также он отметился в рьяном отстаивании подлинности пресловутых «екатеринбургских останков», чья принадлежность святым Царственным Мученикам у слишком многих вызывает, говоря мягко, большие сомнения.

После начала российской СВО на Донбассе и Украине креативный «митрополитик», по сути, выдвинул ультиматум президенту Путину, проведя прозрачные параллели между сегодняшней ситуацией и вступлением России в Первую мировую войну, в результате чего в конечном счете император лишился власти и пала монархия в России.

Возвращаясь к Украине, следует напомнить то, что мы уже говорили: вина церковной Москвы за последние события на Поместном соборе УПЦ очевидна и несомненна, а вся деятельность ОВЦС там в последние годы носила в лучшем случае крайне двусмысленный характер. Так что решение Синода нельзя не приветствовать.

Впрочем, торжествовать рано. Во-первых, требуется серьёзная чистка кадров среднего звена внутри ведомства. Среди них есть люди едва ли не более влиятельные, чем сам Иларион. Во-вторых, назначенный преемником «композитора» митр. Антоний (Севрюк) принадлежит абсолютно к той же школе ОВЦС, будучи просто менее ярким и более послушным и исполнительным.

Наконец, есть еще один крайне важный момент. Митр. Иларион все последние годы служил своего рода громоотводом для патриарха Кирилла. «Системные» ревнители часто говорили: «Ну, мы патриарха трогать не будем, сосредоточим огонь нашей критики на митр. Иларионе». Теперь этого громоотвода нет. Преемник «митрополитика» на эту роль явно не тянет. И кто же теперь окажется в центре критики?

Источник:  zavtra.ru
Заставка:  wikimedia.org

Перейти к рубрике РЕЛИГИЯ



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.