Русский человек вне Родины перестает быть талантливым



Ирина Алкснис
обозреватель РИА «Новости»

Посмотрев широко разошедшийся ролик с выступлением Максима Галкина в Израиле, я задумалась над вопросом: почему покидающие Россию звезды столь стремительно скатываются в профессиональную убогость?

Я даже не про суть сказанного Галкиным, а про форму, общий антураж и качество исполнения. Кто ему ставил представление, и были ли там вообще сценарист и режиссер-постановщик? Кто ему писал? Кто его одевал, в конце концов?

В марте из России уехала суперзвезда с отполированными до зеркального блеска перфомансами. Три месяца спустя мы наблюдаем исполнителя, чей профессиональный потолок – корпоративы для малого и среднего бизнеса да стендапы в клубах попроще.

И это ведь не исключение из правил, а обычное дело. В последние два десятилетия мы пачками такие истории наблюдаем. Помню, какой шок и трепет (перешедшие в громкий хохот) я испытала, впервые увидев Евгения Киселева и Савика Шустера в качестве ведущих украинского ТВ. А куда подевался остроумный и увлекательный беллетрист Борис Акунин? Вместо него теперь невероятно унылый лондонец Григорий Чхартишвили. Тут злые языки, конечно, могут охаять покинувших родные осины знаменитостей за их тотальную бездарность, а также делание карьеры по блату, через постель и прочие сомнительные методы.

Однако я вовсе не считаю упомянутых и многих других уехавших граждан сплошняком бесталанными. К тому же во все времена для успеха в творческой и околотворческой среде одного дарования было недостаточно. Не меньшую роль играли и играют работоспособность, целеустремленность, банальная удача и множество иных факторов, включая полезные связи.

Проблема мне видится в ином: в том, что уровень одаренности отъехавших категорически недостаточен для самостоятельного раскрытия и функционирования в отрыве от того, что называется великой русской культурой.

Никакой иронии и преувеличения тут нет. Величие русской культуры не только в наивысших ее образцах и многочисленных шедеврах, а в очень высоком среднем уровне. Причем общественное культурное пространство и этот самый средний уровень культивируется многие поколения – в первую очередь благодаря государственному финансированию. В результате даже в самом отдаленном поселке у нас можно обнаружить муниципальный клуб с детскими студиями и любительским театром. А крупные города просто нашпигованы творческими сообществами пишущих, играющих, танцующих, сочиняющих – и так далее – людей от детсадовского до пенсионного возраста. Ну, а Москва, как и Петербург, являются, бесспорно, одними из главных мировых культурных столиц.

Это, разумеется, находит свое отражение не только в высоком искусстве, но и в массовой культуре, в шоу-бизнесе. Именно поэтому на привычных к размаху российского ТВ зрителей производит угнетающее впечатление своей скудностью, скучностью и бедностью телевидение большинства европейских и не только стран. И ничего удивительного в этом нет: за успехом, деньгами и славой в Москву едут самые-самые, в результате чего именно тут концентрируется мощнейший пул профессионалов самых разных творческих и околотворческих профессий – от визажистов до бэк-вокалистов, от редакторов до продюсеров, от артистов кордебалета до звукорежиссеров. Именно эти люди совместной работой создают продукты, в которых сияют наши звезды. Ну, а с деньгами на эти цели в Москве никогда проблем не было.

Возможно, в Лос-Анджелесе, Лондоне и Шанхае подобные пулы профессионалов творческих специальностей местами будут покруче, чем в Москве. Вот только их специалисты – не для российских звезд, которые для тамошней публики – пустое место. Так что наши, покидая родину, оказываются в профессиональной среде Киева, Праги и Тель-Авива. Люди там, может быть, и хорошие, вот только в итоге имеем то, что имеем – и вместо рафинированного первоклассного шоу по российским меркам получается какой-то провинциальный любительский капустник.

Тем более что по уровню таланта наши отчалившие звезды все-таки действительно не Рахманиновы, не Шаляпины и не Анны Павловы, чей гений сиял в любом антураже, в том числе в эмиграции.

Впрочем, остается вопрос. Ну, ладно певцы, актеры, шоумены и прочие творческие специальности, требующие содействия и «обслуживания» многих других людей. Но есть же, например, писатели, журналисты, которым для работы не нужен никто другой. Сиди и пиши – жги сердца людей глаголом. Тургенев и Герцен, например, прекрасно и очень успешно работали, живя за границей, оставаясь кумирами для российской аудитории. Что же мешает нынешним творцам?

Безусловно, играет свою роль политический фактор. В отличие от XIX века, когда для российской публики Европа была светочем прогресса и землей обетованной, а эмиграция (особенно политическая) была окутана романтическим флером, современное российское общество смотрит на эту тему куда более трезво, если не сказать цинично. К тому же от репутации Запада как пространства свободы, демократии и всеобщего благополучия остались ошметки. Так что отъезд из страны по политическим мотивам теперь зачастую действительно воспринимается как предательство, а человек популярный теряет львиную долю общественной симпатии. Для представителей творческих профессий подобное, разумеется, означает карьерный крах.

Ну и пресловутая ностальгия, тоска по Родине, на самом деле, частенько встречается у русских эмигрантов – что у представителей творческих специальностей может принимать своеобразные формы, в том числе профессионального упадка. Видимо, русский человек вне Родины перестает быть талантливым.

 

Источник: vz.ru

 

Заставка: pixabay.com

Перейти к рубрике КУЛЬТУРА



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.