Александр Дугин. Об отказе от Болонской системы.



Александр Дугин , главный редактор портала Катехон , специально для Незыгаря.


Здесь дело в принципе. Введение Болонской системы было частью общего проекта полной интеграции России в глобальный мир, а значит, принятие всех норм и правил Запада, который и берется за эталон глобализации.

Это касалось не только образования, но было главной стратегией российской власти с 1991 года. Подстраивание всех стандартов жизни – образование, экономика, культура, наука, политика, технологии, моды, искусство, воспитание, спорт, СМИ – под нормативы современного Запада было основной целью либеральных реформ и было главным ориентиром власти – как при Ельцине, так и при Путине. Внедрение Болонской системы – бесконечно малый элемент в этой тотальной стратегии.

Конечно, между 90-ми и 2000-ми была разница. При Ельцине полное принятие образцов и нормативов Запада сопровождалось интеграцией в глобальный мир и готовностью пожертвовать для этого всем – включая суверенитет и независимость. Поэтому стандартизация шла параллельно десувернизации.
При Путине суверенитет был провозглашен высшей ценностью, но вестернизация и стандартизация продолжилась. Видимо, по примеру Петра Великого, Путин решил воспользоваться западными технологиями, чтобы укрепить страну, а в какой-то момент – опираясь на эти заимствованные стандарты – нанести сокрушительный удар. Сам Петр открыл окно в Европу, чтобы оттуда показались русские пушки. При этом Петр еще и ломал русскую традицию, а Путин получил общество, где традиция была уже сломанной.

Если принять за гипотезу, что Путин продолжал стратегию копирования западной системы в интересах укрепления российского суверенитета, а никаких иных внятных гипотез просто нет, то с началом СВО и наступил момент истины: пришло время наносить ответный удар. И он был нанесен. По Западу, упорно пытавшемуся оторвать от нас Украину, одурачив и загипнотизировав простоватое малороссийское население. И снова параллель с Петром налицо: Полтавская битва, к которой современная России упорно идет с февраля 2022 года. Все сходится.

Но есть одно отличие между XVIII веком и XXI. Современные западные технологии неразрывно связаны с идеологией. Сама техника несет в себе явный код глобализма и либерализма. Не являются нейтральными в идеологическом смысле ни товары, ни предметы, а уж тем более образовательные методики и научные дисциплины, которые современная Россия сервильно копирует последние 30 лет. Вначале это было сигналом поражения, затем – «хитрым планом» по сосредоточению и подготовке к ответному удару. Удар начался. И что теперь делать с теми элементами, технологиями и институциями, которые Россия скопировала у Запада? Сюда относится далеко не только система образования, но все остальное – IT-технологии, финансовые институты, культурные коды, рыночные механизмы, участие в мировом распределении труда и поставок энергоресурсов, и даже сама демократия, парламентаризм, выборы, права человека, то есть вообще все… У России после 30 лет доминирования именно такой стратегии вообще нет ничего – или, ладно, почти ничего – своего. Болонская система – лишь синдром. В этой проблеме, как в зеркале, видно все остальное.
Так что делать с западными стандартами в ситуации, когда Запад нас выкинул из игры, и мы должны дать ему основательный цивилизационный ответ?

Это вообще главная проблема на сегодня. Она столь остро стала с началом СВО, но в свою очередь от нее напрямую зависит и сама наша Победу. Ведь отношения с тем же Киевом, при всей его невменяемости после Майдана 2014 года, также отсылают нас к этой дилемме.

Москва настаивает: будьте с нами.
Киев спрашивает: куда вы идете, чтобы нам решить с вами или не с вами?
Москва отвечает: мы идем на Запад, в глобальный мир и все для этого стандартизируем. Вот и Болонскую систему ввели.
Киев возражает: если вы на Запад, то мы и сами туда идем, мы ближе к нему и сейчас раз и Болонская система у нас будет.
Москва начинает злиться: а мы тогда сделаем вам больно!
Киев не сдается и дальше про сало, «хероев», безвиз и… Бандеру. Это все мы знаем.

Но ведь все дело-то в ответе на вполне разумный вопрос Киева: куда вы идете? В нашем – лукавом и сознательно уклончивом, а точнее просто неправильным, нечестном – ответе. Если Россия идет на Запад, то все остальные братские народы вполне могут сделать это самостоятельно, без нее. Западные учебники и инструкции к эксплуатации совершенно нетрудно перевести с английского или китайского сразу на украинский, казахский, таджикский и даже чеченский или татарский. Русский в качестве промежуточного совсем необязателен.

Поэтому все разбежались от нас при Ельцине (будь он проклят). Но поэтому же не спешат к нам и при Путине, пока мы все еще остаемся в парадигме: мы идем на Запад.
Сегодня этот лозунг рухнул. Мы и сами, оказывается, туда не идем, и Запад нас не только не ждет, но, оказывается, люто ненавидит – отсюда такая бешеная волна русофобии, лишь вскрытая СВО.
Но 30 лет мы именно шли и так и говорили, что идем, – себе и другим.

Теперь вот стало ясно, что не идем, и чиновники Минобразования спешат показать себя радикальными патриотами: долой Болонскую систему. Не кажется ли, что слишком просто?

Во-первых: отказаться от Болонской системы можно и нужно (мы, патриоты, за это давно боролись), но простой откат системы к советской модели это вообще не выход. Это невозможно и бессмысленно. Необходимо иметь четкую идеологию образования, соответствующую России как цивилизации. Причем как цивилизации, бросившей вызов Западу. Это кто из чиновников Минобра способен хоть на мгновение задуматься о таких серьезных вопросах? Таких нет в природе.

Во-вторых: Болонская система – это о форме образования, равно как и ЕГЭ. Но совсем не затрагивает содержание. Откатить к специалитету и советским стандартам и сохранить либеральное содержание основополагающих гуманитарных дисциплин, это совершено бессмысленное действие. Болонская система призвана синхронизировать либерализм и глобализм содержания образования с общепринятыми на Западе формами обучения и оценки. Образование — главный инструмент власти над умами. Либералы за 30 лет не случайно подготовили целую армию преподавателей – агентов влияния либерализма. Ими полны все российские учебные заведения – прежде всего ВУЗы и Университеты. Этим заведовали западные спецслужбы и активно поддерживали фонды, с ними ассоциированные – как в случае Сороса, но не только. И они-то главное внимание уделяли именно содержанию – идеологическим парадигмам. И с этим вопросом не к чиновникам. Боюсь, правда, что и не к чекистам, ведь каким было их собственное образование? Каким-то особенным? Да, патриотизм подчеркивался, но кто заведовал идеологическим содержанием? И снова откат к старым советским кадрам не выход. Люди это чаще всего достойные, но новый мир понимают лишь частично, хотя этический вектор и сохранился. Этого, увы, недостаточно.

В-третьих: даже если допустить, что власть осознала серьезность проблемы суверенного образования, ранее отданного на откуп либеральной агентуре, и по-настоящему этим озаботилась, то даже в таком случае проблему не решить без аналогичных трансформаций в других областях. Как можно одновременно делиберализировать и девестернизировать образование, и сохранить западные либеральные стандарты во всех остальных сферах жизни? Рынок, капитализм, цифровизация, Искусственный Интеллект, некритическая вера в научный и технологический прогресс, роботизация, в конце концов, демократия, парламентаризм, гражданское общество и права человека – все это кальки либеральных западных стандартов, а они пустили в обществе такие глубокие корни, что сама мысль о необходимости их выдирать кого угодно – во власти, конечно, не в народе (народ все понимает яснее и проще) — приведет в ужас.
Это с необходимостью приводит нас к идеологическим судорогам.

Мол, давайте сами себе построим современный Запад, точно такой же, только без ЛГБТ+. А можно и с ЛГБТ+, только с «патриотическим», лояльным власти. Проклятую западную Болонскую систему отбросим, а сво» «русскую Болонскую систему» внедрим. И так во всем.

Очень умное решение. Пока мы будем над ним работать, что-то по-настоящему осмысленное предлагать бесполезно. Конечно выход есть, но власть вначале должна убедиться в том, что то, что она сегодня предлагает, это не выход вообще. Ничего общего с выходом. Судороги. Не начнем думать суверенно, все сведется к переводу инструкции по эксплуатации пылесоса на старо-славянский или повязывание пылесосу красного галстука.

Я убедился, что совершенно бессмысленно и даже порочно давать советы людям, которые в них не нуждаются, и более того, убеждены, что сами все знают. Поэтому надо быть готовыми к игре зеркал – отказ от Болонской системы, отказ от отказа от Болонской системы, отказ от отказа от отказа от Болонской системы и так в периоде.

И также со всем остальным импортозамещением. Когда этот цикл завершится, тогда и поговорим серьезно о реформах в образовании. И то не с кем попало.

 

Источник:  t.me/russica2

 

Заставка: wikipedia

Перейти к рубрике ШКОЛЬНОЕ ОКНО



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.