Клиенты глобальной культурной машины



усвоил ты себе феминизм с Украиной и Тбилиси с психотерапевтом – всё, ты теперь центровой мэн или герла

Дмитрий Ольшанский

Наша огромная и почти никем не замечаемая проблема состоит в том, что западный мир создал такую грандиозную машину по производству форматов, образцов и культурных стандартов для каждого молодого, образованного и небедного человека в мире, что противопоставить этой машине можно только сидящее в глухой обороне государство с отрицательным социальным отбором, то есть государство, состоящее из тех и предназначенное тем, кто не очень молод, не очень образован, совсем не богат или богат, но заведомо незаконным путем. Государство чиновников, военных, пенсионеров, пролетариев – и, собственно, всё.

Как это работает?

Это хорошо видно в социальных сетях.

Приезжают мальчик или девочка из Пензы или Читы в Москву. Они активнее, ярче, старательнее, амбициознее тех, с кем они выросли, – вот и приезжают.

А дальше, как только их подхватывает университет (если он приличный), фирма (если она с претензиями) или новый дружеский круг (если он примодненный), как только они обзаводятся деньгами в масштабе заметно побольше пензенских и читинских, а равно и всем тем, что на эти деньги можно прикупить, – все, их всасывает эта глобальная машина.

Начинаются украинские флажки, феминизм, “я-мы против поправок в конституцию”, free Navalny, “проработка травм” у психотерапевта, кампусная поэзия без размера и рифмы, контемпорари арт, мантры-чакры, пляжи Тель-Авива, такой прекрасный Тбилиси etc.

Потому что “молодость”, “средний класс”, “интеллигенция”, “креативный класс”, “частный большой бизнес” etc. – уже давно и прочно работают внутри невидимой, но от этого ничуть не менее крепкой структуры управления, по коридорам которой ходят Анджелина Джоли, Илон Маск, одноногая негритянка-лесбиянка, а теперь и Зеленский с Арестовичем, – и выдают каждому прибывшему из Читы неофиту указания – как ему жить, что ему думать, и, главное, как ему выглядеть.

Главное – потому что все эти значки-флажки-юзерпики-брэнды-правильные метки для ориентирования в пространстве, они же не для того существуют, чтобы человек стал вникать всерьёз, что и где происходит. Они – для того, чтобы создать ему, как говорили в моем хипповом детстве, прикид. Или, как говорили в ещё более древние хипповые времена, – центровой прикид.

Усвоил ты себе феминизм с Украиной и Тбилиси с психотерапевтом – всё, ты теперь центровой мэн или герла.

Совсем другое самоощущение от этого возникает.

От этого возникает причастность к чему-то такому, что о Пензе и Чите не хочется даже и вспоминать.

И мимо этой поистине дьявольской машины пролетают только заведомо периферийные, подневольные, вынужденно ограниченные в своих амбициях люди: старики, солдатики, заведующие мелкими чиновничьими “столами” Марь Иванны, работяги. Те, кто либо выживают, либо тащат на себе тяжелую бытовую работу, и им не до жиру, быть бы живу.

А те, кто, цитируя одну литературную пошлячку, расправил плечи – они уже, считай, клиенты глобальной культурной машины, идут в её сеть целыми доверчивыми толпами.

И можно было бы сказать: ну и что с того?

Да только то, что если вы управляете сообществом, которое сопротивляется этой машине, и которое – ровно в силу этого сопротивления – лишается почти всех, кто младше известного возраста, кто богаче известного скромного предела или активнее, амбициознее, моднее, наблатыканнее во всяких культурных материях, – успешно ли вы будете существовать с таким отрицательным цензом?

Так жил поздний Советский Союз. Прочитал три книжки вместо одной, научился играть на гитаре, захотел купить джинсы – всё, ты уже враг Советской власти.

Но тот же самый эффект, который тогда, полвека назад, возникал из-за искусственных, идиотских запретов, которые зачем-то поддерживали коммунисты, – теперь образуется естественным путем, поскольку влияние глобальной машины слишком велико, и ещё сильно прибавилось в новом веке, так что целые классы общества просто смывает в её сторону без всякого специального давления. Они всего лишь покупают айфон – а дальше все само собой происходит.

Можно ли что-нибудь с этим сделать?

Можно ли соорудить альтернативную, хотя бы отчасти сравнимую по своему воздействию культурную машину – но политически “нашу”, “свою”, – которая умела бы воздействовать на моду и технологии, молодость и красоту, университеты и шоу-бизнес, склоняя людей в сторону родины, а не в сторону заграницы?

Это хороший вопрос.

И сколько денег можно освоить, занявшись его решением в случае положительного ответа.

Но если честно – сами-то как думаете?

Вот то-то и оно.

Публикация

Источник:  zavtra.ru

Заставка: wikipedia.

Перейти к рубрике ШКОЛЬНОЕ ОКНО



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.