Легализация «македонцев»: Фанар продолжает раскалывать Православие



Разбираем недавние решения Константинопольского патриархата, направленные на раскол Православия и утверждение доктрины «первый без равных».

9 мая 2022 г. Синод Константинопольского патриархата признал Македонскую церковь и вступил с ее «духовенством» в евхаристическое общение. При этом фанариоты заявили, что своим решением «исцеляют рану раскола», и призвали Сербскую Церковь решить «административные вопросы» с раскольниками в Северной Македонии. Называть легализированную структуру они намереваются «Церковью Охрида» по аналогии с Православной церковью Украины. В этом названии заложена идея, что юрисдикция «Церкви Охрида» будет распространяться исключительно на территорию Северной Македонии, а ее приходы в диаспоре будут находиться в подчинении Фанара.

Историческая справка: кто такие македонские раскольники.

Сами они утверждают, что ведут свою историю от Охридской архиепископии, существовавшей в XI–XVIII веках. В 1019 году вследствие завоевания Болгарии Византией, независимая Болгарская Церковь, имевшая статус автокефалии и патриархата была упразднена и на ее месте возникла Охридская архиепископия со статусом автономии в составе Константинопольского патриархата. В ее каноническую территорию входили Болгария, Македония, Сербия и Румыния. Впоследствии, при изменении политических обстоятельств, Церкви в этих странах отделялись от Охридской архиепископии и восстанавливали (или приобретали) свой автономный или автокефальный статус. В 1767 г. турецкий султан упразднил Охридскую архиепископию, подчинив ее Константинопольскому патриархату в качестве Преспанской митрополии. В 1913 г. епископская кафедра в Охриде перешла в состав Сербской Православной Церкви, в 1915 г. – Болгарской, в 1919 г. – снова Сербской, в 1941 г. – снова Болгарской, и с 1945 г. и до сего дня она находится в составе Сербской Православной Церкви. Эта чехарда юрисдикций дает определенные основания для претензий на Охридскую архиепископию со стороны и Сербии, и Болгарии, а также Фанара.

После Второй мировой войны власти Македонии лоббировали идею создания автономной Македонской православной церкви с центром в Охриде, против чего был Сербский Патриархат. Прийти к согласию не удалось, и в 1967 г. была провозглашена автокефалия Православной церкви Республики Македония. Ее не признала ни одна Поместная Церковь, включая Константинопольскую, до недавнего времени.

В 1998 г. представители Сербской Церкви и македонские раскольники вступили в переговоры, которые длились 4 года и закончились подписанием Нишского соглашения, согласно которому Македонская церковь (МПЦ) получала права широчайшей автономии в составе Сербской Церкви. Но политические власти Македонии не позволили иерархам МПЦ утвердить Нишское соглашение на Соборе. После этого значительное количество македонских верующих во главе с митрополитом Велешским Иоанном (Вранишковским) и большинством монашествующих вышли из раскола и восстановили общение с патриархом Сербским. Организационно они образовали Охридскую архиепископию, которую не признают власти Северной Македонии (современное название Македонии), в то время как раскольническая МПЦ пользуется их полной поддержкой.

В 2005 г. светские власти Республики Македония обратились к патриарху Варфоломею с просьбой признать Македонскую церковь, но получили отказ. В 2009 г. МПЦ заявила о принятии исторического названия «Охридская архиепископия» и стала именоваться «Македонская православная церковь – Охридская архиепископия». В 2017 г. она предприняла неудачную попытку получить автокефалию из рук Болгарской Церкви.

В 2019 году разразился международный скандал. Российские пранкеры опубликовали запись с македонским премьером Зораном Заевым, где тот заявил о готовности дать взятку патриарху Варфоломею за Томос об автокефалии МПЦ. Также Заев тогда заявил, что правительство Македонии уже работает с патриархом Варфоломеем по вопросу получения автокефалии. Также, по его словам, в этот процесс вовлечен и бывший премьер-министр Греции Ципрас.

И вот теперь признание МПЦ Фанаром стало свершившимся фактом. А ведь буквально за несколько дней до этого появились сообщения о переговорах с македонцами Сербского Патриархата, в которых участвовал Патриарх Порфирий. 6 мая 2022 года епископ Зворницкий и Тузланский Фотий (СПЦ) во время проповеди рассказал, что Сербская Церковь и Македонская церковь после многолетнего перерыва возобновили диалог.

Наверняка об этом стало известно на Фанаре, и вот теперь мы «имеем то, что имеем».

Что же получает Константинополь от этого решения?

Вряд ли стоит упоминать скандал со взяткой Заева. Думается, основных выгод – три.

  1. Удар по Сербской Церкви, которая не только не признала ПЦУ, но и активно критиковала Фанар за легализацию украинского раскола.
  2. Еще одно утверждение «Вселенского престола» в Православии как «первого без равных».
  3. Получение македонских епархий и приходов за рубежом.

Реакция Сербского Патриархата на признание македонских раскольников пока неизвестна, зато уже есть реакция сербских СМИ. «Варфоломей разделяет Православие», «Раскол в Православии», «Вселенский патриарх признает и раскольников Черногории», – таковы заголовки публикаций некоторых газет в Сербии. В них говорится, что Фанар ранее не реагировал на желание македонских раскольников вступить с ним в евхаристическое общение. Но после информации о переговорах Сербской Церкви с Македонской, срочно признал раскольников.

Можно предположить, что и позиция Сербской Патриархии будет негативной, поскольку еще в ноябре 2021 г. викарий Патриарха Сербского Порфирия епископ Моравичский Антоний (Пантелич) заявил – если Константинопольский патриарх единолично примет решение об «автокефалии» раскольников в Черногории или Македонии, это может спровоцировать разрыв с Сербской Церковью.

Если разрыв Сербского Патриархата с Фанаром действительно произойдет, то раскол в Православии усугубится и станет практически необратимым. Нынешнее решение Фанар принял без всяких консультаций, не говоря уже о согласии не только Сербской Церкви, но и других Поместных Церквей. Тем самым Фанар продолжает продвигать свою теорию «первый без равных», согласно которой Константинопольский патриарх занимает главенствующее положение в Церкви и может принимать решения, не советуясь ни с кем.

Последнее отвечает позиции Фанара, что все православные диаспоры, где бы они ни находились и от кого бы ни происходили, должны подчиняться Константинополю. В данном случае македонский «улов» совсем немалый – за пределами Северной Македонии находятся три митрополии МПЦ: Европейская, Австралийско-Новозеландская и Австралийско-Сиднейская. Они включают в себя около 800 приходов из 2000 всей Македонской церкви.

Впрочем, Фанар обогатился не только македонскими приходами, но и общинами Киевского патриархата.

Украинские приходы в Австралии

9 мая 2022 г. Синод Константинопольского патриархата подтвердил «перевод» приходов и общин УПЦ КП в юрисдикцию своей Австралийской архиепископии. Сам же этот «перевод» совершила 31 марта 2022 г. Австралийская архиепископия, объявив следующее: «В канонических границах Священной Архиепископии Австралии находятся украинские общины, которые до недавнего времени относились к так называемому и никогда канонически не признаваемому “Киевскому Патриархату”».

Речь идет об общинах, которые примкнули к УПЦ КП согласно указу Филарета Денисенко от 22 марта 2022 г. Официальный сайт УПЦ КП сообщает об этом так: «Указом Святейшего Патриарха Киевского и всея Руси-Украины Филарета от 22 марта 2022 года в состав УПЦ КП принят архимандрит Нектарий (Александратос), канцлер Архиепархии Австралии и Новой Зеландии вместе с приходами и священниками.

В состав Архиепархии Австралии и Новой Зеландии входят несколько общин с храмами и культурными ячейками в Австралии, две общины с храмами в Новой Зеландии, один монастырь во Вьетнаме и один в Индии».

Фанар считает Австралию и Новую Зеландию своей канонической территорией. Однако сам Нектарий Александратос не принадлежит к клиру Константинопольской архиепископии Австралии, хотя ранее был в клире Элладской Церкви.

Здесь следует обратить внимание на следующие моменты.

Во-первых, еще неизвестно, какую сторону займут власти Австралии в вопросе передачи имущественных прав. Вполне возможно, что будут иметь место судебные разбирательства, в ходе которых Фанар вынужден будет заявить что-то похожее на то, что он заявлял по Украине, а именно: все украинские приходы принадлежат ПЦУ, даже если они об этом не знают.

Во-вторых, решение Фанара лишний раз напоминает, что ПЦУ не имеет права окормлять украинцев за рубежом. Эту прерогативу Фанар оставил за собой. Напоминание очень неприятное для ПЦУ, но в чем Фанар прав, так это в том, что данное положение вещей записано в Томосе про «автокефалию» ПЦУ.

«Автокефальная церковь Украины (ПЦУ – Ред.) не имеет канонической юрисдикции в диаспоре, в соответствии с Томосом Автокефальной церкви», – значится в заявлении Фанара. Это, кстати, лишний раз говорит о том, что эта «автокефалия» не является настоящей, и что на самом деле ПЦУ подчинена Фанару во многих важных вопросах.

А в-третьих, Филарет в Украине занимается сейчас ровно тем же самым, что и патриарх Варфоломей на Фанаре: собирает под свой «омофор» раскольников всех мастей и оттенков. Все идентично просто до смешного: Фанар легализовал раскольников Северной Македонии, а Филарет – Австралии и Новой Зеландии. А немногим ранее Филарет «хиротонисал» в «епископы» некоего Хризостома Каллиса, раскольника из Греции.

Кстати, в УПЦ КП уже ответили Фанару. «Епископ Филадельфийский» Богдан Згоба заявил, что общины Киевского патриархата за рубежом не признают над собой власти Константинопольского патриархата.

Непонятки с «каноничностью» Филарета

В рамках борьбы между Фанаром и УПЦ КП за приходы в Австралии получила продолжение тема «каноничности» или «благодатности» Филарета Денисенко.

Напомним, до 2018 г. Константинопольский патриархат считал и Филарета, и УПЦ КП безблагодатными раскольниками, отлученными от Церкви. Но 11 октября 2018 г. Фанар постановил «принимать и рассматривать ходатайства об обращении Филарета Денисенко, Макария Малетича и их последователей» и принял решение их «канонически восстановить в своем иерархическом или священническом чине, а их верующих – восстановить в общении с Церковью».

При этом фанариоты не потрудились даже объяснить, откуда у «духовенства» УПЦ КП появилась благодать епископства, причем задним числом. На это обстоятельство указывали представители многих Поместных Церквей, в частности, архиепископ Албанский Анастасий, который в марте 2019 г. заявил: «Все то время, пока господин Филарет был низложен и анафематствован, он совершал неканонические чинопоследования, которые не являлись действительными Таинствами. Поэтому и совершенные им хиротонии являются недействительными, пустыми, лишенными Божественной Благодати и действия Святого Духа. Среди прочих – и хиротонии последовательно в диакона, священника и, наконец, во епископа его секретаря Сергея Думенко, ныне митрополита Епифания. <…> Мы затрудняемся понять, каким образом недействительное и пустое «по икономии» становится духоносным, каким образом действия, которые представляли собой явную хулу на Святого Духа <…> признаются задним числом “по икономии”». Но Фанар на все это ответил в стиле: «Мы самые главные, нам видней».

В том же решении о «переводе» общин УПЦ КП в Австралийскую архиепископию от 9 мая 2022 г. Синод Константинопольского патриархата заявил, что никогда не признавал Филарета Денисенко в качестве «Патриарха Киевского», как и существование Киевского патриархата. Тем не менее, в документе Филарет именуется митрополитом.

А вот в самой Австралийской архиепископии опосредовано отказали Филарету в епископском сане, заявив, что совершаемые им таинства – недействительны: «Филарета, как самопровозглашенного “Патриарха”, не признает ни одна каноническая Православная Церковь, ни, конечно, Вселенский Патриархат. Поэтому его административные акты и таинства, которые он совершает, недействительны и не существуют для Православной Церкви повсеместно. То же самое относится и к Нектарию Александратосу, который изображает из себя священнослужителя» (Заявление Австралийской архиепископии от 31 марта 2022 г.).

На это Нектарий Александратос вполне резонно ответил: «Мы категорически возражаем против того, что Патриарх Филарет является “неканоничным”. Прокламация Вселенского Патриарха Варфоломея 2018 года очень ясна и основательна: Украинская Церковь и иерарх Филарет, которого мы представляем в Австралии, являются каноническими по указу Вселенского Патриарха и Синода». И он абсолютно прав. Похоже, на Фанаре уже сами не понимают – «благодатный» Филарет, или нет. За короткое время его статус в глазах Константинопольской Церкви менялся несколько раз:

  • С 1992 по 2018 гг. Филарет – не епископ.
  • С 2018 по 2022 гг. Филарет – епископ.
  • С 31 марта по май 2022 г. Филарет – не епископ (согласно заявлению Австралийской архиепископии, его таинства недействительны).
  • С 9 мая 2022 г. Филарет – епископ (в решении Синода Фанара он назван митрополитом).

Уже больше похоже на какой-то анекдот. Но, напомним, все это заявления «Вселенского престола».

Господь наш Иисус Христос когда-то сказал: «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду» (Мф. 12:33).

Выводы

Во-первых, легализация македонцев – это удар как по Сербской Церкви, так и по всему Православию. Раскол углубляется, и шансы на его уврачевание становятся все более призрачными. Действия Фанара – это не что иное как проявление ереси Константинопольского папизма или теории «первый без равных». Без обличения этой ереси уже невозможно заставить Константинопольский патриархат признать свою неправоту и отменить соответствующие решения. Когда Фанар легализовал в 2018 г. украинских раскольников, его предупреждали, что он открывает ящик Пандоры. Так и получилось: теперь все раскольники во всех Поместных Церквах получили возможность ездить на Фанар за признанием. На очереди, надо полагать, признание раскольников в Черногории, что весьма вероятно в свете того, что там поменялось правительство.

Во-вторых, утверждение «переходов» общин УПЦ КП в Австралии к Константинопольской Австралийской архиепископии (которые Думенко считает своими) напоминает, что разрекламированная в Украине «автокефалия» ПЦУ ущербна, поскольку ПЦУ не имеет возможности окормлять украинцев за рубежом и вынуждена отдать их грекам.

В-третьих, из-за чехарды с признанием одних ставленников Филарета Денисенко и непризнанием других, становится все более очевидным, что Фанар совершил грандиозную и преступную ошибку, когда признал задним числом «благодатность» филаретовских «хиротоний». Теперь у Константинопольского патриархата и тех, кто его поддерживает, нет никаких аргументов в противодействии своим раскольникам, которые приезжают к Филарету за «хиротониями».

В целом же, если сравнить нынешнюю ситуацию в Православии с временами, скажем, десятилетней давности, нельзя не заметить, что все изменилось. Отсутствие братства, взаимная критика и даже вражда между Церквами стали обычной практикой. Как и хаос с «каноничностью» рукоположений, который из Украины перекинулся и на остальной мир.

Выход из этой ситуации один – отменить решение о признании Филарета и его последователей «воссоединенными с Церковью», покаяться в сослужении с лицами, не имеющими священного сана, и заявить, что возвращение их в Церковь должно проходить путем покаяния, а получение священного сана – путем канонической хиротонии. Звучит сегодня крайне маловероятно, даже фантастически, но другого пути нет. Все остальное – это поза страуса, а не действительное решение проблемы.

 

Источник:  spzh.news

 

Заставка:  spzh.news

Перейти к рубрике РЕЛИГИЯ



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.