О «специалитете» как форме мышления и болонского процесса

122

Мнение дня от тг-канала “Кипящий МИФИ” @boilingmephi о «специалитете»* как форме мышления и болонского процесса

Следующий за ЕГЭ камень преткновения отечественной высшей школы – вилка между «специалитетом» и «бакалавриатом» при поступлении в университет. Общественное мнение однозначно оценивает реформу высшего образования, приведшую к возникновению бакалавриата в России, как провальную. Обвинение в реформе сыпется на Правительство, которое в 2003 приняло решение присоединиться к Болонскому процессу – переходу к единым образовательным стандартам в Европе по шаблону 4 года бакалавриата + 2 года магистратуры. Говорят, что если бы не это решение, то наши университеты счастливо готовили кадры на «специалитете», и в стране всё было бы гораздо лучше. Так ли это?

«Специалитет» – это не просто форма обучения в университете. Это важный элемент большой системы плановой экономики СССР. И часть из этих аспектов и позволяли существовать такой форме обучения:

1) Отбор в университеты в СССР был значительно жестче. Только каждый 10 выпускник школы получал право попасть в высшее учебное заведение.
2) Система распределения гарантировала трудоустройство на заранее известную вакансию в экономике. Именно рынка труда и конкуренции на нем фактически не существовало
3) Сама экономика была индустриальной, требовала большое число в целом «одинаковых» выпускников с четкими и заранее известными рабочими задачами.

Разрыв между СССР и Россией по перечисленным выше пунктам радикальный. Мы буквально живём в другой стране. Например, в 1975 году в СССР было примерно столько же студентов, сколько в РФ есть сейчас, при том, что население СССР на тот момент было на 100 миллионов человек больше, чем население современной России. Никакого распределения сейчас и в помине нет, а экономика давно и прочно стала рыночной, а главным сектором стала сфера услуг. Также стал значительно шире спектр профессий и перечень обязанностей в рамках одной профессии.

 

Но мало этого, изменилась и ключевая основа образовательного процесса – коммуникация. Нет, люди в целом остались те же, но появление интернета и современных дистанционных образовательных технологий радикально увеличили число возможностей студентов для получения знаний и навыков за границами своей образовательной программы.

Таким образом, от «специалитета» на самом деле к текущему моменту не осталось практически ничего, кроме «срока обучения». То есть реформа специалитета произошла вовремя, иначе бы сейчас нашему высшему образованию было бы значительно хуже.

Тем не менее, реформы 2000-ых по отказу от специалитета до сих пор негативно резонируют в обществе. Это происходит потому, что университеты и их образовательные модели были «переломаны» через колено в угоду европейской интеграции – именно так реформа видится в обществе.

Сейчас всё больше звучат голоса политиков о необходимо «возврата» к специалитету. Главный мотив – понятен. Мы рвём связь с западом, а значит всё, что с запада взяли, надо отменить. Но это ли нам на самом деле необходимо? Очередная радикальная реформа лишь осложнит жизнь высшей школе и студентам. По-настоящему, же необходимо только одно – уйдя от западных штампов («специалитет», кстати, тоже заимствован из Европы, а именно – из Германии) разработать собственную образовательную университетскую модель. И для этого нужны именно те инструменты, которые последние 10 лет использует министерство: формирование вместе с индустрией собственных конкурирующих между собой программ развития отдельных университетов, поддержанное финансированием Правительства.

Ничего радикально не нужно. Нужен десяток лет последовательной реализации собственных университетских программ развития, с последующим отбором лучших практик.

Источник:  t.me/russica2

 

*Специалитет – это уровень квалификации высшего образования в России в советское и некоторое постсоветское время. Он ориентируется в первую очередь на то, чтобы студент получил полную базу нужных навыков и специальную подготовку.

После окончания учебы студент получает квалификацию специалиста, а в дипломе указывается точное название специальности.

Срок учебы, в среднем, составляет 5 лет для дневного и 6 – для заочного отделения, однако, некоторые специальности могут требовать большего срока – к примеру, медицинские.

Специалитет – это оконченное высшее образование, и диплом специалиста дает право дальнейшего обучения и трудоустройства на территории России. Однако, такой диплом имеет некоторые сложности для образования и работы за границей, для этого нужно иметь квалификацию бакалавра или магистра.

 

Заставка:  blanki.goznak.ru 

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: