Отказ ЕС от российского угля будет иметь мировые последствия

87

Текст: Владимир Добрынин

Польша стала первой страной, полностью отказавшейся от импорта угля из России. В ближайшие месяцы так же планируют поступить и другие страны Евросоюза. Однако где они найдут сколько-нибудь равноценную замену, сколько она будет стоить – и чем все это обернется не только для Европы, но и для других регионов мира?

На мировом рынке угля теснота возникла еще до начала специальной военной операции России на Украине. Энергетический кризис и нехватка природного газа в Европе и Азии осенью 2021 года привели к росту потребления «грязнейшего» из видов ископаемого топлива и подъему цен на него. Два крупнейших государства-потребителя угля в Азии – Китай и Индия – изо всех сил пытались закупить достаточное количество этого горючего, поскольку стремительный рост цен на природный газ стимулировал более широкое использование угля для производства электроэнергии. Временами поставки его были серьезно ограничены, в том числе из-за неофициального запрета в Китае на импорт сырья из Австралии.

Спрос на уголь в Китае никуда не денется, страна продолжит максимально использовать его в ближайшие годы. В справедливости этого вывода убеждает статистика: по данным американского энергетического портала OilPrice в течение 2021 года Россия экспортировала 227 млн тонн угля. Чуть больше половины названного количества, а именно 129 млн тонн было отправлено в азиатские страны, среди которых наиболее крупным получателем выступил Китай – 52 млн тонн.

Экономика КНР давно пришла в себя после пандемических сложностей и вновь демонстрирует самые высокие проценты своего роста. Потребности Поднебесной в энергетическом сырье продолжают увеличиваться, что спровоцирует, естественно, увеличение объемов закупаемого ею угля. Но даже и при сохранении размеров поставок ископаемого топлива в Китай на имеющемся уровне доходы России вырастут благодаря подъему цен на сырье.

Только за один день, 5 апреля, свидетельствует норвежское агентство исследований в сфере энергетики Rystad Energy, российский уголь подорожал на $43, достигнув цены 300 долларов за тонну. Год назад биржевая цена этого продукта составляла $70 за 1000 кг. У специалистов мало сомнений, что подсчитанные Брюсселем €4 млрд годовых потерь российской угольной отраслью из-за прекращения экспорта угля в Европу без особого напряжения будут Москве компенсированы увеличением доходов от продаж его в Азию.

«Эти последние санкции – палка о двух концах. Экспорт российского угля оценивается примерно в четыре миллиарда евро в год, и в энергетическом балансе Европы нет простой и равноценной замены российскому углю. Европейские потребители – от крупных компаний до домохозяйств – должны быть готовы к сохранению высоких цен до конца 2022 года, поскольку уголь и газ необходимы для удовлетворения спроса на электроэнергию на континенте», – сказал руководитель группы исследователей Карлос Торрес Диас.

«Европейские страны, где производство электричества на основе угля достигает в энергетическом балансе заметных величин, будут испытывать острую нехватку энергии.

Восполнять ее придется за счет перетоков из других государств, что будет иметь своим следствием повышение цены на киловатт для всех членов ЕС, поскольку рынок у них общий, – добавил он. – Особенно сильно пострадают Восточная Европа и Германия, поскольку они производят значительную часть своей электроэнергии за счет российского энергетического угля. Последние санкции заставят страны искать альтернативные источники поставок на рынке, где цены за последний год выросли более чем в четыре раза».

Согласно данным Управления энергетической информации США, в 2021 году Россия экспортировала в европейские страны ОЭСР и Украину 90 млн тонн угля. Общий спрос на него в Европе достиг в прошлом году около 630 млн тонн, а это означает, что континент получает от России около 14% объема своего потребления этого вида топлива.

Если же рассматривать такую категорию, как импорт энергетического угля Евросоюзом, то в этом случае показатель зависимости ЕС от России намного выше. РФ поставляет 70% всего импорта – как правило, это высокоэнергетический битуминозный уголь, который имеет решающее значение для электростанций, предназначенных для работы на этой спецификации угля.

Искать ископаемое топливо европейцам придется за пределами континента – в Африке, Австралии и Азии. Что вместе с уменьшением предложения товара на рынке, будет только способствовать дополнительному росту цен. А это, в свою очередь, повлечет увеличение стоимости электроэнергии и, соответственно, практически всех товаров, ибо в создании любого продукта энергия играет роль.

В Брюсселе пока еще на эти негативные перспективы не обратили внимания. А может быть, не захотели публично сообщать о них. Наоборот – публично сообщается о «победах». «Наконец-то пришло время сделать этот шаг. Это первый случай, когда мы напрямую санкционируем импорт ископаемого топлива из России, тем самым сокращая важный источник ее дохода», – торжественно заявила председатель ЕК Урсула фон дер Ляйен.

О том, что ее родина ровно половину используемого угля закупает в России, фрау Урсула умолчала: ни к чему рассказывать, что отказ от импорта из РФ самые большие проблемы создаст именно Германии. Промышленники которой уже бьют тревогу из-за нехватки российского газа, что грозит не только снижением температуры в домах немцев, но и остановкой химических и некоторых других предприятий страны (BASF и BOSH – в первых рядах пострадавших).

Заменить поставки угля из России Евросоюз попытается закупками топлива у куда более далеких экспортеров. Доставка продукта из Южной Африки, Колумбии и США, понятное дело, обойдется значительно дороже. Из Австралии, которая тоже рассматривается в Брюсселе как возможный поставщик, тем более.

На поиск новых продавцов, способных отгрузить Европе нужное количество угля взамен уходящего российского, Еврокомиссия отводила первоначально три месяца. После того как Германия, страна, которая наиболее пострадает от вводимого эмбарго (в общем объеме производимого электричества доля угольной генерации энергии составляет 32%), оценила названные сроки как нереальные, время поиска было увеличено до четырех месяцев. К середине августа, по расчетам Брюсселя, все проблемы должны быть решены.

Независимые эксперты же считают, что в конце лета проблемы только начнутся. В частности, израильский портал IsraelNoticias подчеркивает, что Евросоюз – далеко не единственный экономический блок, который будет стремиться найти новые источники угля. Многие азиатские страны также рассчитывают на нероссийский импорт.

«Это означает, что некоторые из крупнейших в мире потребителей угля будут конкурировать на и без того напряженном рынке за новые поставки ископаемого твердого топлива. Ведущие мировые экспортеры угля – Австралия и Индонезия – уже достигли своих пределов добычи, а Южная Африка, еще один крупный производитель угля, сталкивается с логистическими проблемами в своих собственных цепочках поставок.

Европейский союз, вероятно, обратится к США и Колумбии за импортом угля, начиная с августа, а Германия, Польша и Чехия, вероятно, увеличат объемы внутреннего производства. Китай также значительно увеличит объемы добычи угля, однако не будет экспортировать свой продукт, а станет использовать его для удовлетворения своих растущих потребностей», – резюмируют авторы редакционной статьи.

Источник:  vz.ru

 

По теме:

Россия нашла замену Европе для поставок угля

  Текст: Ольга Самофалова     vz.ru

Пока Запад воротит нос от российских энергоресурсов себе в убыток, Индия, наоборот, налаживает новые торговые связи с Россией. Оказалось, что индусы скупают не только российскую нефть, но и российский уголь, на который Европа наложила эмбарго. Эксперты уверены, что Дели легко сможет поглотить европейские объемы угля из России. Но придется проявить индийский характер перед США.

Индия начала закупать не только российскую нефть, но и российский уголь. До введения санкций Запада против российских углеводородов роль российской нефти и угля была незначительной на индийском рынке. Однако прагматичные индусы, судя по всему, готовы стать новым рынком сбыта для России взамен американского и европейского рынка.

В марте поставки угля в Индию из России достигли максимума за последние два года. По данным аналитической компании Kpler, Индия купила у России 1,04 млн тонн угля, что является самым высоким уровнем с января 2020 года, передает CNBC. Целых две трети мартовского объема пришлось на порты Дальнего Востока России. В начале апреля Индия заявила, что планирует удвоить импорт российского коксующегося угля.

В 2021 году ЕС купил у России 48,7 млн тонн энергетического и коксующегося угля на 3,7 млрд долларов. Это чуть меньше четверти от всего российского экспорта угля (227 млн тонн). При этом в последние месяцы Европа стала покупать у России больше – по 5 млн тонн угля в месяц. «Рост поставок в Индию – это рост с очень низкой базы. Но поставки все равно впечатляют», – говорит замруководителя экономического департамента фонда «Институт энергетики и финансов» Сергей Кондратьев. В 2021 году доля российского угля в Индии составляла всего 2%.

До августа, когда начинает действовать запрет ЕС на российский уголь, спрос на него вне Европы существенно вырастет. «Удастся ли перенаправить весь объем с Европы на Восток – это пока открытый вопрос. Но надо понимать, что даже если на первых порах Россия потеряет 1–2 млн тонн месячных отгрузок на экспорт, или 10–20 млн тонн за год, это не станет критичным провалом для российской угольной отрасли и не отбросит ее на десятилетия назад. Российские угольщики вернутся на позиции 2018–2019 годов, у них будут хорошие перспективы на то, чтобы в 2023 году снова начать наращивать экспорт», – считает Кондратьев.

В среднем Россия поставляла в ЕС 4 млн тонн угля в месяц. Потенциально Индия с легкостью может поглотить этот объем, особенно если на российский уголь будет установлена скидка. Денежный вопрос для Индии, как и для многих развивающихся стран, сейчас является крайне важным.

«Для Индии скидки и на нефть, и на уголь просто жизненно необходимы. Дели видит, что происходит на соседней Шри-Ланке, где тяжелое экономическое положение, объявлен дефолт и идут беспорядки.

Индии нужны энергоресурсы по минимально возможной цене, потому что это позволяет ей снизить цены или как минимум не повышать их для населения. У развивающихся стран выбор небольшой: либо поднять цены и столкнуться с очень тяжелыми социальными и экономическими последствиями, либо субсидировать цены на энергию, что сильно бьет по бюджету», – объясняет Кондратьев.

Какие объемы будут перенаправлены из Европы, зависит не только от имеющегося спроса в Индии. Он здесь как раз очень высокий. Индия – второй по величине потребитель и импортер угля в мире после Китая. Индусы зависят от поставок угля на целых 85%. На уголь приходится порядка 70% производства электроэнергии в стране. Россия – шестой по величине производитель угля, причем качественного угля, который будет продавать со скидкой из-за санкций. РФ и Индия могут помочь друг другу в этой ситуации.

Но кроме спроса и предложения, есть ряд других факторов. Во-первых, могут возникнуть логистические проблемы. «Сейчас большой объем поставок угля идет через северо-западные порты. Но для отгрузки угля в Индию лучше выбрать порты юга. Но здесь могут возникнуть сложности с поставками угля по железной дороге. На железную дорогу в южном регионе легла большая пассажирская нагрузка из-за ограничений полетов в регион, что влияет и на грузовой трафик», – объясняет Кондратьев.Во-вторых, проблемы могут возникнуть с сухогрузами, которые необходимы для перевалки угля. Российские экспортеры в основном фрахтовали суда на открытом рынке, и некоторые судоходные компании могут отказаться от работы с ними. Это увеличит ставки фрахта для российских угольщиков. «Однако это не является критичным. Потому что цены на уголь находятся на исторических максимумах. Российские грузоотправители смогут выдержать удорожание фрахта. И при отсутствии формального запрета на работу с угольными грузами из России желающие перевозить российский уголь по таким высоким ставкам фрахта все равно найдутся. Сухогрузы есть и у развивающихся стран», – говорит Сергей Кондратьев.

Третье – чтобы Индия получала российский уголь по выгодной цене, российским компаниям необходимо напрямую договориться с индусскими покупателями о поставках. «В истории с российской нефтью, которая продавалась с рекордной скидкой, выяснилось, что индийские покупатели этой скидки часто в глаза не видели и даже платили за нее с премией к Brent. Потому что они покупали российскую нефть не напрямую, а у международных трейдеров, которые клали сумму скидки себе в карман. Это снижало стимул покупателя к серьезному росту закупок», – рассказывает Кондратьев.

Поэтому по углю России и Индии нужно договориться без посредников. И Россия, конечно, заинтересована в заключении не спотовых, то есть разовых, а долгосрочных контрактов на год или больше.

Еще один риск – геополитический. «В Индии достаточно много частных потребителей. Они больше внимания обращают на скидки, но в отличие от госкомпаний, скорее, испугаются санкционных угроз со стороны США и Европы из-за сотрудничества с российскими компаниями», – считает эксперт ИЭФ. США уже пытаются заставить Дели, пока на словах, принять более антироссийскую позицию. Такое давление против Индии будет усиливаться, считает эксперт.

«Если Индия проявит характер в связи с давлением США, то через время она может забрать себе почти весь наш экспорт угля в ЕС»,

– считают аналитики «Фридом Финанс». Потребление угля в Индии в 2021 году выросло до 1,06 млрд тонн, но добыча в 2020–2021 годах упала до 716,1 млн тонн. «Даже увеличив добычу в 2022 году, Индии все равно приходится импортировать более 200 млн тонн. А России надо перенаправить порядка 50 млн тонн. Ранее правительство Индии уже говорило о своих намерениях увеличить импорт из России до 40 тонн в год. Если этот план реализуется, то большая часть экспорта уже будет переориентирована, останется найти покупателей примерно на 10 млн тонн, что в условиях мирового дефицита сделать будет несложно», – отмечают аналитики «Фридом Финанс».

Индия и Китай вместе могут забрать на себя весь российский объем с европейского рынка. Китай импортирует примерно столько же угля, что и Индия, – более 200 млн тонн. Власти Кузбасса уже заявили о готовности переориентировать экспорт угля с ЕС на Китай и Индию, в прошлом году в ЕС из этого региона было отгружено 36,3 млн тонн. Дели и Пекин к тому же обсуждают с Москвой возможность оплаты в местных валютах и с помощью местных платежных систем, что обезопасит эти сделки от «рук» Запада.

Если из Европы российский газ уйдет в Индию, то какому-то поставщику придется уйти с индийского рынка. Крупнейшим экспортером угля в Индию сегодня является Австралия.

«Если Индия продолжит наращивать поставки из России, то австралийский уголь уйдет на рынки Евросоюза. Причем Австралия географически находится гораздо дальше от стран ЕС, чем Российская Федерация, а значит и цены на уголь тоже будут выше

из-за увеличения расходов на логистику. А для Индии цены, наоборот, станут ниже, так как Россия пока вынуждена продавать свои энергоресурсы с большим дисконтом. Он доходит до 20–30%», – отмечают аналитики «Фридом Финанс».

Судя по всему, не Китай, а именно Индия может выиграть от всей этой санкционной борьбы Запада с Россией, если искать хоть какие-то плюсы в ситуации.

«На мой взгляд, проиграют абсолютно все, потому что общий уровень цен растет и вырастет еще. Конечно, индийские компании будут покупать российскую нефть и уголь со скидкой, но надо понимать, что эта скидка будет от уже высокой цены. При этом экономики Индии, Европы, США и России проигрывают, потому что цены на многие товары сейчас находятся на максимальном уровне. России в какой-то мере это выгодно, потому что мы экспортируем много энергоресурсов и сырья, выросших в цене. Но из-за санкционных ограничений эта выгода тоже неполная», – заключает Сергей Кондратьев из ИЭФ.

 

 

Заставка:  wikimedia

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: