Борис Кагарлицкий о логистических цепочках эпохи экономической войны



Мнение дня. Профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН), автор канала «Кагарлицкий letters»  Борис Кагарлицкий о логистических цепочках эпохи экономической войны.

Балтийские страны собираются закрывать грузовое сообщение с Россией. Подробности того, как будет реализована транспортная блокада, пока не ясны, но очевидно, что это закономерный и неизбежный этап разворачивающегося конфликта.

Несложно догадаться, что какое-то количество товаров все равно будет поставляться из Западной Европы в Россию и обратно. Но наиболее простой и быстрый путь оказывается закрыт. Наиболее вероятной альтернативой остается Грузия, которая именно потому и отказывается присоединяться к санкциям.

Для Грузии это хорошие новости. Для России — плохие. Даже если товары и будут доставляться, стоить они будут дороже, появляться у нас на складах и на прилавках позже. Да и общее количество поступающей к нам продукции сократится.
Грузы, поступающие из Евросоюза автомобильным транспортом, по большей части предназначены для удовлетворения потребительского спроса. На данный момент, несмотря на «сахарную панику» и некоторые другие эксцессы, рынок реагирует на происходящее в основном повышением цен. Полки если и пустеют, то ненадолго. Пока на складах сохраняются товарные запасы, а импортная продукция хоть и в небольших количествах поступает, ситуация не выглядит критической.

Но запасы понемногу исчерпываются. К тому же за границей сокращается спрос на российские энергоносители. И тут, как назло, политические факторы соединяются с естественным ходом вещей: начинается весна, потребность в топливе падает. А что будет к следующей зиме и как страны ЕС к ней подготовятся — вопрос другой. В отличие от российских чиновников, европейская бюрократия умеет реализовывать среднесрочные и долгосрочные программы (хотя идеализировать её эффективность тоже не следует).

Россия сейчас страдает не только от резкого падения импорта, но и от менее резкого, но всё же чувствительного (а главное — нарастающего) сокращения экспорта. Как известно ещё из советских мультиков, чтобы что-то (ненужное) купить, нужно сначала что-то (ненужное) продать. Вывоз товаров падает, а как следствие, сокращается производство и покупательная способность населения. Дефицит денег у граждан смягчит на потребительском рынке проблему дефицита товаров. Но вряд ли стоит этому радоваться.

О том, что в краткосрочной перспективе заменить импортные товары отечественными удастся лишь в очень небольшой мере, на самом деле все отлично знают, какие бы оптимистические прогнозы ни делали чиновники. Однако если власть имущие и дальше будут реагировать на происходящее не практической работой, а очередными потоками казенного оптимизма, то и в среднесрочной перспективе надеяться не на что. Формула экономического будущего у нас в стране предельно проста: чем более шапкозакидательские прогнозы делает начальство, чем больше восторга льется с экрана телевизора, тем меньше шансов, что хоть что-то изменится к лучшему.

Необходимо понять: сама по себе транспортная блокада «взятая отдельно» не представляет критической угрозой для экономики России. Но в том-то и беда, что ничего не будет «взято отдельно», все будет «взято вместе». Сочетание многочисленных ограничений и санкций с нашей собственной неэффективностью, коррупцией и бюрократическим самодовольством гарантированно ведет к катастрофическим последствиям.

 

 

Источник:  t.me/russica2

 

Заставка:  wikipedia

Перейти к рубрике ПОЛИТИКА



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.