Борис Кагарлицкий о логистических цепочках эпохи экономической войны

218

Мнение дня. Профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН), автор канала «Кагарлицкий letters»  Борис Кагарлицкий о логистических цепочках эпохи экономической войны.

Балтийские страны собираются закрывать грузовое сообщение с Россией. Подробности того, как будет реализована транспортная блокада, пока не ясны, но очевидно, что это закономерный и неизбежный этап разворачивающегося конфликта.

Несложно догадаться, что какое-то количество товаров все равно будет поставляться из Западной Европы в Россию и обратно. Но наиболее простой и быстрый путь оказывается закрыт. Наиболее вероятной альтернативой остается Грузия, которая именно потому и отказывается присоединяться к санкциям.

Для Грузии это хорошие новости. Для России — плохие. Даже если товары и будут доставляться, стоить они будут дороже, появляться у нас на складах и на прилавках позже. Да и общее количество поступающей к нам продукции сократится.
Грузы, поступающие из Евросоюза автомобильным транспортом, по большей части предназначены для удовлетворения потребительского спроса. На данный момент, несмотря на «сахарную панику» и некоторые другие эксцессы, рынок реагирует на происходящее в основном повышением цен. Полки если и пустеют, то ненадолго. Пока на складах сохраняются товарные запасы, а импортная продукция хоть и в небольших количествах поступает, ситуация не выглядит критической.

Но запасы понемногу исчерпываются. К тому же за границей сокращается спрос на российские энергоносители. И тут, как назло, политические факторы соединяются с естественным ходом вещей: начинается весна, потребность в топливе падает. А что будет к следующей зиме и как страны ЕС к ней подготовятся — вопрос другой. В отличие от российских чиновников, европейская бюрократия умеет реализовывать среднесрочные и долгосрочные программы (хотя идеализировать её эффективность тоже не следует).

Россия сейчас страдает не только от резкого падения импорта, но и от менее резкого, но всё же чувствительного (а главное — нарастающего) сокращения экспорта. Как известно ещё из советских мультиков, чтобы что-то (ненужное) купить, нужно сначала что-то (ненужное) продать. Вывоз товаров падает, а как следствие, сокращается производство и покупательная способность населения. Дефицит денег у граждан смягчит на потребительском рынке проблему дефицита товаров. Но вряд ли стоит этому радоваться.

О том, что в краткосрочной перспективе заменить импортные товары отечественными удастся лишь в очень небольшой мере, на самом деле все отлично знают, какие бы оптимистические прогнозы ни делали чиновники. Однако если власть имущие и дальше будут реагировать на происходящее не практической работой, а очередными потоками казенного оптимизма, то и в среднесрочной перспективе надеяться не на что. Формула экономического будущего у нас в стране предельно проста: чем более шапкозакидательские прогнозы делает начальство, чем больше восторга льется с экрана телевизора, тем меньше шансов, что хоть что-то изменится к лучшему.

Необходимо понять: сама по себе транспортная блокада «взятая отдельно» не представляет критической угрозой для экономики России. Но в том-то и беда, что ничего не будет «взято отдельно», все будет «взято вместе». Сочетание многочисленных ограничений и санкций с нашей собственной неэффективностью, коррупцией и бюрократическим самодовольством гарантированно ведет к катастрофическим последствиям.

 

 

Источник:  t.me/russica2

 

Заставка:  wikipedia

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: