Санкции не остановят цифровую трансформацию образования

252

Светлана Цикулина

Цифровизация образования, переформатирование традиционной системы обучения, резко ускорившиеся в период пандемии, вызвали неприятие большого количества педагогов и родителей. Несмотря на снятие ковидных ограничений, в ряде вузов лекции продолжают идти в онлайн-формате, а эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды в школах собираются распространить на все регионы страны. Тем временем западные санкции могут отрезать Россию от иностранного программного обеспечения и популярных образовательных платформ. Однако, по мнению экспертов, это лишь затормозит, но не остановит тотальную цифровизацию.

Национальный проект «Образование», утверждённый задолго до введения текущих санкций против России, предполагал полный переход на российское ПО (видеоконференции и мессенджеры) всех госучреждений, в том числе школ и университетов. В дорожной карте, подписанной вице-премьером Михаилом Мишустиным ещё в сентябре 2021 года, указывалось, что к февралю 2022 года учебные заведения должны перевести всё дистанционное взаимодействие с учащимися и родителями с иностранных платформ Zoom и Microsoft Tеams на российский «Сферум» – совместный проект VK и ПАО «Ростелеком».

Однако большинство учебных заведений до последнего затягивали переход на новую программу, в том числе из-за трудностей с регистрацией и работой в системе. Пользоваться иностранным ПО продолжали и многие российские чиновники. В связи с введением против России санкций Европой и США этот переход теперь, очевидно, будет осуществляться в авральном порядке. В начале марта Microsoft сообщил о решении приостановить продажу своего ПO и его поддержку в России. Не исключено, что в ближайшее время для российских пользователей могут стать недоступны программы для проведения видеоконференций Zoom, Skype и Microsoft Teams. С 14 марта в связи с размещением информации, содержащей призывы к насилию против российских военнослужащих, под блокировку в нашей стране попали Instagram и Facebook.

Тем временем министр просвещения Сергей Кравцов выразил уверенность, что российское образование не пострадает от иностранных санкций: «Мы обеспечены финансово и понимаем, какое оборудование нужно. Парты, стулья – всё это производится в России. Что касается электроники, то в рамках нацпроектов тоже есть отечественные разработки. С 1 января следующего года мы переходим на нашу государственную информационную систему с отечественным программным обеспечением. У нас есть “Сферум”, который мы сейчас донастраиваем, проводим апробацию. Будем его использовать. В этом отношении система образования готова, каких-то серьёзных угроз и проблем мы не видим».

Эксперт лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ Кирилл Савицкий также уверен, что текущие обстоятельства никак не повлияют на процесс цифровизации российского образования.

«Паровоз уже разогнался, санкции не повлияют на переход учебных заведений на цифровые технологии».

Кирилл Савицкий | эксперт лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ Кирилл Савицкий
эксперт лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ

– На большинство школьных компьютеров уже установлено отечественное ПО на базе Linux, наша платформа «Сферум» запущена и практически готова к использованию. Нынешняя ситуация лишь ускорит переход вузов и школ на отечественные разработки, – пояснил он «Октагону». – Наши программы позволяют решать все образовательные задачи, в частности полноценно обучать детей программированию и 3D-моделированию. Проблема только в том, что часть педагогов и преподавателей, в основном старшего возраста, не стремятся осваивать новые технологии, но таких людей не более 10–15 процентов. К тому же пока все иностранные образовательные программы могут использоваться на территории нашей страны, и мне не кажется, что они в ближайшее время уйдут с рынка. Есть несколько украинских разработок, которые уже, естественно, стали для нас недоступны, но их доля на рынке невелика, и их уход не окажет влияния на образовательный процесс в целом.

Школы оказались не готовы к санкциям

Между тем далеко не все учебные заведения форсировали переход на отечественные разработки. В январе столичный департамент информационных технологий закупил для образовательных учреждений программное обеспечение Microsoft почти на 26 млн рублей. Нарушение постановления Правительства и указания президента по переходу на отечественное ПО в мэрии объяснили отсутствием российских аналогов приобретаемым иностранным программам. На текущий момент в московских школах используется в образовательных целях и большое количество иностранных ноутбуков и принтеров, расходные материалы и комплектующие к которым сейчас стремительно растут в цене.

В начале марта департамент образования и науки города Москвы разместил на сайте госзакупок тендеры на поставку оригинальных картриджей для лазерных принтеров HP и блоков питания для Apple MacBook для нужд образовательных учреждений. Приобретение картриджей только для трёх столичных учебных заведений обойдётся городу почти в 2,4 млн рублей.

Учителя подтверждают, что школы оказались не готовы к обрушившимся на страну санкциям.

– В нашей школе пока в срочном порядке перевели служебную почту на Google и школьный чат с WhatsApp на Telegram, – рассказывает учитель начальных классов одной из московских школ. – Заявки на замену и заправку картриджей принимаются, но не понятно, сколько придётся ждать, и раньше это был не быстрый процесс. Проблема в том, что в последние годы после запрета на покупку родителями рабочих тетрадей к учебникам печатать приходилось много. По ряду предметов школа тетради не закупает, а полноценно учить без них детей младших классов очень сложно. Раньше я заправляла картридж два раза в год за свой счёт, но теперь не знаю, сколько это будет стоить и будут ли они вообще в продаже. Принтеры и ноутбуки у большинства учителей старые, работают на Windows.

Учитель уточняет, что её муж работает преподавателем в столичном вузе. Лекции у них до сих пор проходят в онлайн-формате на платформе Microsoft Teams.

Серьёзные сбои по-прежнему возникают и в работе Московской электронной школы. В январе во время вспышки омикрона в столице ученики, оказавшиеся на карантине, периодически не могли подключиться к урокам, временами система не позволяла даже войти в электронный дневник.

– Электронные домашние задания и сейчас нормально выполнить удаётся далеко не всегда, – рассказывает мама пятиклассника Елена. – Программа позволяет зайти в систему, но после первого же ответа выбрасывает оттуда, и так происходит регулярно. Из-за этого родители позволяют детям бойкотировать такую домашку, к счастью, большинство учителей не требуют её выполнения в обязательном порядке. Я не очень понимаю, о каком глобальном импортозамещении может идти речь, если за два года чиновники не способны даже наладить нормальную работу МЭШ. Во время карантина учителям приходилось рассылать детям прямые ссылки на Microsoft Teams, войти на урок через дневник часто было невозможно. Боюсь, что со «Сферумом» ситуация может быть ещё хуже. Одна надежда, что в ближайшее время ковид не вернётся и все будут учиться очно.

Поддержки у родителей не вызывает и продвижение в образовательной среде соцсети VK. Взрослые уверены, что проект «Учись VK» вряд ли окажется лучше аналогичного в TikTok, продвигаемого Минпросвещения прошлой осенью.

– VK на сегодняшний день никакого доверия у родителей не вызывает, – говорит мама 8-классницы Алина. – Там по-прежнему присутствует большое количество деструктивных групп. В связи с этим в штыки у родительской общественности было воспринято требование о регистрации на платформе «Сферум», озвученное в ряде учебных заведений. Регистрация возможна только через сеть VK, далеко не все подростки имеют аккаунт в этой сети, и родители абсолютно не хотят их к этому подталкивать. На мой взгляд, Instagram был более безопасным с точки зрения деструктивного влияния. Вопрос, смогут ли наши чиновники привести российскую соцсеть в порядок, пока мы слышим только пустые обещания.

Цифровизация не сдаётся

Эксперты и представители родительских движений сходятся во мнении, что цифровизация образования, внедрение проекта «Цифровая образовательная среда» (ЦОС) и окончательный слом традиционной системы не остановятся из-за санкций.

Директор фонда «Достояние Отечества», кандидат исторических наук Ольга Четверикова считает, что текущая ситуация лишь отчасти затормозит тотальную цифровизацию.

«Скорее всего, в нынешних условиях процесс слома традиционной образовательной системы, тотальной цифровизации немного замедлится, но, в целом, будет идти по плану. Сотрудничество с идеологами Запада в этом вопросе никто не разрывал».

Ольга Четверикова | кандидат исторических наук, директор фонда «Достояние Отечества» Ольга Четверикова
кандидат исторических наук, директор фонда «Достояние Отечества»

– Мышление наших чиновников не изменилось, они смотрят на мир через призму оцифровки всего и вся. Достаточно посмотреть хотя бы на недавно озвученную идею виртуальной биржи импортозамещения вместо реальных шагов в сторону импортозамещения, индустриализации. В ряде университетов лекции хотят перевести на постоянный дистанционный формат. Вероятно, если общество не будет активно противостоять цифровизации, в будущем этот процесс будет активно насаждаться с помощью китайских технологий вместо американских. Сейчас очень многое будет зависеть от самих граждан, – поясняет эксперт.

Лидер движения «Родители Москвы» Илона Менькова рассказала «Октагону», что на данный момент родительское сообщество не видит никаких признаков ослабления напора со стороны цифровизаторов и разрушителей образования.

– Внедрение эксперимента ЦОС продолжается, школьные учебники чем дальше, тем глупее, запрета на применение дистанта нет, а значит включить его снова можно в любой момент, – поясняет общественница. – МЭШ и ЭЖД никуда не исчезают, а только укрепляются, пополняясь всё новыми данными о наших детях, включая медицинские, что уже даже небезопасно. Все вредоносные тенденции в образовании по-прежнему насаждаются. Возьмём, например, новое детище департамента образования Москвы «Осмысленное чтение», автором которого является Наталья Киселёва, заместитель руководителя ведомства. Сразу напрашивается вопрос: а раньше в школах учили бессмысленному чтению?

Илона Менькова считает, что только дальнейшая и усиливающаяся активность неравнодушных к будущему наших детей и страны родителей может помочь сменить курс в образовании с текущего разрушительного на созидательный:

– Мы не намерены останавливаться, чтобы появилась политическая воля, нужно демонстрировать волю народа, а большинство родителей однозначно выступают за сохранение и возрождение традиционного образования, которое много десятилетий демонстрировало свою эффективность на практике. Сейчас очень важно, чтобы мы, родители, продолжили выступать единым фронтом. Нас не должна вводить в заблуждение отмена ковидных мер и отсутствие дистанта, поскольку курс не сменён и бездумное насаждение цифровизации в интересах отдельных лиц продолжается.

По словам активистки, на фоне закрытия на территории России Instagram, TikTok и Facebook родители хотели бы увидеть, что прекратилось преступное затягивание детей в соцсети.

– Но, к сожалению, улучшения ждать не приходится, теперь всех, включая детей, зазывают в VK, в котором хватает суицидальных групп, порнографии, ЛГБТ-сообществ и прочего непригодного для детей контента, – уточняет Менькова.

«Роскомнадзор совершенно не озабочен удалением опасного контента и обеспечением безопасности наших детей. Напомню, что небезызвестная псевдообразовательная платформа “Сферум”, которую активно продвигают вредители из Министерства просвещения, создана на базе VK и вход на неё осуществляется с помощью учётной записи этой соцсети».

Илона Менькова | лидер движения «Родители Москвы» Илона Менькова
лидер движения «Родители Москвы»

Позиции о недопустимости тотальной цифровизации общества и образования в частности придерживается и Русская православная церковь. Тему негативного воздействия на детей цифровых технологий не раз поднимал патриарх Кирилл. На эту проблему 14 марта ещё раз обратил внимание в своём телеграм-канале иерей Фёдор Лукьянов:

«Цифровизация образования не защищает ребёнка от информации, причиняющей вред его здоровью. Ведь чем больше ребёнок проводит с гаджетами, тем больше у него доступа к деструктивной информации, заполоняющей интернет-пространство… Кроме того, сегодня цифровизация также предполагает ведение цифрового профиля ребёнка, что создаёт угрозу усиления внутреннего давления государственных институтов, угрозу полного контроля над личностью человека, семьёй, обществом, угрозы утраты данных об успеваемости, угрозы фальсификации данных. Создание портфолио, траекторий – всё это сужает рамки развития личности, загоняет в узкий коридор возможностей и влечёт за собой риск перехода к сегрегации, лицензированию создания семьи, рождения ребёнка, выбора профессии и другие формы мягкого насилия над природой и жизнью человека».

 

Источник:  octagon.media

Заставка:  edu.gov.ru

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: