О влиянии санкций на международное академическое сотрудничество



Мнение дня.
Ректор Университета управления ТИСБИ, кандидат технических наук Алексей Лопатин о влиянии санкций на международное академическое сотрудничество.

Санкционная истерия в отношении нашей страны конечно же сказалась и на академической сфере. Сейчас уже очевидно, что под «раздачу» попали практически все программы международного сотрудничества как в исследовательской, так и в образовательной сфере. Однако совершенно не факт, что наша страна в результате окажется в проигрыше.

Как и при любых кризисах, видимые проблемы могут быть с лихвой компенсированы открывающимися возможностями. Но, для этого, по моему мнению, необходимо еще и создать благоприятные условия.

Необходимо формировать, наконец-то, независимую протекционистскую политику по отношению к системе профессионального и высшего образования. Хотим мы этого или не хотим, но в нынешней ситуации без этого уже не обойтись. Частью такой политики должно быть развитие системы финансирования государственного задания (контрольных цифр приема) со стороны государства. Так, необходимо заняться формированием положительной мотивации к обучению как со стороны студентов, так и преподавателей. Для этого нужно отказаться от «удавки» – системы подушевого финансирования. Так как такой подход просто невыгоден для университетов: отчислил студентов-двоечников – потерял преподавательские ставки. Прискорбность этой ситуации в том, что и сегодняшние студенты все это очень хорошо понимают и пользуются несовершенством системы, просто «разлагая» молодежную среду. Да, это повлечет необходимость увеличения финансирования, но парадигму «качественное образование не может быть дешевым» никто не отменял.

И вообще, проектное финансирование университетов – это несомненное движение в правильном направлении. Но мы сейчас наблюдаем, как быстро девальвируются все показатели программ развития университетов буквально за очень короткий промежуток времени. И то, что еще летом 2021 года казалось непоколебимой «генеральной линей» развития академической среды, сейчас подлежит реформированию как рудимент.

-Необходимо наконец-то окончательно и бесповоротно либерализовать законодательство в области внутрироссийской и международной академической мобильности как студентов, так и преподавателей. В этом вопросе не может быть полумер. На сегодняшний день деятельность наших университетов в этой области с родни подвигу, совершаемому на минном поле. Никогда не знаешь, когда же придет надзор и накажет. Любой, кто открывал совместные образовательные программы или программы двойных дипломов сразу же меня поймет.

Следует обратить внимание на развитие технологий, изменения технологических укладов и обусловленной этими факторами перманентной трансформацией потребностей рынка труда. Никакие даже самые продвинутые профстандарты не угонятся за требованиями высокотехнологичных отраслей промышленного производства. Не нужно пребывать в этих иллюзиях. Современная школа с ее попытками профилизации уже вышла за рамки простого общего образования. Это реальность, в которой мы уже живем. Значит, мы должны реагировать – формировать интегрированные образовательные программы с «захватом» части профессиональной подготовки. Вместе с тем, уже сейчас проглядывается нехватка специалистов с высшем образованием, например, на уровне бакалавриата, обладающие широким спектром прикладных компетенций, присущих профессиональному образованию. Это означает, что нужно сделать еще один шаг и сформировать новый уровень образования – прикладной бакалавриат со сроком обучения до 5 лет. При этом принимать на эти программы на базе 9 классов. Этим мы обеспечим формирование прослойки технически грамотных специалистов с высшим образованием.

Считаю, что объективной точкой роста для всей отечественной многоуровневой системы образования может стать формирование совершенно новой методологии дистанционного образования. На сегодняшний день нигде в мире нет единого и успешного подхода к решению этого вопроса. Тот, кто учтет все нюансы и предложит систему, обеспечивающую поддержание мотивационных аспектов обучения, будет впереди.

 

Источник:  t.me/russica2

Заставка:  pixabay.com

Перейти к рубрике ШКОЛЬНОЕ ОКНО



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.