О позиции ЦБ по криптовалюте (из аналитической записки)

137

Незыгарь

1. Набиуллина на пресс-конференции 11 февраля подтвердила жесткую позицию ЦБ, отвергающего легализацию криптовалют как средства платежей. Ее оценки Концепции законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют, разработанной Минфином по поручению Президента и одобренную Правительством свелись к утверждению, что «предлагаемые правительством подходы не нивелируют риски, которые мы видим, при этом создают новые угрозы».

2. Единственный публичный документ, из которого можно получить представления ЦБ о рисках криптовалют — «Доклад для общественных консультаций Криптовалюты: тренды, риски, меры» (январь 2022) – не содержит конкретных примеров и расчетов, на основании которых ЦБ делает глобальные выводы о высокорискованных криптоактивах, которые могут разорить тысячи их держателей.
Раздел 3 доклада, формулируя основные по ЦБ угрозы — благосостоянию граждан, финансовой стабильности и расширения нелегальной деятельности — подтверждает эти тезисы графиком взаимосвязи между ценой биткойна и заявлениями Маска и компании Тесла в период с 1 января 2021 по 1 января 2022. Цена биткойна колебалась между 30 тыс и 50 тыс долларов, повторяя динамику нефтяных и некоторых сырьевых котировок. При этом неясно, какое отношение эти умозаключения имеют к обороту биткойнов внутри России, и какое количество криптодержателей пострадало в результате словесных интервенций Маска, а также как колебания биткойна сказались на стабильности рубля.

3. Реальность остальных угроз в трактовке ЦБ также проиллюстрирована, в частности, фрагментами из практики Комиссии по торговле фьючерсами США, или японской криптобиржи Mt.Gox в 2014 (!) году, и другими (ЮАР)не имеющими никакого отношения к финансовой системе России. Таким образом утверждения о трех видах угроз не подкреплены конкретными примерами из российской практики. А «риски для финансовой стабильности» криптовалютных объёмов в размере 2 трлн виртуальных рублей при размерах широкой денежной массы по данным ЦБ на 1 января 2022 года в 83 триллиона 761 миллиард рублей представляются несколько преувеличенными.

4. Концепция Минфина предполагает легализовать криптовалюты, придав им юридический статус, который позволит распространять на крипту все ограничения и контрольные нормативы рынка ценных бумаг. Будет формализован статус ЦФА, а также проведена квалификация инвесторов. Криптовалюта таким образом будет введена в систему отечественного банковско-финансового законодательства, в разработке которого принимал активное участие регулятор с учетом всех возможных рисков. Контроль и регулирование криптовалют, приравненных к ценным бумагам, позволить пресекать возможные риски для игроков, препятствуя уходу криптоденег в теневой оборот, где отслеживать их движение практически невозможно.

5. Набиуллина проиллюстрировала степень рисковости криптовалют примером с валютной ипотекой, когда «люди охотно брали ипотеку, не понимая, какие риски они взяли на себя, а после обвала рубля в 2014 встал вопрос, почему это не было запрещено». Исходя из этого высказывания, можно констатировать, что в ЦБ не понимают природу разницы между криптовалютами и фиатными деньгами, равно, как и отличие вполне материальных активов (ипотечного жилья) от виртуальных инвестиций.
В России валютный ипотечный кризис стал возможным вследствие не имеющих фундаментальных экономических предпосылок обвалом курса рубля в конце 2014 года. После того, как ЦБ по указанию Набиуллиной в одночасье повысил ключевую ставку с 10,5% до 17%, устранившись от валютных интервенций, создания валютного коридора и контроля за курсом, спекулятивная атака на рубль обрушила его с 32 до 67 (в моменте до 75) единиц за доллар, закрепив эту пропорцию (с тенденцией к росту) до сих пор. Соответственно, была пересчитана валютная ипотека, обладатели которой, граждане РФ, обоснованно надеялись, что ЦБ выполнит свою основную конституционную функцию — защитит и обеспечит устойчивость рубля (ст.75, ч.2 Конституции РФ), а также «обеспечит стабильность финансового рынка РФ» (ст. 3 ФЗ-86).

6. Демонстративный отказ ЦБ от легализации и контроля всех видов криптовалют означает, что, как и в случае с контролем валютного курса, регулятор уходит от решения проблемы, которая может развернутся в теневом поле с непредсказуемыми результатами. Однако, как и во многих других случаях (вывод капиталов за рубеж через фиктивные банкротства кредитных учреждений, операции с «керри-трейд» и утечка инсайдерской информации на торгах ММВБ, о чем задним числом (спустя несколько месяцев) сообщает регулятор, степень ответственности руководителей ЦБ осталась за пределами внимания правоохранительных органов и законодателей.

7. Легализация криптовалют и использование их в качестве ЦФА создает серьезную угрозу для мировых валютно-сырьевых спекулянтов. Повышение ключевой ставки ЦБ до 9,5% при неизменных ставках центробанков ОЭСР увеличивает маржинальность операций «керри-трейд» на 0,7% – 0,9%. В целом при нулевой на 1 февраля базовой ставке Евроцентробанка, прибыльность «керритрейда», объективно стимулируемого политикой ЦБ, достигает 5% и выше. Учитывая, что только по паре «рубль-доллар» на ММВБ ежедневно совершается сделок на 500 млрд и больше рублей, становится ясной прямая зависимость вывода капитала ото повышения ключевой ставки: 2019 — 27 млрд долларов; 2020 — 53 млрд долларов; 2021 — 72 млрд долларов или около 6 триллионов рублей (27% годовых доходов федерального бюджета) по официальным данным. Неофициальные экспертные оценки как минимум удваивают сумму вывозимых ресурсов. Эти тенденции, за которые ответственен ЦБ, представляют кратно большую угрозу «финансовой стабильности», чем гипотетические риски легализации криптовалют.

 

Источник:  t.me

Заставка:  pixabay

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: