Чёрное незолото нарасхват



Анна Таволга

Рост экспорта российского угля в совокупности с сокращением поставок на внутренний рынок стал ключевой причиной возникновения дефицита этого вида топлива в ряде регионов в преддверии зимы 2021–2022 года. Среди наиболее пострадавших – Сибирь, Дальний Восток, Алтай и Калининградская область. Удалось ли купировать проблему, насколько сильно влияние внешней конъюнктуры и как ситуация будет развиваться в этом году, выяснял «Октагон».

К весне вагончик тронулся

В январе власти отрапортовали о полном закрытии потребности одного из пострадавших от угольного дефицита субъектов РФ – Калининградской области. Региональное министерство строительства и ЖКХ доложило о прибытии 90 вагонов угля и перспективах получения ещё 140 вагонов в течение месяца. Таким образом попытались решить проблему, выявленную ещё в ноябре 2021 года, когда нехватку угля ощутили на себе как жители частных домов области, так и теплоснабжающие организации.

В качестве причин сбоев поставок были обозначены, с одной стороны, нехватка вагонов, с другой – переправка большого количества груза в Польшу. Долгожданное появление угля было воспринято жителями области с изрядной долей скепсиса. «Скоро весна. А чего не привезти уголька? Просто праздник для народа», – пишет на информационном сайте города Гусева под новостью о прибытии угольных вагонов один из читателей. Другой шутит: «Скоро новости будут: “В магазин завезли хлеб и макароны”». И получает невесёлый ответ: «Есть все предпосылки, не каркайте».

Тройной удар

По предварительным данным, вывоз угля из России по итогам 2021 года вырос на 5,7 процента – до 214,3 млн тонн, тогда как на внутренний рынок его поставки снизились почти на 7 процентов – до 154,8 млн тонн.

– Подобное противоречие обусловлено сбытовой политикой угольных компаний – они настолько увлеклись экспортом на фоне высоких цен на горючий камень, вызванных энергетическими кризисами в Европе и Китае, что думали о потребителях на родине в последнюю очередь, – говорит промышленный эксперт Леонид Хазанов.

Максимальных значений мировые цены на уголь в 2021 году достигли в октябре. Стоимость энергетического угля в Европе и Азии составляла 280–290 долларов за тонну, металлургического – до 400 долларов. Причина роста цен носила фундаментальный характер – отставание предложения от спроса. Спрос, в свою очередь, вырос в силу увеличения потребления электроэнергии на фоне восстановления глобальных экономик и перехода электростанций с газа на уголь из-за рекордного подорожания газа.

Нехватка угля в регионах происходила на фоне дефицита грузовых вагонов. Причём из-за увеличения транспортировки угля за границу страдали и другие отрасли промышленности и сельского хозяйства, столкнувшиеся с невозможностью заказать достаточное количество вагонов.

– Например, в Татарстане под угрозой закрытия оказался Апсалямовский комбинат строительных конструкций и материалов, – отмечает Хазанов.

Экспортные амбиции

По словам главы департамента внешнеэкономического сотрудничества и развития топливных рынков Минэнерго Сергея Мочальникова, в 2022 году экспорт российского угля продолжит увеличиваться и достигнет предположительно 237 млн. Правда, он заверил, что добыча значительно превысит эти объёмы – 450 млн тонн.

Ключевыми для рынка сбыта останутся страны Азии. На недавнем заседании комитета Госдумы по энергетике замглавы Минэнерго РФ Пётр Бобылев особо подчеркнул, что «уже есть ряд международных договорённостей: был подписан меморандум с Индией об увеличении поставок почти в пять раз за ближайшие десять лет – с 6 млн тонн до 40 млн тонн. Подобные переговоры идут с коллегами из Китая». Чиновник сообщил, что за последние 20 лет доля экспорта российского угля на мировой арене выросла с 4 до 16 процентов.

По прогнозам Минэнерго, в 2022 году добыча угля должна превысить экспорт почти в два раза.По прогнозам Минэнерго, в 2022 году добыча угля должна превысить экспорт почти в два раза.Фото: Александр Мамаев/Octagon.Media

Эксперты считают, что озвученные амбиции не лишены оснований, пока мировой спрос растёт.

– В 2022 году я ожидаю укрепления спроса на уголь вследствие высокого потребления на Тайване, в Китае, Южной Корее, Индии и, как ни странно, Японии, традиционно олицетворяемой с атомной энергетикой, – считает Леонид Хазанов.

Он также не исключает того, что в отдельных странах Европы могут быть расконсервированы ранее закрытые угольные электростанции, поскольку прошлая и нынешняя зимы «показали всю опрометчивость ускоренного зелёного энергоперехода».

Ограничения экспорта не будет

Ценовая конъюнктура обещает быть по-прежнему благоприятной. По прогнозу эксперта, стоимость угля, снизившаяся к концу года, может в этом году отыграть до рекордов октября 2021 года. К слову, рост уже начался. После того как Индонезия, являющаяся лидером по экспорту угля в мире, с января прекратила поставки на внешние рынки, цены выросли на 15–20 процентов.

Вторым бустером послужило обострение российско-украинских отношений. Из-за опасений того, что на этом фоне сократятся поставки российского газа в Европу и спрос на уголь вырастет ещё больше, базовый индекс угля вырос до 262 долларов за тонну, сообщило в конце января агентство Reuters.

Экспортировать в сложившихся условиях становится всё выгоднее, а, значит, риски возникновения дефицитов на внутреннем рынке сохраняются. Проблемы российских потребителей едва ли заставят регуляторов пойти на введение жёстких ограничительных мер.

– Думаю, запрет на экспорт или дополнительные пошлины вводиться не будут, – заявил «Октагону» эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и Финансового университета Станислав Митрахович.

«Наоборот, российская экономика заинтересована в том, чтобы максимизировать экспортные доходы».

Станислав Митрахович | эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и Финансового университета Станислав Митрахович
эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и Финансового университета

По его словам, частью регулирования рынка может стать введение обязательств для компаний по поставкам конкретных объёмов на внутренний рынок – региональным энергетическим компаниям или муниципалитетам.

– Если же проблемы на местах и сохранятся, то они будут носить сугубо локальный характер с ответственностью местных властей, – заключил эксперт.

Фото на заставке: Александр Мамаев/Octagon.Media

Источник:  octagon.media

Перейти к рубрике ЭКОНОМИКА



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.