Меры реагирования к удару «омикрона»

90

ЭКСПЕРТЫ/Незыгарь.

Вице-премьер России Татьяна Голикова сообщила о подготовке мер срочного реагирования на случай неблагоприятного развития ситуации с омикрон-штаммом коронавируса. О том, какой сценарий готова выбрать Система и потенциальных конфликтах, связанных с очередным ударом коронавирусной инфекции – «Незыгарю» рассказали эксперты.

Основатель Центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов:
Общество получает два противоречивых сигнала. Первый –алармистский – эпидемическая волна будет беспрецедентной, масштабы ее перекроют все предыдущие волны. Второй – успокаивающий – данный штамм наименее опасен и вообще предвещает собой завершение пандемии. В этой ситуации мобилизация системы дается непросто. Тема новых локдаунов не поднимается, дополнительная медицинская инфраструктура при этом расчехляется. Думаю, в ближайшие дни мы увидим, скорее, что власть заняла позицию озабоченного наблюдателя, попытку оценить масштаб вызова и подготовиться на всякий случай к плохому сценарию. К тому же появилась напряженная внешнеполитическая повестка, а вгонять граждан в пессимистичные ожидания сразу с двух флангов рискованно. Неадекватно большой получится объем плохих новостей для начала года. Я бы, с точки зрения социальной терапии, попробовал, скорее, поддержать идею света в конце туннеля.

Руководитель аналитического центра «Акценты» Антон Чаблин:
Очень печально, что российские санитарные власти до сих пор не располагают (или, как минимум, не сообщают) подробной информацией о масштабах распространения нового штамма в разных регионах. И это связано в том числе с низким уровнем и небольшим охватом проведения генетических исследований в России, которые не позволяют оперативно отслеживать различные вирусные варианты во всех регионах. Между тем, без этого делать какие-то далеко идущие прогнозы сложно: как скоро перевалит количество ежесуточно выявленных за сотню тысяч, как говорилось не недавнем совещании у Путина, неясно. Без такой информации сложно и прогнозировать жесткость реакции властей.
В любом случае, принимая решение о возможном введении новых локдаунов, Москва должна соблюдать баланс между разными позициями: это откровенно наплевательское отношение населения к любым ограничениям на фоне адаптации части бизнеса к этим же самым ограничениям. То есть локдаун сейчас и, скажем, в 2020 году, – это две большие разницы: перестроилось и потребительское сознание, и бизнес-процессы. Последствия локдауна-2022 будут, очевидно, мягче для бизнеса, и в то же время малоэффективны для санитарной безопасности.

Руководитель аналитического агентства «Национальный Эксперт» Михаил Белый:
Полагаю, что за время пандемии Система исчерпала основные средства реагирования. К сожалению, большинство российских регионов сегодня не готово к удару «омикрона» – система здравоохранения уже давно работает на износ. По-прежнему сохраняются проблемы с медикаментами, коечным фондом и кадрами. Поэтому нет понимания, как власти регионов, прежде всего, экономически депрессивных, будут противостоять очередной волне инфекции.Что касается ужесточения антиковидных мер, то и здесь спектр их применения значительно ограничен. Власти уже в полной мере осознали, что жесткое давление на общество в нынешних условиях – не лучший вариант. Именно поэтому сомневаюсь, что кому-то придет в голову вновь реанимировать радикальный сценарий QR-прессинга – этот вариант, не являясь априори эффективным, чреват целым рядом достаточно тяжелых побочных явлений.

Руководитель Лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петр Кирьян:
Если говорить об ожиданиях, то на данный момент доминирует алармистский подход: и профильный вице-премьер Татьяна Голикова), и глава Роспотребнадзора Анна Попова, и мэр Москвы Сергей Собянин говорят о том, что надо готовиться к заметному росту заболеваемости. Подготовка – это и тестирование, и места для лечения больных, которые нуждаются в уходе. Если изучить текущее отношение к «омикрону» властей стран ЕС – это консервативный подход (возможно, на примере ЕС мы увидим, что новый штамм «слабее», и весь арсенал системы медицинского обслуживание не потребуется).Потенциальные конфликты лежат в плоскости готовности каждого региона встретить новую волну заболеваемости. Это и выявление, и работа системы образования и социального обеспечения в период возможных ограничений, и банальные физические возможности оказать помощь (наличие мест в стационарах, бригад «скорой помощи» и т.д.). Если верна информация, что «омикрон» показывается высокий уровень передачи от человека к человеку, то, как минимум, возрастет нагрузка на диагностику и контроль со стороны врачей.Вероятно, в эту волну мы увидим более гибкое управление ограничительными мерами, так называемый «принцип светофора». Возможно, большее внимание будет, наоборот, уделено детям, так как врачебное сообщество исходит из того, что «омикрон» активно поражает детей. Значит, потребуются меры поддержки родителей, которые вынужденно перейдут на домашний режим работы.

Генеральный директор коммуникационного агентства Actor Дмитрий Еловский:
Все зависит от количества заболевших в день. Если оно будет больше, чем при предыдущей волне, то логично будет вводить не меньшие и даже большие ограничения, вплоть до региональных локдаунов. Однако в первую очередь должны быть учтены уроки и провалы прошедших двух волн: особенно в части подготовки дополнительных коечных мест, запасов кислорода и необходимых лекарственных средств. Также есть смысл обратить внимание на врачей, которые работают в ковидных зонах. Многие находятся в состоянии перманентной переработки уже два года, это повышает как профессиональные, так и социальные риски – люди могут просто не выдержать нагрузки.Ну, и особое внимание следует уделить общему психологическому состоянию общества. Еще полгода ограничений вгонят людей в депрессивное и даже пограничное состояние. Нужны позитивные сигналы, необходимо снижать, даже искусственно, количество негативной информации, особенно на ТВ, которое совершенно управляемо. Иначе к сентябрю 2022 года можно получить совершенно непрогнозируемое социальное и политическое поведение огромной массы граждан. И протестное голосование в ЕДГ может оказаться не самым худшим из ожидаемого.

Глава аналитического центра «Политген» Ярослав Игнатовский:
Чего можно ожидать в случае неизбежного распространения ультразаразного штамма «омикрон»? Во-первых, с большой вероятностью усилится аппаратное напряжение по линии оперштаб – главы субъектов. Одни будут требовать какие-то цифры по зараженным, умершим и выздоровевшим, для рапорта наверх, а другие будут пытаться эти цифры дать. При этом, что это будут за цифры, сегодня не знает никто. Во-вторых, главам регионов впору ощущать себя не перманентными Одиссеями, лавирующими между Сциллой и Харибдой, а героями картины Васнецова – «Витязь на распутье». Ведь каждому из них снова предстоит решать, закрывать ли бизнес, вводить ли самоизоляцию, ужесточать ли контроль над проверкой QR-кодов, рискуя обрушить экономику региона. И как-то при этом не сохранить свои рейтинги и рейтинги власти.В-третьих, можно ожидать и новый виток противостояния властей с антиваксерами и вакциноскептиками. В ближайшее время мы увидим доминирование позиции, что «омикрон» менее летален, поэтому вместо того, чтобы ужесточать антиковидные меры, надо дать возможность всем переболеть и таким образом победить заразу.

 

Источник:  t.me

Заставка:  pixabay.com

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: