Протоиерей Георгий Завершинский: «Победа над пандемией – в руках не только Бога, но и человека»



Имеет ли коронавирус искусственное происхождение? Как связаны внутренний мир человека и глобальное потепление? И каким может быть мир ближайшего будущего – цифровой антиутопией либо благодатным временем? Об этом и не только мы побеседовали с благочинным приходов Сурожской епархии Шотландии и Северной Ирландии, доктором философии, кандидатом технических наук, магистром богословия, членом Союза писателей России протоиереем Георгием Завершинским. 

– Отец Георгий, беседу начнем с предыстории. Ваше мнение: коронавирус – это случайность (в человеческом понимании) или спланированная акция, целью которой было запустить механизмы переустройства мира?

– Вопрос вопросов, ответ на который ищут спецслужбы многих стран. Пока ничего доказать или опровергнуть не удалось. Эпидемии бывали в разные века, например в прошлом веке – грипп «испанка», которая унесла миллионы жизней. Теперь – новая эпидемия. С одной стороны, трудно доказать, что вирус был выведен и его намеренно запустили, чтобы он косил людей по всему миру. Мол, кому-то так будет легче переустроить мир, чтобы остальная часть его была послушной и выполняла лишь инструкции. Это, скорее, предмет догадок и домыслов. Но, с другой стороны, стоит подумать, как работает обратная связь – с точки зрения влияния человеческой деятельности на окружающий мир. Вспомним замечательный рассказ Рэя Брэдбери «И грянул гром», который был написан еще в 1952 году. Это своего рода предтеча нынешних страхов, в том числе экологических, уже отчасти реализующихся как следствие усилий умов и рук человеческих.

Рассказ о том, как путешественники во времени (один проводник, другой охотник) на 60 миллионов лет удаляются назад во времени, чтобы поохотиться на особых, помеченных специальной краской ящеров, которых разрешалось убить. А вообще, что-то трогать в прошлом категорически запрещалось. Но помеченный ящер и так будет убит через несколько мгновений. Когда охотники застрелили его, через несколько мгновений на труп ящера упало огромное дерево, которое и так должно было лишить его жизни. Ходить герои рассказа могли только по подвешенной гравитационным образом тропе, чтобы никуда больше не ступать. Случайно один из них сошел с тропинки и раздавил какую-то бабочку. Узнав об этом, проводник ужаснулся и сказал: «Ты знаешь, может случиться так, что я убью тебя».

Они возвращаются в свое время. Здесь все вроде бы так… да не так. Охотник, который наступил на бабочку, понимает: произошло нечто глобальное и необратимое. И тут он слышит, как его проводник заряжает ружье и… грянул гром. Так завершается рассказ. Мы видим, что необратимое произошло из-за раздавленной случайно несколько миллионов лет назад маленькой бабочки. Запустились процессы, за огромное число лет приведшие к глобальным изменениям. Фантастика – это отображение желания человека понять происходящие процессы и представить их в своей фантазии. Иногда с целью предостеречь от чего-то худшего.

Думаю, что вопрос о случайности или преднамеренности коронавируса – риторический, ответа на него нет

Думаю, что вопрос о случайности или преднамеренности коронавируса – риторический, ответа на него нет. Ведь возможна случайность, которая приводит к преднамеренной акции – переустройству мира – так, пожалуй, говорить можно. Действительно, процесс был запущен. Что будет дальше – увидим. И в это вовлечены все, ведь пандемия и новые условия жизни в той или иной степени коснулись каждого человека на нашей планете.

– Вирус существует, и он опасен – спорить сложно. А вот доверие к вакцине разделяют, как бы это помягче… ну, не ощущается, что люди согласны на прививку, в том числе и в России, добровольно. Страхи разные: от боязни получить серьезные осложнения после укола до духовной конспирологии, дескать, в субстанции содержится чип… В вопросе нет иронии, лишь выборка из палитры народного мнения.

– Проверено и показано на массах людей в некоторых странах: эффект прививки был такой, что заболеваемость остается, но протекание болезни слабей, смертность существенно ниже или даже вообще отсутствует. Есть страхи, будут ли осложнения, особенно для людей с не очень хорошим здоровьем, страдающих иными заболеваниями, патологиями. Такое опасение – обосновано и справедливо. Но принуждать к прививке недопустимо – каждый принимает личное решение! За некоторыми исключениями, когда, например, обязаны прививаться медицинские работники. В некоторых местах обязывают делать прививку людей пожилых, из групп риска, чтобы с ними не случилось худшего.

Существует и представление о некоей «духовной конспирологии», что некоторым образом во время прививки вживляется микрочип, который позволит отслеживать все о состоянии человека, разве что только не сможет читать мысли (впрочем, возможно, даже и это!). Потом какие-то манипуляторы сознанием, телом и душой человека якобы смогут полностью влиять на нашу жизнь. Человек превратится в роботоподобное существо и будет действовать мановением мысли манипуляторов, в руках которых окажется управление этими чипами. Звучит фантастично и абсурдно. Один зубной врач по этому поводу высказался: «Зачем через прививку? Это же трудно. Давайте вживлять чипы у зубного врача. Раздадим тайные инструкции. Там и возможностей больше, к зубному ходят все – кому пломбу поставит, кому коронку. В коронку, например, мощный компьютер можно поместить!». Действительно, для чего заставлять прививаться, если можно вживить чип во время посещения зубного врача.

Осуществить контроль через прививку, чтобы всеми-всеми манипулировать… мне кажется, это плод воспаленной фантазии.

Мир – творение Божие и требует соответствующего отношения

– Под пандемию активизировалась «зеленая» повестка, которую лидеры ряда стран собрались обсудить у вас, в Глазго. По подсчетам экологов, за прошедший год в ходе жизнедеятельности и промышленной активности человечества в атмосферу попало пятьдесят два миллиарда тонн парниковых газов. Наши, правда, не поехали (и китайцы тоже). Вообще, история с загрязнением и медленным убийством экологии в тех или иных регионах планеты довольно показательна. Мир – творение Божие и требует соответствующего отношения. Все ли это понимают? Вопрос, наверное, риторический.

– «Прости им Отче, ибо не знают, что делают». Это относится ко всякому времени, а не только ко времени распятия Христа. Человек – существо деятельное, креативное и, к сожалению, совершает преступления. Но мы говорим не о преступлении, а об обеспечении жизни – своей и окружающих. Человечество придумывает массу полезных, нужных, востребованных вещей. В холодных местах нужно обогреваться, в пустынных нужно добывать воду и пищу, в местах повышенной опасности нужно что-то предпринимать для защиты (от агрессивных стран-соседей – вооружаться, от природных катаклизмов – иметь системы наблюдения и предсказания).

Вопрос о воздействии человека на природу – риторический. Воздействует на природу все, что делает человек. Само появление человека запустило практически необратимые процессы при использовании им природы в своих целях: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1: 28). Многое меняется в жизненных циклах на планете. Учитывая это, пофантазируем: например, не ледниковый период, а охота древнего человека на мамонтов могла бы привести к их исчезновению. Случись так, что людей размножилось столько, что мамонтов стало не хватать на всех…

Итак, любое действие человека влияет на окружающий мир. Но меняется и сознание человека – начали уделять внимание тому, как мы влияем на окружающий мир. В течение прошлого года, например, в результате деятельности человека в атмосферу выброшено 52 миллиарда тонн парниковых газов! Много это или мало? Вряд ли эта величина сразу что-то скажет. Но расчеты по моделям и системам ученых показывают: если дальше так будет продолжаться, то к концу столетия средняя температура на планете повысится на шесть градусов. Есть регионы, где умирают от жары, а где-то страдают от холода. Но есть и места, где погода меняется не так сильно. Однако, в целом, это чрезмерное повышение температуры, которое решено остановить на полутора градусах. Это, по мнению ученых, спасет планету от начала необратимых процессов.

Деятельность человека должна быть поставлена в какие-то рамки

Понятно, что деятельность человека должна быть поставлена в какие-то рамки. И вот, собрался очередной форум по этому поводу в Глазго (как раз там, где я совершаю пастырское служение). Активность на форуме была довольно высокой, особенно для пандемии, когда проблематично допустить приезд такого количества людей из разных стран. Львиная доля времени у делегатов уходила только на то, чтобы попасть в помещения, где проходили заседания. Повестка форума – остановка глобального потепления и снижение его неизбежных эффектов. Богословски рассуждая, мир – творение Божие и дан человеку для жизни, для использования его ресурсов. Но в разумных масштабах, чтобы самому человеку не стало плохо. Ведь, губя окружающий мир, человек погибает и сам. Чтобы такого не случилось, Бог предоставил нам все необходимое, чтобы устроить жизнь на этой планете разумно, целесообразно и достойно.

– Все начинается с внутреннего устроения человека. Этому, кстати, посвящена книга митрополита Каллиста (Уэра) «Внутреннее царство».

– Говоря о внешнем действии человека, невозможно обойти стороной то, что происходит внутри человека. Как он видит себя самого изнутри? Во «Внутреннем царстве» митрополита Каллиста есть интереснейшая мысль о времени, о том, что оно возникло вместе с появлением материи и имеет не только поступательное, но и круговое движение. Это можно представить в виде спирали. Мы можем замечать возвращение к некоторым похожим моментам из прошлого и можем видеть, что движение иногда происходит быстро, стремительно, а иногда очень медленно. Допустим, когда человек страдает, кажется, что время тянется бесконечно долго. Когда же радуется, это происходит быстро, стремительно и незаметно проходит. Во «внутреннем человеке» и есть то царство, которое ему уготовано. «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21), – говорит Христос.

– Святитель Николай (Велимирович) писал о прямой связи происходящих катаклизмов с общей духовной «температурой по планете». Недаром с древности стихийные бедствия воспринимались как одна из форм гнева Божия. Отец Георгий, вы ведь постоянно пишете. Получалось ли осмысливать в книгах феномен зависимости состояния нашей окружающей среды от духовного состояния человека?

– Устройство приходской общины и Церкви в целом отображает внутренний настрой человека. И можно говорить о «духовной температуре» не одного человека, а даже людей по всей планете. Святитель Николай (Велимирович) говорил о прямой связи катаклизмов с общей «духовной температурой». Действительно, из многих книг Ветхого Завета мы узнаем, что действие стихии воспринималось как одна из форм Божьего гнева.

Намерение совершить преступление – это фактически и есть преступление, даже если оно не произошло в реальности

Многие пишут о зависимости окружающей среды от духовного состояния человека. В одной из моих художественных книг, повести «Лето потухшего вулкана», действие происходит на вулканическом острове в Атлантическом океане. Случается трагедия – смерть одного из персонажей. Подозревать начинают тех, кто был рядом с умершей. И оказывается, что каждый из них, людей элиты, писателей и ученых, был заинтересован в том, чтобы избавиться от героини. За этим всем как бы наблюдает свысока потухший, но готовый вновь активизироваться вулкан. И есть намек на то, что, взирая на духовное состояние тех людей, которые обнаруживают тело коллеги, он скоро может воспламениться. Речь не идет о том, что кто-то из них совершил убийство. Но внутренне каждый был уже готов это сделать. В произведении последовательно раскрывается, где и при каких обстоятельствах созревала эта внутренняя готовность. Намерение совершить преступление – это фактически и есть преступление, даже если оно не произошло в реальности.

Вот такое аллегорическое наблюдение, взгляд потухшего вулкана, готового вновь разразиться брызгами серы и пепла, чтобы покрыть человеческое общество, которое никак не хочет жить по человеческим законам. Этого не происходит, но такая мысль присутствует. Как автору и священнику мне хотелось быть услышанным и прежде всего услышать себя самого. Думается, «духовная температура» по планете – она и есть источник тех изменений, которые происходят в отношении экологии, и она, возможно, изначальная причина появления вирусов. А в связи с этим происходит трагическое развитие событий. Вирус как зловещий зонтик покрыл целую планету. От него не сбежишь и не скроешься. Надо что-то делать, но только с разумом и вниманием к другим людям. Когда говорят: «Надень маску», ты это делаешь не только ради себя, но и ради других, потому что ты, возможно, не знаешь, что переносишь вирус. У тебя он пройдет бесследно, а другого человека, пожилого или больного, без достаточного иммунитета, вирус поразит и доведет до летального исхода. Об этом, конечно, каждый должен думать, и это говорит о внутреннем устроении человека и о его «духовной температуре».

Экология на планете начинается с экологии духа

Победа над пандемией остается в руках не только Бога, но и человека. И нужно измениться внутренне, тогда эффектом этого будет избавление от «злого поветрия» и улучшение экологии на планете, которая, как мы видим, начинается с экологии духа.

– А все-таки: какой она вам видится, жизнь после пандемии (если вообще объявят о ее окончании)? Давайте попробуем сделать футурологический прогноз на 3-5-10-20 лет. Рискнем? Как говорится, если все будет хорошо, и планов строить не хочется. А если все свалится в мрачную утопию, киберпанк и цифровой кошмар? Как жить христианину в таком мире?

– Попробуем пофантазировать и составить футурологический прогноз. Заглядывать в будущее, конечно, не дело христианина. Мы говорим, что на все воля Божия и принимаем это как приходящее от Бога, будь то благо или что-то недоброе. Мы понимаем, что есть Божие попущение, но Его воли на то, чтобы совершалось зло, нет.

Итак, какова может быть картина ближайшего или далекого будущего после того, как мир погрузился в пандемию и локдауны, бесконечные предостережения, опасения, страхи, неизбежно наложившие отпечаток на внутреннее устройство человека и его духовное восприятие? Понемногу уже привыкли к ограничениям, и, по всей видимости, ближайшие 3 года все будет выглядеть примерно так же, как и теперь. Эпидемия охватила весь мир. Есть места, где заявляют об отсутствии каких-либо случаев заболевания, но это закрытые страны. Когда-нибудь покажется, что одержана победа над пандемией, и вдруг выползет некий новый штамм, к примеру, из Северной Кореи, где он мутировал. Тот вирус и будет самым опасным. И вновь от него нужно будет оберегаться, ходить в скафандрах и держаться не то что на расстоянии двух метров, а за километр! Тогда вообще все может уйти в киберпространство, а люди будут в страхе и трепете ожидать, что можно заразиться не только через живое общение с человеком, но, например, и через еду, которую тебе доставляют по заказам через интернет…

Фантазируя, можно дойти до абсурда и умопомешательства, которое произойдет раньше, чем заражение вирусом. И это помешательство повредит разум человека, а за ним и все остальное. Мало ли что взбредет в голову тому человеку, который помешался умом? В приступе он может поднять руку и совершить что-то трагическое!

Через 5–10 лет все, может быть, и уляжется, но останется привычка работать и общаться в виртуальном мире

Впрочем, через 5–10 лет все, может быть, и уляжется, но останется привычка делать работу и общаться в виртуальном мире. И она будет выработана теми ограничениями и страхами, которые породила пандемия. В какой-то момент виртуальная реальность достигнет того, что можно будет в пространстве получать квазиреальные изображения – даже похлопать по плечу или почувствовать запах духов.

Можно развивать фантазию, почему бы и нет, но важно другое: хочется где-то остановиться. Хотя для фантазии нет предела и велика способность человека создавать образы, которые уже начинают жить параллельно со своим создателем. Автомобили ездят без водителя, самолеты летают без пилота. Может быть, появится возможность перемещаться во времени, как в том рассказе Брэдбери. Иногда будущее кому-нибудь представляют цифровым кошмаром или мрачной антиутопией, где люди настолько разъединились и стали агрессивны в отношении друг друга из-за подозрений инфекции, что, завидев человека на большом расстоянии, тут же возникает мысль спрятаться или напасть на него. Ведь были же нападения на тех, кто не надел маску в транспорте…

Хочется нарисовать положительную картину будущего, одухотворенную тем, что мы имеем «внутреннего человека»: умственные возможности, источник духовной силы и блага. Ведь присутствие Божие не откуда-то извне, а изнутри человека – «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). И оно достигается усилием над собой, а не пребыванием в неге роскоши. Это, в конце концов, надоедает: «Все суета сует и томленье духа» (Еккл. 1: 2,17). В конечном счете человеку нужно узнать себя. И, может быть, сосредоточенность на себе, экология духа, займет нас больше, чем когда-либо прежде, и таким образом человек достигнет духовных вершин. В своем эссе «Дух и машина» философ Николай Бердяев писал, что машины, которые появятся в будущем, освободят человеку его духовные возможности. Возможно, это уже частично осуществляется благодаря роботизации и виртуализации, что высвобождает возможности для человеческого духа. Осталось лишь поддерживать «духовную температуру» нашей планеты.

Источник: pravoslavie.ru

Заставка: “Буря” Иван Айвазовский.  wikipedia

Перейти к рубрике РЕЛИГИЯ



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.