Непомерные нагрузки не проходят бесследно

171

Надежда Плахова

Общая заболеваемость детей в России растёт с каждым годом. Родители связывают это с непомерными нагрузками в школах. Дети носят тяжёлые рюкзаки, выполняют домашние задания в большом объёме, а параллельно должны успевать заниматься внеурочной деятельностью. «Октагон.Северо-Запад» узнал мнение экспертов о происходящем.

– Во многих школах Петербурга сейчас учащиеся обязаны, помимо уроков, заниматься по шесть часов в неделю внеурочной деятельностью. Когда им успевать это делать, если занятия в школе длятся с девяти утра до 15–16 часов, а потом нужно ещё дома потратить три часа на выполнение домашних заданий, – высказывает свою позицию «Октагон.Северо-Запад» петербурженка Валерия Пионкова. – Дочь после школы не отдыхает. Пообедала – на гимнастику. Приходит с неё в 20 часов, ужинает и до полуночи уроки делает. А с 8 класса они стали ещё и по субботам учиться, совсем трудно стало. Начала болеть часто.

По информации Всемирной организации здравоохранения, российские школьники действительно имеют худшие показатели здоровья, чем их сверстники из других стран. Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения в 2019 году подтвердил это, когда опубликовал результаты исследования, которые проводились специалистами в России с 2005 года. Они показали, что общая заболеваемость детей до 14 лет выросла на 19 процентов. Также эксперты пришли к выводу, что за 11 лет учёбы в российской школе хронические заболевания у детей диагностируются на 52,8 процента чаще.

При этом девочки и мальчики болеют разными болезнями. У мальчиков обычно выявляют язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, ожирение, плоскостопие, бронхиальную астму и гипертонию. У девочек же, напротив, всё чаще диагностируют дефицит массы тела, головные боли, неврозы и близорукость.

«Количество абсолютно здоровых выпускников школ ничтожно мало – меньше 10 процентов от общего количества. Из-за стрессов, которыми сопровождаются особенно последние годы учёбы, у учеников нередко диагностируются тахикардия и повышенное давление».

Антон Казанцев | член Ассоциации сердечно-сосудистый хирургов России, доктор Александровской больницыАнтон Казанцев
член Ассоциации сердечно-сосудистый хирургов России, доктор Александровской больницы

Врач обращает внимание на последствия этих недугов. Так, сколиоз может нарушить работу внутренних органов, особенно при тяжёлой форме искривления. Хондрозы становятся причиной головных болей, невралгии.

К слову, именно в плохой организации школьного питания учащихся среднего звена родители видят причину появления у них таких недугов, как гастрит, язва, ожирение.

– Пока сын учился в начальной школе, нарадоваться не могли: завтраки и обеды были вовремя. А как перешёл в среднюю школу, начались проблемы. В столовой стало не протолкнуться, очередь на кассе длиннющая, старшеклассники вперёд не пускают, – делится с «Октагон.Северо-Запад» жительница Московского района Мария Якубчина. – Дома, конечно, кормим по утрам кашей, омлетом, а с собой даём ему перекусы в виде пирожков, бутербродов, шоколадок, но ведь это не заменит полноценного горячего обеда. У взрослых, которые ходят на работу в офисы, перерывы на обед обычно с 12.00 до 13.00, максимум с 13.00 до 14.00. Школьники находятся на учёбе до 15 часов минимум. Но из-за плохой организации работы столовых у них нет возможности, как у взрослых, выйти и качественно поесть.

По словам обеспокоенной матери, в минувшем учебном году её старшая дочь окончила школу с букетом заболеваний, среди которых и язвенная болезнь желудка. У сына Марии тоже уже появились проблемы с ЖКТ.

Директор школы № 249 имени Маневича Надежда Скуратова строго следит за работой столовой, но не всегда в силах решить все проблемы. Очень многое зависит от комбината питания, а также от работников буфета, которые тоже подчиняются сторонней организации. Они просто не успевают обслужить за 10–15 минут большой поток детей.

Конечно, мы стараемся решить вопросы и благодарим родителей, которые сообщают о проблемах, – говорит директор школы.

Бывший главный санитарный врач РФ и первый заместитель председателя комитета по образованию и науке Госдумы Геннадий Онищенко во время круглого стола «Формирование комплекса законодательных изменений, обеспечивающих сохранение здоровья школьников» заявил, что школьное питание должно составлять 40–60 процентов суточного бюджета, выделяемого Правительством на одного учащегося, «а этого и близко нет даже в самых благополучных регионах».

Ещё одна головная боль родителей – тяжёлые рюкзаки. Неокрепшие детские позвоночники сильно страдают от веса учебников. А сколиоз, остеохондроз выявляются у большинства детей в средней школе.

– Я продаю сумки много лет. И каждый август вижу, как родители мучаются, пытаясь подобрать своим чадам ортопедически правильные, но при этом не тяжёлые по весу рюкзаки. А сделать это невозможно, потому что если спинка у сумки соответствует СанПиНам, если каркас, как полагается, жёсткий, то он меньше двух килограммов не весит, – рассказывает «Октагон.Северо-Запад» продавец Ирина Васильева.

При этом в первом и втором классах портфель школьника не должен весить больше 1,5 килограмма, а максимальный вес рюкзака, разрешённый в старших классах, – 4 килограмма. С учебниками и тетрадями рюкзак первоклассника должен весить не более 2,2 килограмма, а в 9–11 классах – не больше 7 килограммов.

«Мы живём в Приморском районе, дочь пошла в школу в этом году. Её рюкзак с учётом сменки, тетрадей, учебников весит 4,5 килограмма».

Анна Шишкина | мама первоклассницыАнна Шишкина
мама первоклассницы

В комитете образования Санкт-Петербурга на запрос «Октагон.Северо-Запад» ответили, что дети могут хранить свои учебники и в школах, если вес рюкзака выше положенного. Однако директора нескольких школ заявили, что у них нет такой возможности. Хранить учебники всех учеников просто негде – шкафов не хватит. Да и выполнять домашние задания без них невозможно. А на покупку второго комплекта учебников для дома не в каждой семье смогут выделить 3–5 тысяч рублей

– У дочки проблемы с сердцем, часто становится плохо на уроках. Как не придёт к медсестре, её нет на месте, кабинет закрыт, – жалуется мама семиклассницы Кристина Иванченко.

Законопроект о статусе школьной медицины был внесён в Госдуму ещё в 2018 году, но не был принят. В марте 2021 года его доработанный вариант с положительными заключениями от комитетов снова внесли в нижнюю палату парламента. Авторами законопроекта стали сенатор Татьяна Кусайко и более 100 депутатов Госдумы. Среди них – депутат Госдумы VII созыва, экс-заместитель председателя комитета по образованию и науке Лариса Тутова.

«На сегодняшний день в половине образовательных организаций медработник находится только время от времени».

Лариса Тутова | депутат Госдумы VII созыва, экс-заместитель председателя комитета по образованию и наукеЛариса Тутова
депутат Госдумы VII созыва, экс-заместитель председателя комитета по образованию и науке

– Система здравоохранения законодательно ограничилась утверждением прав несовершеннолетних и приказами о профилактических осмотрах. Да и тот поменял идеологию – с профилактики заболеваний на раннее выявление патологии. Сложилась правовая неопределённость, – комментирует «Октагон.Северо-Запад» Лариса Тутова. – Новелла предусматривает комплекс мер для усиления охраны здоровья детей в образовательных организациях, который позволит выстроить учебный процесс и сберечь здоровье учеников. Уверена: наш законопроект обеспечит слаженную работу системы «родители-учителя-врачи».

Лариса Тутова надеется, что уже осенью новый законопроект будет принят. А пока лишь в некоторых школах Петербурга есть и врачи, и медсёстры.

– Нам повезло больше, чем другим: в нашей школе есть и врач, и медсестра. Они не входят в наш штат, относятся к детской поликлинике, но всегда на месте. Врач вовремя отслеживает здоровье детей, сигнализирует родителям о проблемах, – рассказывает «Октагон.Северо-Запад» директор школы № 249 Надежда Скуратова. – Только вот родители не всегда прислушиваются к рекомендациям медработников в школе. И это тоже большая проблема, которая влияет на здоровье детей впоследствии.

О том, что родители сами вносят большую лепту в ухудшение здоровья детей, говорят многие эксперты.

«Часто происходит нарушение режима дня, которое сказывается на самочувствии детей. Очень важно соблюдать его, как и режим сна. А в конце каникул начать укладывать детей спать чуть раньше для того, чтобы они адаптировались к ранним подъёмам», – советует главный внештатный специалист по гигиене детей и подростков Минздрава России Ольга Милушкина.

Школьный психолог Юлия Манчук рекомендует также родителям быть более терпимыми к успеваемости детей.

– Повышенные требования родителей часто приводят к стрессам, дети боятся идти домой, получив двойку. Родительский дом должен быть тихой гаванью, где ребёнка любят не за успехи, а просто потому, что он есть. Стрессов ему хватает и в школе, где, помимо строгих учителей, есть другие ученики, с которыми не всегда складываются хорошие отношения, – комментирует ситуацию «Октагон.Северо-Запад» специалист.

Источник:  octagon.

 

Заставка:  octagon.

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: