Изгнание биткоина

119
Одиозная криптовалюта покидает Китай и просится в Россию

Константин Батанов

Недавно состоялось 51-е заседание Комиссии Государственного совета КНР по финансовой стабильности и развитию. Оно проходило под председательством члена Политбюро ЦК КПК, вице-премьера Лю Хэ. По результатам заседания принят ряд предложений, в том числе, одно из них указывало на необходимость “сосредоточиться на снижении кредитных рисков, усилении надзора за финансовой деятельностью предприятий и нанесении удара по майнингу биткоинов и сделкам с ними”. Это первый случай, когда финансовый орган высшего уровня публично высказался о биткоине, прямо заявив, что по нему “необходимо нанести удар”.

В июне Народный банк Китая (аналог Центробанка) провёл беседу с некоторыми банковскими и финансовыми учреждениями, такими как Торгово-промышленный банк Китая (ICBC — самый крупный банк в мире), Сельскохозяйственный банк Китая, Строительный банк, Почтовый Сберегательный банк, Промышленный банк и “Alipay Сетевые технологии”. Целями проведения этих встреч были заявлены: реализация решений 51-го заседания Комиссии Государственного совета КНР по финансовой стабильности и развитию, пресечение спекуляций с биткоинами и другими виртуальными валютами, защита и поддержание финансовой безопасности и стабильности.

В последние годы популярность виртуальных валют возросла: множество людей их активно используют как средство накопления и оплаты покупок, естественно, есть и виртуальные валютные спекулянты, делающие вполне реальные (а не виртуальные) состояния. Самой популярной валютой является биткоин. Виртуальные валюты (в том числе биткоин) не имеют физической формы и представляют собой сложный цифровой код, генерируемый компьютерами. Алгоритм генерации кода называется “майнинг”. Используемое оборудование имеет большую мощность и должно потреблять много электроэнергии. Предприятия, создающие виртуальные валюты, принято называть “майнинговыми фермами”.

Главные производители оборудования — четыре китайские компании: Bitmain, Bit Micro, Kanan Technology и Hangzhou Yibang Communications, которые захватили 98% рынка оборудования для майнинга биткоинов.

Согласно исследованию ученых Кембриджского университета, по состоянию на 10 мая 2021 года ежегодное энергопотребление глобального майнинга биткоинов составило около 149,37 тераватт-часов (1 тераватт-час равен 1 млрд кВт/ч), что превышает объёмы энергопотребления таких стран, как Малайзия, Аргентина, Украина, ОАЭ, Швеция, и очень близко к показателям Вьетнама, который занимает по энергопотреблению 25-е место в мире.

Владельцы майнинговых ферм отслеживают цены на электричество в разных регионах и перевозят своё оборудование туда, где плата за электроэнергию ниже. Поэтому можно говорить о сезонной миграции “ферм”. В Китае, например, они перевозятся грузовым автотранспортом между северными и северо-западными автономными районами Синьцзян и Внутренняя Монголия, где есть достаточные ресурсы тепловой энергии, и юго-западными провинциями Сычуань и Юньнань, с богатыми гидроэнергетическими ресурсами.

Чрезмерное энергопотребление ферм вызывает недовольство местных властей, так как ведёт к недостатку электричества, ущербу окружающей среде, имеет другие негативные последствия. При этом результат их деятельности — виртуальные деньги — серьёзной пользы регионам не приносит. И региональные власти до недавних пор с ними боролись под различными предлогами.

Например, Автономный район Внутренняя Монголия в этом году принял ряд политических мер по ликвидации проектов, связанных с добычей виртуальной валюты, и по состоянию на конец апреля были закрыты и ликвидированы 35 ферм. Их энергопотребление было эквивалентно более чем 1,6 млн тонн угля. А Китай поставил перед собой амбициозные цели по сокращению использования угля и выхлопов парниковых газов.

После заседания Комиссии Государственного совета КНР по финансовой стабильности и развитию провинциальные правительства смогли действовать официально: в начале июня издали местные постановления о запрете “майнинга” и отключили электричество производителям биткоинов.

После того, как Народный банк Китая провёл беседу с банками и финансовыми учреждениями, все как один заявили, что будут отслеживать и расследовать транзакции, связанные с виртуальными валютами, будут их немедленно блокировать при обнаружении. Транзакции в биткоинах теперь запрещены.

В настоящее время стоимость одного биткоина равна 51754 долл. (3775290 руб.). Понятно, что владельцы майнинговых ферм не готовы закрывать свой бизнес. В связи с этим они изучают возможности “переезда” в другие страны. С точки зрения текущего расположения ферм и логистики, наиболее привлекательными для майнеров являются Соединённые Штаты, Казахстан, Канада и Россия.

Китайская компания Bit Digital, котирующаяся на бирже Nasdaq, полным ходом готовится к отправке своих более чем 20 тыс. комплектов оборудования (70% от их общего числа) из Китая в США. Штаб-квартира Bit Digital находится в Нью-Йорке, компания является одним из гигантов отрасли. Недавно она приобрела 3515 майнинговых машин, и их общее количество увеличилось до 32500 комплектов.

Директор по стратегии Bit Digital Сэм Табар сказал, что запрет на добычу биткоинов в Китае стал подарком Соединённым Штатам. По его мнению, “теперь Мекка генерации биткоинов переместилась из Китая в Северную Америку, вместе с огромными капиталовложениями, энергетическими инновациями и рабочими местами”. Он также сообщил, что компания наняла крупных международных логистических операторов для перемещения оборудования, и надеется, что все машины будут размещены в Северной Америке к концу сентября. Компания установит машины в Небраске, Джорджии, Техасе и канадской Альберте.

Однако процесс “переезда” будет стоить миллионы долларов. Транспортные тарифы выросли по причине пандемии, стоимость топлива и прочие расходы также стремятся вверх. Компьютеры, ввозимые в Соединённые Штаты из Китая, облагаются 25%-ной пошлиной.

Другая китайская компания Bitmain имела в Китае четыре базы создания биткоинов: две во Внутренней Монголии, одну в Сычуани и одну в Нинся-Хуэйском автономном районе. 25 июля Bitmain объявила, что в сотрудничестве с казахстанской Enegix создаст крупнейший в мире центр майнинга в Казахстане с более чем 50 тыс. майнинговых машин. Предполагается, что центр будет получать электроэнергию из национальной сети Казахстана, которая, в свою очередь, получает её от угольной электростанции недалеко от границы с Россией.

Однако идеальным местом для переезда китайских ферм называют Россию. Китайские эксперты отмечают, что “Россия богата дешёвой электроэнергией”, “Дальний Восток обладает богатыми гидроэнергетическими ресурсами”. Среди преимуществ России также обозначается то, что её “Дальний Восток остро нуждается в притоке населения и инвестициях”.

Ввиду торгово-экономических трений Китая с США и другими западными странами немаловажным плюсом для России являются дружественные отношения с Китаем. Ещё один положительный фактор — географическая близость нашей страны к КНР.

Среди наиболее перспективных регионов для переезда обозначаются Ленинградская и Иркутская области, Красноярский край, а также прилегающие к ним субъекты Федерации.

В Ленинградскую область фермы можно перевезти морем, в сибирские и дальневосточные регионы — автотранспортом.

Для китайских предпринимателей важно, что в наших регионах уже реализуются проекты, имеющие отношение к криптовалютам.

В Ленинградской области компания CryptoUniverse инвестировала в “майнинг-отель” с 3000 единиц машин и оборудования площадью 4000 кв. м. “Отель” расположен в советской лаборатории по производству удобрений, заброшенной 20 лет назад. Теперь там добываются биткоины (BTC) и лайткоины (LTC).

Иркутская область, прежде всего, интересна гидроэнергетическими ресурсами реки Ангара: годовая мощность только Братской гидроэлектростанции достигает 22,5 тераватт, поэтому китайские дельцы посчитали, что теоретически сюда можно перенести 15-20% всех мировых мощностей по выработке биткоинов.

Из всего вышеизложенного можно сделать несколько выводов.

Китайские власти давно беспокоил биткоин, но решительные меры по его запрету на территории Китая приняты только сейчас. Это объясняется успешным проведением опыта по внедрению цифрового юаня. На сегодняшний день, с 2019 года, проведено семь раундов раздачи небольших сумм цифровых юаней населению в Шэньчжэне, Сучжоу, Чэнду, Шанхае, Чанше, Сиане, Циндао, Даляне и других городах. В настоящее время масштабы пилотного тестирования цифровых юаней расширяются.

С начала эксперимента было распространено почти 150 млн цифровых юаней, более 500 тыс. человек их использовали для оплаты коммунальных расходов, услуг общественного питания, транспорта и путешествий, покупок в магазинах, а также для оплаты государственных услуг.

По состоянию на 30 июня этого года число пользователей цифровых юаней превысило 10 млн человек, открыто 20,87 млн личных кошельков и 3,51 млн кошельков организаций, совокупное число транзакций достигло 70,75 млн на общую сумму в 34,5 млрд юаней.

Цифровой юань выпускается государством, и китайские власти не потерпят в Китае другие валюты, выпускаемые частными лицами, тем более лицами, неподконтрольными китайскому государству.

Другие факторы “нулевой терпимости” к биткоину — уже упоминавшиеся чрезмерное потребление энергетических ресурсов и вред окружающей среде.

Многие страны хотели бы принять китайских майнеров. В России некоторые рассматривают это, как приток инвестиций. Возможно, это так, однако необходимо, чтобы всё подобное приносило пользу национальной экономике, не наносило ущерба окружающей среде и не “оттягивало” на себя энергогенерирующие мощности из реальных секторов производства.

Источник zavtra.ru

Заставка:  pixabay.com

 

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: