Церковь это все мы



истинно православный опыт одного христианина может оказаться той каплей, которая изменит окончательный баланс болезни и здоровья в целом теле Христовом

Александр Дугин

Сегодня часто можно слышать мнение, что наша Церковь в чём-то неправа, делает что-то не то, поступает не так и ещё похлеще бывают выражения. Однако следует напомнить, что в православной традиции понятие о Церкви включает в себя всех верующих – а еще точнее всех крещенных в русской православной церкви христиан.

В этом одно из основных отличий от католицизма. Западное христианство понимает церковь только как совокупность жреческого сословия – дьяконов, священников и епископов. А простые христиане помещаются во внешний круг. Они не внутри церкви, а вокруг нее. Отсюда и теория о непогрешимости Римского Папы. Он есть глава католической Церкви в том смысле, что он стоит на вершине всей институции, будучи прямым правителем и руководителем всех нижестоящих церковных чинов.

До самого последнего времени в католичестве даже практиковалось разделение при причастии – простым католикам давали только облатки, а Кровь Христову вместе с облатками потребляли лишь члены иерархии, которые и составляли собой Церковь.

В отличие от этого в православии утвердилось совершенно иное учение. Церковь Христова – не институт, не помещение для богослужений, не совокупность клириков. Это мистическое единство, включающее в себя всех православных христиан — и мирян, и священников.

Поэтому для простого мирянина любая критика Церкви подразумевала критику и самого себя, самокритику. Если в Церкви замечалось какое-то нестроение, значит вину надо искать прежде всего в самом себе. Отдельные личности и клирики и миряне могли отступать от норм благочестия, вести неподобающий образ жизни, грешить и отклоняться от истинного пути. Но это не могло касаться Церкви в целом. Потому что наряду с падением были и взлеты, наряду с отступничеством и примеры высшей святости, наряду с заблуждением сияние истины.

То, что происходит в Церкви Христовой и то, что происходит в душе отдельного человека, её члена, не два разных непересекающихся мира, не две автономные реальности. Церковь это все мы. И все мы –это Церковь. Считать Церковью только клир и церковные институты значит вообще ничего не понимать в православии. Ведь и фигура патриарха в восточном христианстве толковалась совершенно иначе – патриарх первый их епископов, но отнюдь не господин церкви, не правитель. Он часть Церкви, но далеко не вся она. Он такой же человек, как и все мы. Он может ошибаться и оступаться. И ответственность у него перед Богом сродни нашей ответственности.

Но если мы вернемся к такому пониманию, то вся критика Церкви, которая в нашем обществе увы становится все более и более резкой, изменит свой смысл. Если мы считаем, что церковная иерархия слишком сблизилась с католичеством и мы замечаем попытки превратить ее в подобие папизма с неизбежным явлением фигуры Великого Инквизитора, то это отступление от норм Церкви, это делает не Церковь, а то, что в ней есть нездорового. И это нездоровье питается нездоровьем наших собственных душ, умов, нашей духовной немощью.

Точно также обстоит дело с либерализмом в церковных кругах. Церковь не может нести за него ответственность – либерализм как философия есть прямая антитеза христианству, как грех прямая антитеза благочестию, а пьянство трезвости. И католическая, и либеральная ересь – это болезнь и отступничество. Но исправлять это надо не возмущением и критикой, а собственным внутренним просветлением, оздоровлением, стремлением восстановить устои нашей подлинной православной традиции.

Истинно православный опыт одного христианина может оказаться той каплей, которая изменит окончательный баланс болезни и здоровья в целом теле Христовом. Как крохотный вирус способен отравить весь организм, так и победа над ним на уровне одной клетки, может остановить болезнь и вернуть полноту жизни.

Понятно, что многие процессы в современном православии – и в иерархии, и в состоянии умов – вызывают закономерную тревогу. Но когда она выливается в агрессивные нападки, в язвительность, в ядовитые истеричные крикливые формулы – ситуация только усугубляется. Чтобы вернуться на прямой путь, надо иметь живой опыт движения по нему. А какой христианин может похвастаться, что его путь прямой? Такая гордыня мгновенно развенчала бы все его претензии. Только Христос Бог наш есть Истина. И Он же Путь к ней. Став христианами, мы становимся на этот путь. И он очень труден.

А когда возникают претензии к Церкви, то стоит обратить их к самим себе. И исправлять очищать и возвышать себя. И только тогда все изменится – пусть каждая клетка борется с болезнью как может внутри себя. Не стоит впадать в отчаяние – клетка за клеткой , становящаяся на путь Христов, осилят любое препятствие.

Публикация

Источник:  geopolitica.ru

Заставка: автор фото Яна Анатольевна Седова   wikimedia

Перейти к рубрике РЕЛИГИЯ



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.