«Автокефальная церковь была поставлена на службу немецкой пропаганде»



ФСБ рассекретила военные документы о создании автокефалии на Украине при помощи фашистов и об убийстве митрополита Алексия (Громадского) украинскими националистами

Гитлеровские оккупанты, занявшие территорию Советской Украины в годы Великой Отечественной войны, в своих интересах поддержали воссоздание украинской автокефальной церкви, которая всячески обслуживала их, сообщает РИА Новости в статье «ФСБ раскрыла детали появления автокефальной церкви на Украине».

Затем, отступая под ударами Красной армии, нацисты бросили ее руководство как уже ненужное, следует из материалов, рассекреченных ФСБ России в рамках проекта «Без срока давности».

Среди этих материалов — протокол допроса Феофила Булдовского (1865-1944) органами государственной безопасности СССР в декабре 1943 года.В период немецкой оккупации Харькова он был митрополитом Харьковским и всей Левобережной Украины, председателем Харьковского епархиального управления автокефальной Украинской православной церкви.

О деталях появления автокефальной церкви на Украине в статье говорится следующее: «Булдовский на допросе рассказал, что в 1920 году дважды арестовывался Особым отделом Юго-западного фронта и ЧК по обвинению в активной помощи деникинцам, но был отпущен за недоказанностью.В 1924 году получил от советской власти “легализацию соборно-епископской автокефальной ориентации”. В 1937 году осел в Луганске, а в середине 1939 года прекратил там свою церковную деятельность в связи с закрытием последнего храма “и вообще решил удалиться на покой”, переехал в Харьков».

«Но когда немцы в октябре 1941 года оккупировали Харьков, к Булдовскому пришел протопресвитер Александр Кривомаз, с которым тот был “тесно связан на протяжении свыше 20 лет”, – отмечается в материале. – Кривомаз сообщил Булдовскому, что при Харьковской городской управе создан религиозный отдел, который “с разрешения немцев принимает меры к быстрейшему возрождению автокефальной Украинской православной церкви в Харькове и районах Харьковской области”».

«Я решил попытаться занять главенствующее положение в возрождающейся автокефальной церкви, так как, будучи старейшим по хиротонии митрополитом Украины, я мог претендовать на пост митрополита Киевского и всея Украины», — рассказывал Булдовский.

По его словам, с первого же дня возвращения к активной церковной деятельности он ориентировался на немецких оккупантов. «Военные успехи немцев на советско-германском фронте, особенно на Украине, привели меня к убеждению, что война будет выиграна Германией. С другой стороны, немецкие власти разрешили восстановление автокефальной церковной организации. Поэтому я предполагал, что с помощью немцев я сумею добиться главенствующей роли в автокефальной церкви», — говорил Булдовский.

По его словам, во второй половине ноября 1941 года его квартиру посетили немецкий генерал Блум и доктор богословия Вагнер. Как рассказал Булдовский, он заявил гитлеровцам, что будет придерживаться нескольких принципов, в числе которых «лояльное отношение к немецким оккупационным властям, признание единой автокефальной украинской православной церкви, назначение на приходы только тех священников, которые признают автокефалию и юрисдикцию Булдовского, совершение богослужения на украинском и церковно-славянском языках в зависимости от желания большинства верующих данного прихода».

Гитлеровцы эти тезисы одобрили.

«Таким образом, во второй половине ноября 1941 года мною была выработана и немцами одобрена основная политическая линия — опираясь на поддержку оккупантов, добиваться быстрейшего возрождения автокефалии, попытаться занять в ней главенствующее положение и в дальнейшем ориентировать церковь и духовенство на активную помощь немецким властям», — добавил Булдовский.

Ради достижения своих целей Булдовский и его приближенные постарались укрепить связи с нацистами и прежде всего установить контакт с политической полицией Третьего рейха. «Связь с гестапо установил я сам», — сказал Булдовский.

«Одной из главнейших функций епархиального управления было наблюдение за содержанием проповедей и их политической окраской. Во всех церквах епархии по нашим указаниям читались проповеди профашистского характера, прославлялась германская армия, якобы “вызволившая” Украину, за каждой службой поминались Гитлер и его правительство, всячески очернялась советская власть. Словом, автокефальная церковь, по существу, была поставлена на службу немецкой пропаганде», — отметил Булдовский.

На допросе он также вспомнил, как дал интервью корреспонденту газеты «Краковские вести», в котором заявил, будто бы советская власть жестоко преследовала украинскую православную церковь «и что 1941 год, то есть год начала немецкой оккупации, является первым годом новой эры в развитии церковной жизни на Украине».

Булдовский также рассказал, как готовился к захвату общеукраинского церковного главенства. Для этого, по его словам, он совместно с Кривомазом составил декларацию на имя рейхскомиссара Украины Эриха Коха, в которой заверял его в своем желании «служить интересам украинского народа в соответствии с намерениями Германии в отношении Украины».

РИА Новости отмечают, что «эта декларация по своей сути была доносом». «В конце я указал, что украинские шовинистические круги, настроенные антигермански, мешают мне занять законный пост митрополита всея Украины. Я просил Коха вмешаться в это дело», — вспоминал Булдовский. По его словам, в борьбе за пост митрополита всея Украины он хотел заручиться поддержкой и зарубежных священников».

Однако все для Булдовского кончилось тем, что он оказался попросту бесполезен гитлеровцам, отступавшим из Харькова в августе 1943 года. «Видимо, я не был больше нужен немцам, и они не предоставили мне транспортных средств, даже не предлагали эвакуироваться», — сказал он на допросе.

Затем Булдовский лицемерно попытался вновь «переобуться» и выставить себя лояльным советской власти, вернувшейся в Харьков.

«Приспособляясь к советской действительности, я после избрания митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси немедленно послал на его имя рапорт с просьбой принять меня в его юрисдикцию. Этот рапорт означал мой отказ не только от претензий на главенство в украинской православной церкви, но и от идеи автокефализма вообще», — говорил Булдовский.

«Я думал, что благодаря этому сумею уцелеть и сохранить за собой хотя бы Харьковскую епархию… Я с нетерпением ожидал ответа патриарха, но получить его не успел, так как был арестован органами советской власти за профашистскую деятельность в период немецкой оккупации», — добавил он.

В итоге Булдовский скончался во время следствия.

Также из рассекреченных документов стало известно, что гитлеровцы совместно с украинскими националистами в мае 1943 года организовали убийство митрополита Алексия (Громадского), который не пожелал переходить под юрисдикцию созданной с помощью нацистов автокефальной церкви.

Руководить ею поставили епископа Луцкого Поликарпа (Сикорского). Националисты стали активно помогать раскольникам. Большинство православных епископов, оказавшихся на оккупированной территории Украины, в августе 1941 года собрались на собор в Почаевской лавре и провозгласили создание автономной Украинской церкви в юрисдикции Московской Патриархии. Алексия избрали ее главой.

Среди рассекреченных документов, — справка, направленная в июле 1944 года архиепископом Курским и Белгородским Питиримом председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров СССР Георгию Карпову.

Как писал владыка Питирим, к 1943 году «борьба между двумя церковными направлениями приняла еще более острую форму».

«Участились случаи убийства бандеровцами автономных священников. Автокефалисты пошли дальше. Они решились уничтожить главного своего противника — митрополита Алексия. Против такого мероприятия не возражали, по-видимому, и немцы. Им также стала невыгодна усиливающаяся власть и влияние митрополита Алексия (Громадского)», — отмечал Питирим.

По его словам, слухи об этих планах ходили постоянно и задолго до его смерти.

Далее митрополит Питирим со слов свидетелей привел обстоятельства убийства, которое произошло 7 мая 1943 года.

«Митрополит Алексий получает вызов от генерального комиссара города Луцка прибыть к нему по школьным делам. Гебитскомиссар города Кременца принимал деятельное участие в отправке <…> в Луцк», — писал архиепископ.

Гебитскомиссар спешно вызвал митрополита Алексия из Почаевской лавры и утром в день убийства предоставил автомобиль без всякой охраны, докладывал священник. Он в сопровождении секретаря протоиерея Федора Юркевича и переводчика Марка Жихарева выехал в 8:30 в направлении Луцка.

При этом, как сообщал владыка Питирим, неизвестные звонили по телефону в местные организации и выражали на украинском языке недовольство тем, что митрополит Алексий не спешил с поездкой.

«Через 20 минут после отъезда митрополита стали распространяться слухи, что Алексий и его спутники убиты. Консистория обратилась к властям с просьбой навести справки. Комиссариат как-то слабо реагировал на это событие и только к вечеру была послана машина с доктором. Эта машина встретила по дороге отряд немцев, везущих на машине четыре трупа. Труп Алексия был еще теплый и имел семь ран», — докладывал священник.

По словам владыки Питирима, один из очевидцев рассказал, что увидел в местном лесу разбитую машину, тела трех погибших и легко раненного митрополита, который просил помощи.

Прохожий обратился к крестьянам, которые пахали поле недалеко от места происшествия, и попросил, чтобы те отвезли убитых в Кременец, обещая им заплатить за это какую угодно плату. Но крестьяне, запуганные бандеровцами, наотрез отказались.

«Когда прохожий возвратился от крестьян, то он уже застал митрополита Алексия мертвым с новыми ранами. <…> Никто из лиц, близко стоявших к Алексию, не сомневается, что убийство совершено поликарповцами», — отмечал владыка Питирим.

Он привел также мнение протоиерея Владимира Ковальского из Дубны, который утверждал, что митрополита Алексия убил так называемый лесной священник-националист Петр Мельник, «прославившийся своими террористическими действиями». По мнению Ковальского, убедительным доказательством причастности Мельника служит найденный у него крест с украшением, снятый с протоиерея Юркевича.

Источник:  ruskline.ru 

Заставка:  pixabay 

Перейти к рубрике РЕЛИГИЯ



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.