Тайны рублевской “Троицы”



Какое послание всем нам зашифровано в древнем шедевре

Неразгаданная тайна: как мастер, родившийся в кровавом и безжалостном мире, где царили смерть, страх и боль, сумел создать одно из самых умиротворяющих и гармоничных творений рук человеческих?

Речь об Андрее Рублеве и его “Ветхозаветной Троице” – главной иконе праздника Троицы (20 июня). Не меньшая загадка, кем был гений, подаривший людям, по слову Д.С. Лихачева, “возрождение веры в человека и в его нравственные силы”?

Увы, о Рублеве известно мало. Ясно, что имя, данное ему при крещении, начиналось на А (в те времена монашеские имена давали на первую букву имени мирского). Фамилия проясняет происхождение: рубель – инструмент для накатки кож, значит, родился святой в семье ремесленников. Дата и место рождения предположительные: 1360 год, где-то в Подмосковье. Иконописец был монахом и, вероятно, сторонником мистической традиции исихазма: духовного подвига непрестанной молитвы в молчании и постоянном очищении сердца. Вот и все, негусто.

Правда, летописи проливают свет на всю вполне себе темную эпоху. Русь неспокойна: в Орде “замятие” – ордынские ханы воюют за первенство, у нас это отзывается смутой и междоусобицей. Что ни год, то напасть: чума с таким множеством мертвых, что некому хоронить, потом засуха, да такая, что Москва сгорает за два часа, голод, снова чума… В перерывах кровопролитные войны с иноземцами и между князьями – с остервенелой жестокостью, разорением и сжиганием городов, сел, угоном в плен мирных жителей. Как, скажите, в этой адской мясорубке просто уцелеть? А создать шедевр, в котором “велик не только Бог, но велик и духовен сам человек”?

Начнем с сюжета иконы. Впервые то, что Бог существует в трех Лицах, людям было открыто еще в ветхозаветные времена, когда Аврааму и его жене Сарре явился Господь у дубравы Мамре (местечка близ Хеврона). “Авраам и Сарра были в летах преклонных”, – читаем в Книге Бытия. Дальше Библия рассказывает про само явление: Авраам “возвел очи свои, и взглянул, и вот три мужа стоят против него”. Так, “тремя мужами”, явился Аврааму Господь. Авраам встретил “трех мужей”, приготовил им обед, и когда Они спросили Авраама: “Где Сарра, жена твоя?”, он ответил: “Здесь, в шатре”. “И сказал один из них (фраза “один из них” в тексте Библии выделена, подчеркивая то, что Господь явился в трех лицах): “Я опять буду у тебя в это же время, в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей”. Сарра, услышав слова Господа, “внутренне рассмеялась, сказав: “Мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение?”… И сказал Господь Аврааму: отчего рассмеялась Сарра?.. Есть ли что трудное для Господа?” И действительно, у Авраама и Сарры в назначенный срок родился сын Исаак, от которого, как и обещал Бог, произошел великий народ и потом именно в потомстве Исаака рождается Иисус Христос.

“Троица” Рублева – не результат постепенного развития иконописи, а взрыв, появление принципиально нового

“Ветхозаветная Троица” как раз и изображает явление Святой Троицы Аврааму и Сарре у Мамрийского дуба. И сам дуб мы видим за спиной центрального Ангела. Рублевскую “Троицу” называют богословием в красках, потому что она на языке художественного образа доносит до нас христианский догмат о неслиянности и нераздельности Трех Ипостасей Святой Троицы – Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа – об их единосущности.

Но как это удалось Рублеву? Вот что пишет об этом академик Б.В. Раушенбах, создатель систем ориентации космических спутников и исследователь древнерусской иконы. “Появление в XV веке “Троицы” Рублева не было следствием постепенного развития иконописи, это был скачок, нечто взрывоподобное. С поразительной смелостью Рублев совершенно исключает сцены гостеприимства, убирает все земное. Стол, в отличие от прежних икон, более не уставлен “столовыми приборами” по числу вкушающих – это уже не совместная трапеза, а Евхаристия. Таинство, объединяющее не в товарищество, а в Церковь”.

Вглядимся в икону. Начнем с очевидного: лики трех ангелов похожи, будто изображен один и тот же лик в трех вариантах – так у нас возникает ощущение того, что богословы сформулировали как “единосущность трех Ипостасей, трех Лиц Бога”, их неслиянность и нераздельность.

Теперь обратимся к композиции. Она строится по принципу круга, и мысль всматривающегося в Троицу тоже движется по кругу, точнее, мы будто не в силах выйти за его пределы. Этот круг объединяет трех Ангелов в неразделимое, в Троицу. Но это не все. Присмотревшись внимательней, мы поймем, что здесь система концентрических окружностей, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук. И их центр – чаша, стоящая на белом столе, как на престоле, чаша с головой тельца, жертвенного животного. Но если наклон голов и фигур двух Ангелов, направленных в сторону третьего, объединяет их между собой, Ангелы будто ведут молчаливую беседу, то жесты их рук направлены к этой жертвенной чаше. Жертвенная чаша стягивает движения рук, становясь смысловым и композиционным центром иконы. Почему?

И тут, внимание! Обычно одна из фигур иконы обязательно смотрит на молящегося: например, если Богомладенец смотрит на Богородицу, то Сама Мария будет смотреть не на Своего Сына, а на нас, верующих, отвечая нашему устремленному на Нее молитвенному взгляду. Таков принцип иконописи: икона вовлекает молящегося в свое пространство. У Рублева в “Троице” этот закон нарушается. Отчего? Зачем?

Все Ангелы Троицы обращены друг к другу не случайно. Замкнутость круга общения, когда Ангелы склоняются друг к другу и к чаше, и даже их взгляды образуют круг… Так стоящий перед иконой человек втягивается внутрь иконы, и взгляд его невольно фокусируется на чаше жертвы. Она главное. И нам, смотрящим на икону, открывается еще одна тайна Бога – тайна бесконечной Божественной Любви к нам, людям. Ведь это из любви к людям Бог посылает Своего Единородного Сына в наш мир – жертва, искупляющая человечество, жертва, выкупающая человечество из плена греха. Эта жертвенная Любовь Бога к нам и есть центр, точка фокуса в образе рублевской “Троицы”. А чаша здесь – Чаша Евхаристии, Причащения, Таинства соединения христианина со Христом.

Шедевр таит в себе еще много откровений. Но вот ответ на загадку, с которой начиналась наша статья, предлагаю каждому искать самостоятельно. Ведь икону недостаточно просто рассматривать – взглядом праздного любителя живописи. Только молитвенное предстояние может приблизить нас к великой тайне Божьей любви к человеку, которая некогда была открыта иконописцу и молитвеннику Андрею Рублеву.

Источник:  rg.ru

Заставка:  Андрей Рублёв  «Троица». 1411 год или 1425—1427 wikipedia.org

Перейти к рубрике РЕЛИГИЯ



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.