Почему Красная горка – день любви



Как связаны апостол Фома, радость Пасхи и начало сезона венчаний
Заставка: Венчание – это Таинство, и венчальные иконы сопровождают потом семью всю жизнь. “В ожидании шафера”. И. Прянишников, 1891 г. Фото: wikipedia.org

2021 год преподнес нам сюрприз: 9 мая в этом году не только День Победы, но и праздник доверия, верности, любви. Именно с 9 мая можно будет венчаться, впервые после долгого перерыва. И имеет этот праздничный день сразу три имени: Фомино воскресенье, Антипасха, Красная горка.

Название “Фомино воскресенье” первый воскресный день после Пасхи получил в честь апостола Фомы, которого часто по ошибке зовут “неверующим Фомой”, но об этом чуть позже. “Антипасха” в переводе с греческого означает “вместо Пасхи”. То есть в воскресный день Антипасхи вместо Пасхи произошло событие, напоминающее о Воскресении Христа и обновляющее для нас его радость. А Красная горка идет от народной традиции устраивать в этот весенний праздник гулянья.

Издавна на Красную горку возобновлялся сезон венчаний и сватовства. Зимой, за неделю до Великого поста, с Масленицы, венчания прекращались, потом не венчали весь Великий пост и неделю после Пасхи: Светлая неделя – время радости, но радости духовной. А с Красной горки молодые получали вольницу. Считалось, если девушка или парень проведут этот день сидючи дома, коротать им оставшуюся жизнь в одиночестве. Так что дома молодежь не засиживалась, но все-таки день начинался с воскресной службы в храме. И не зря: есть глубокая связь между апостолом Фомой, Антипасхой и счастьем в любви. Сейчас мы эту связь найдем, и история Фомы, которую вспоминают в этот день в храмах, станет ключом, объясняющим, без чего счастье в любви невозможно.

Напомню, Фома – один из двенадцати учеников Христа, тот, который усомнился, что Иисус воскрес. Не так-то просто было воспринять великое чудо Воскресения Христа – событие надмирное, превосходящее любой человеческий опыт. Вот что рассказывает нам Евангелие от Иоанна: “В тот же первый день недели, вечером, когда двери дома, где собрались ученики Его, были заперты, пришел Иисус, стал посредине, и говорит им: “Мир вам!”. Сказав это, Он показал им и руки и бок. Ученики обрадовались, увидев Господа”. Для воскресшего Христа затворенные двери не были препятствием, преображенное тело Господа не подчинялось законам физического мира, и мы можем только предполагать, насколько сильно были поражены ученики Спасителя, еще не отошедшие от трагических событий последних дней земной жизни Иисуса. Представьте: вот они, сметенные Его крестной смертью, опечаленные и подавленные, видят, как Иисус вдруг появляется в закрытом доме! Естественная реакция – недоумение, недоверие к тому, что зрят глаза. И дело тут не только в учениках. Богословы склонны считать, что преображенное тело воскресшего Христа стало особенным, у апостола Павла есть подсказка, когда он говорит о теле по воскресении из мертвых как о “теле духовном”. Но, рассуждая об этом, мы вступаем на зыбкую почву догадок, поэтому лучше вернемся назад, к точному рассказу Евангелия. Итак, ученики Спасителя поражены, “они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа, – читаем у евангелиста Луки. – Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги”.

Фома – верный и отважный ученик Христа, в это время пребывал где-то в другом месте. Поэтому, когда апостолы рассказали ему о произошедшем, он усомнился и сказал: “Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю”. В народе к имени Фомы прочно приклеилось словечко “неверующий”, что несправедливо. Фома – один из первых апостолов Иисуса, был как раз предан и верен Ему вплоть до смерти. Когда Иисус решает идти в Иерусалим, чтобы воскресить умершего друга Лазаря, ученики останавливают Его: “Не ходи, это опасно! Давно ли враги искали побить Тебя камнями? А Ты хочешь туда вернуться!” Апостолы боятся за своего Учителя, страшатся и за свою жизнь, это естественно, но Иисус говорит: “Пойдем!”, и Фома первый поддерживает Христа, призывая остальных: “Пойдем, и мы умрем с ним!” Такова верность “неверующего” Фомы. То есть речь здесь не о неверии как неверности, а о критичном отношении к происходящему. Фома критичен, и он материалист – ему надо самому осязать раны от гвоздей, вложить руки в ребра, пронзенные копьем при распятии. Но разве мы не такие же? Кстати, тонкий момент: верность не исключает критического взгляда на происходящее. Иначе говоря, верность не слепа, она не должна выключать мозг. Но вернемся к Евангелию.

Через восемь дней ученики Христа “снова были вместе, на этот раз с ними был и Фома. Дверь была заперта. Иисус вошел, стал в середину и сказал: “Мир вам!”. Затем говорит Фоме: “Протяни сюда палец и посмотри на Мои руки. Протяни руку, вложи ее в рану на боку!..” – Иисус будто бы слышал то, что говорил Фома без Него! И затем Господь произносит слова, обращенные не только к Фоме, ко всем нам: “И не будь неверен, но верен”. Понятие “вера” включает в себя такие качества, как твердость, верность, доверие. “Не будь неверен, но верен!” – призывает Господь. И Фома слышит этот призыв. “Господь мой и Бог мой!” – воскликнул Фома. Фоме уже не нужно осязать раны, ему уже не нужны доказательства. “Ты поверил потому, что Меня увидел, – говорит ему Иисус. – Блаженны не видевшие и уверовавшие”.

И теперь самое время вспомнить, что слова “вера” и “доверие” одного корня. Но ведь без доверия и открытости нет и любви. Не случайно апостол Павел в своем знаменитом гимне любви так связывает любовь и веру: “Любовь всему верит, всегда надеется… Есть три: вера, надежда, любовь, и любовь из них большая”.

Красная горка завершает Светлую неделю, но сам праздник Пасхи продолжается вплоть до Вознесения Господня (10 июня). Пасха не закончилась, и радость о Воскресении Христа, о победе жизни над смертью выплескивается за стены храма – в поле, в необозримые просторы русской природы, которая с весенним ликованием приветствует все проявления любви и жизни. У поэта Серебряного века Михаила Кузмина есть дивные строчки о том, что человек всегда может увидеть присутствие Божье в нашем мире: “В этой жизни Божья ласка/ Словно вышивка видна…” Мир в эти Пасхальные весенние дни пронизан Божественной любовью, и эта Божественная любовь освящает все стороны человеческого бытия, надо только суметь увидеть Божью ласку на холсте своей жизни.

Будут трепетны и зорки

Бегать пары по росе

И на Красной, Красной горке

Обвенчаются, как все.

(М.А. Кузмин, 1921 г.)

 

Источник: rg.ru

Перейти к рубрике РЕЛИГИЯ



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.