О необходимости реализации инфраструктурных проектов



Незыгарь

В федеральном послании 2021 года Президент заявил о необходимости реализовать различные инфраструктурные проекты, о реальной цене и реальных лоббистах-бенефициарах уже развернулась не очень громкая, но достаточно и оживленная дискуссия.

Основными конфликтными центрами этой «дискуссии шепотом» являются условно «оппозиционный» и условно «провластный» дискурсы, со своими специфическими недоговорками у каждого.
Пока более широко представлен «оппозиционный» дискурс, согласно которому заявленные Президентом проекты являются не более чем типичным «подкупом избирателей и регионов».
Сама «цена вопроса» при этом всячески занижается и объявляется «несерьёзной». Так, например, РБК «по горячим следам» оценил все путинские инициативы по соцподдержке населения и помощи регионам суммой всего в 1,2 трлн рублей. А инфраструктурная составляющая при этом вообще не обсуждается: мол, всё уйдет на «попилы и откаты», после чего будет заморожено до лучших времен или до начала президентской кампании 2024 года.
Представители же «провластного» дискурса могут отвечать на это лишь тем, что нет, «всё серьёзно», на это раз путинские планы «властной вертикалью» будут выполняться «от и до», как это уже было в случаях с «материнским капиталом», горячим питанием для школьников, зимней Олимпиадой в Сочи-2014, чемпионатом мира по футболу-2018 и строительством Крымского моста.

Но самый главный вопрос – о реальных источниках финансирования, особенно инфраструктурных проектов. Так, например, строительство Северного широтного хода в ЯНАО, то есть железнодорожного пути от Лабытнанги до Надыма в ценах еще 2016 года определялось в 236 млрд рублей, или почти в 3,5 млрд долл. Высокоскоростная магистраль Москва—Казань до Екатеринбурга в своем исходном 780-километровом варианте «тянула» на 1,7 трлн рублей, в случае продления до «столицы Урала» эту сумму можно смело умножать вдвое. С поправкой на инфляцию, разумеется.
Запуск метрополитена в Челябинске оценивается в диапазоне 80-100 млрд рублей.

«По кругу» же более-менее адекватной представляется оценка на все заявленные инфраструктурные гиганты около 1,2 трлн долл. до 2036 года, когда должны истечь сроки заявленных 15-летних инфраструктурных кредитов.
Конечно, причастные регионы поднимутся. Но помимо региональных бенефициаров, одним их наиболее вероятных выгодоприобретателей по данной программе выступает Германия, реальный сектор экономики которой переживает сейчас самое длительное в своей истории, уже 28 месяцев подряд, падение.
Инфраструктурные заказы из Москвы могут придать новый импульс развитию российско-немецкого экономического сотрудничества, с 2014 года серьезно «подмороженного» различными санкциями.

Но самые серьезные опасения в реальности проектов вызывают два обстоятельства.

Первое – соответствует ли реформируемая система планирования и управления масштабу задач?
Пока принципиальных изменений в роли государства как планирующего и инвестиционного ядра не зафиксировано. Хотя отход от рыночной терминологии уже заметен, но по-прежнему главным показателем эффективности экономики в госмасштабе наряду с ВВП является прибыль с соответствующей денежно-кредитной политикой. А не, к примеру, уровень потребления или демография.

Второе – фигура главного исполнителя и его команды. Судя по всему, им определен Шувалов, глава госкорпорации ВЭБ и руководители интегрированных в ВЭБ институтов развития.

 

Источник:  t.me

Заставка:  minfin

Перейти к рубрике ПОЛИТИКА



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.