КОНЦЕПТ «ПОДВИГ» КАК ОДИН ИЗ МЕНТАЛЬНЫХ КОДОВ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ



 

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается подвиг, как один из кодов русской ментальности.
Цель статьи – раскрыть значение подвига в русской истории и культуре, предложить возможный инструментарий для реализации Федерального закона РФ по вопросам воспитания обучающихся [1]. В работе приводятся примеры различных проявлений воинского подвига, которые позволяют комплексно посмотреть на это явление. Рассматривается вопрос, как вовлеченность в процесс изучения исторических событий влияет на формирование национальной идентичности. Результаты работы могут быть использованы при подготовке советников директоров
по воспитательной работе, преподавателей истории, литературы, изобразительного искусства,
музыки, начальной военной подготовки, организации музейных экспозиций и подготовке экскурсоводов, обучении журналистов, политологов, политтехнологов, государственных служащих.

Говоря о воспитании, как о стратегическом национальном приоритете, хотелось бы посмотреть, в какой степени само воспитание должно носить национальный колорит, отражать ментальные особенности народа.
Теме духовного национального воспитания уделял свое внимание русский философ Иван Александрович Ильин. В своих трудах он подчеркивал необходимость пробуждения у молодых людей любви к своей стране через восприятие различных явлений родной культуры и изучение истории России. Он называет это духовным зарядом, формирующим будущие настроения настоящих и верных русских людей, школой русского национального характера [2].
В свою очередь, этот самый характер проявляет себя в жизни нашей страны, часто в самые напряженные моменты ее истории. Одним из основных его составляющих является героизм, как готовность совершить подвиг ради своего Отечества и своих ближних.
Воинский подвиг прочно присутствует в нашей культуре и истории. С недавнего времени, понятие подвига появилось в Конституции Российской Федерации [3]. Русский героизм настолько наше самобытное явление, что его проявление часто ставило врагов в тупик.

Например, подвиг Николая Владимировича Сиротинина [4], двадцатилетнего красноармейца, который в одиночку вступил в бой с целой вражеской колонной. Он бился до конца, последовательно и методично уничтожая технику и врагов. После
боя, когда немцы поняли, что им противостоял всего один человек, они были поражены. Европейский менталитет не вмещал широту русской души. У нас другая логика войны: русский солдат готов стоять до конца, даже когда ситуация для его собственной жизни становится безвыходной. Он готов разменять свою жизнь на жизни врагов, ради своей Родины. Подвиг Николая Владимировича Сиротинина будет многократно повторен в Великую Отечественную войну.
Перейдя Калинов мост, враг ступил на землю героев. Франкенштейн безумной идеологии напоролся на благородную ярость непонятной для инородца силы и был сокрушен. Великая Победа стала самым ярким проявлением русского духа
во всей мировой истории.

Списать отчаянный героизм народа только на идеологическую обработку не получится. Слишком молодое это явление (идеология), по сравнению с тысячелетней русской историей [3; 7]. Идеология, по факту, ровесница Наполеона, который
на себе ощутил всю тяжесть русской дубины. Еще за двести лет до Наполеона смута опустилась на Русское Царство. Раздираемое, как стервятниками, внешними врагами, страшным трехлетним голодомором, внутренним раздором оно, по сути, было полностью разорено. Но не перестало быть русским. В каждом отдельном эпизоде противления хаосу событий проявился народный характер: двухлетняя оборона Смоленска, народные ополчения, первый всесословный Земский собор.
Глубинный народ, как называл его Вячеслав Юрьевич Сурков [5], смог самоорганизоваться и сохранить свою свободу и государственность. Страна, принявшая на себя сразу все возможные испытания, смогла выйти из сумрака смуты.

Завершающим моментом этого сложного времени многими историками считается подвиг Ивана Сусанина. Для нашей истории такой подвиг обычный. Насчитывается множество подобных эпизодов, большинство из которых пришлось на
Великую Отечественную войну [6]. Сопоставляя подвиги героев-сусанинцев, понимаешь, что это не случайные эпизоды. Попадая в схожие ситуации русские, украинцы, белорусы вели себя всегда одинаково. Они, не раздумывая, разменивали
свои жизни на благо Родины. Подвиги русских «проводников» – это еще одно доказательство постоянства и целостности действия русского духа в человеке.

Что это за явление такое «русский дух»? «Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам явился», – одна из самых знаменитых фраз из русских народных сказок. На них издревле воспитывались защитники нашей земли. Героизм, как часть русской натуры, присутствует во многих народных сказках. Через восприятие устного народного творчества происходило раскрытие внутренней духовной составляющей русского характера. Былины и сказания были тем информационным инструментом, который помогал русской душе понять свою сущность. Былины не содержат точной хронологии, а имена героев, часто изменялись на более удобные для слуха. Но, при изменении формы, сохранялась суть посыла: блюсти землю русскую единым сердцем.

Через устное народное творчество, происходило раскрытие кодов, образующих национальную ментальность. Подвиг – код русского духа, раскрываемый и в современном народном творчестве. Например, незаслуженно забытый в советское время, подвиг защитников крепости «Осовец», вошедший в историю как «Атака мертвецов». Отсутствие информации на официальном уровне было заполнено народным творчеством: в сети Интернет множество разноформатных документальных фильмов, четыре клипа, посвященных подвигу русских воинов. Известный русский художник Василий Игоревич Нестеренко посвятил этому историческому событию свою картину «Мы – русские, с нами Бог!» В Дзене более 50 статей про это событие.

Выпавшая из официальной истории победа русского воинства, воплотилась в десятках произведений профессионального и любительского уровня. Народное самосознание чувствует свою сущность и ищет способы ее раскрытия. Народ помнит и чтит своих героев. Их подвиг – часть нашего наследия. Наследия, котором, как в зеркале мы видим свою национальную сущность. Да, мы русские такие!

Русский дух – это целостное, многогранное, самодостаточное явление. Набор конкретных кодов, записанных в душе и, в гармоничной совокупности, образующих русский характер. Как маленький ребенок нуждается воспитании, так и душа нуждается в раскрытии этих кодов. Возрастая и расцветая, она становится носителем и транслятором внутренней сути русского характера, раскрывая его красоту в мире.

Всё наше культурно-информационное пространство должно быть пропитано традиционными смыслами. Речь идет именно о смысловом понимании собственной русской идентичности, а не только о внешних проявлениях и атрибутике.
Существуют разные пути направленного воспитания граждан своего Отечества, но самой благодатной для взращивания ростков русской идентичности является школьная почва. В «тепличных» условиях общеобразовательной школы
можно взрастить и укрепить внутреннее понимание юной души собственной сущности и принадлежности к своему великому народу.

Уроки гуманитарных дисциплин: истории, литературы, русского языка, изобразительного искусства, музыки для этого и существуют. На них учителя могут зажигать в душах воспитанников огонь переживаний родных русскому сердцу явлений.
Одно событие или явление можно раскрыть за один урок. Больше и не надо. Этого достаточно, чтобы погрузить разум и чувства школьника в суть раскрываемого предмета. Здесь важна глубина воздействия, а не его продолжительность,
проживание события, а не его детальный анализ.

Сумма таких воздействий и есть способ взрастить и укрепить в юной душе понимание собственной национальной идентичности. Русский патриотизм надо не привносить извне, а раскрывать изнутри. Это зерно, заложенное Богом, в
нашей сущности. А примеры истории и явления культуры – живая вода для воспитания юной души. Знания вкупе с идеалами должны привести к пониманию истории нашей Родины. Понимающего человека сложно обмануть подтасовкой
фактов и подменой смыслов. Он сам является носителем исторической правды и защитником чести своего Отечества.
Сегодня на школьных уроках истории и литературы раскрытие темы подвига происходит не в полной мере. Прочтение «Василия Теркина» Александра Твардовского, конечно, имеет большой смысл. В собирательном образе главного
героя раскрываются исконные черты русского характера: открытость, находчивость, смелость, благородство, мужественность. Но герой Твардовского вымышленный, не былинный. А для передачи смысла нужны реальные примеры, как неоспоримое доказательство проявления русского духа.

Мы обязаны передать будущим поколениям нашу главную военную тайну. Юный гражданин должен понимать, что наш герой особенный. Это не камикадзе, ищущий смерть. Он готов пожертвовать своей жизнью, если этого потребуют обстоятельства. А победив и выжив в конкретной ситуации, он будет и дальше служить своей Родине.

В данной статье акцент сделан на подвиг, как один из самых ярких кодов в группе патриотических смыслов. А само раскрытие темы пришлось построить на конкретных примерах проявления патриотизма. Это продиктовано тем, что высокие слова о любви к Родине и долге перед Отечеством, в привязке к реальным делам, звучат естественно. Накал событий и уровень нравственности поступков русских героев делают уместными высокие слова.
Поступок есть результат проявления внутренней сущности. Способность к самопожертвованию ради других – поступок высшего порядка. Каждый христианин носит на себе нательный крест-распятие, как символ проявления высшей жертвенности, ради спасения рода человеческого. Для раскрытия темы «Русский дух. Код «подвиг», остался последний штрих. В 1941 г. немецкая пропаганда решила снять агитационный фильм про «недочеловеков», чтобы убедить цивилизованных европейцев в целесообразности истребления народонаселения Советского Союза.
Съемочная группа приехала в концлагерь Амерсфорте [8]. Сценарий был написан и подготовлен заранее. Из военнопленных выбрали красноармейцев не славянской внешности – узбеков. Несколько месяцев перед съемками их содержали в нечеловеческих условиях.

В назначенный день, когда, по мнению «сверхлюдей», любые духовные основы и волевые качества должны были быть полностью подавлены, съемочная группа приготовилась сделать свой «разоблачающий» фильм. Во время съемок
немцы бросили заключенным хлеб, в надежде, что голодные и измученные солдаты начнут драться из-за еды. Этого не произошло. Военнопленные проявили невероятное мужество и сохранили свое человеческое достоинство.
Красноармейцы проявили необычайное единство духа и совершили свой подвиг, оставшись людьми в нечеловеческих условиях. Захватчикам, которые не смогли сломить их человеческого достоинства, пришлось расстрелять русских.
Воины Красной армии, будучи представителями разных национальностей, были объединены одной страной, русским языком, а, главное, ментальностью.

Если посмотреть на количество героев за время Великой Отечественной войны по национальному признаку [9], то видно, что почти каждый народ СССР внес свой вклад в Великую Победу, пропорционально численности этого народа в составе нашей Родины.Народы СССР и России, сохранив свою культурную идентичность, стали большой и единой по духу семьей, разделившей и достижения, и горькие моменты общей истории. Только люди, ощущавшие себя единой семьей, могли так самоотверженно противостоять самой чудовищной агрессии за всю историю человечества.

Осознание общности истории роднит народы. Центром этого сплочения выступает русский народ. Как сказал об этом Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович: «Мы – все народы России – объединены вокруг русского народа, его культуры, традиций и государственности. Обсуждая „Основы государственной культурной политики“, мы должны понимать, что речь при этом идет не только о русских, но и о более чем ста народах страны и ближайшего зарубежья, для которых
русский язык и русская культура стали родными. Это русское культурное пространство, в котором налажено вековое сотворчество многих народов» [10].
Для русских, быть государствообразующим народом [11], – это призвание и обязанность. Призвание от Бога, обязанность перед народами России. Русские, в первую очередь, должны быть носителями русского духа во всей его силе и красе. Сегодня наш народ должен совершить новый подвиг: в условиях информационной смуты псевдоценностей, ясно осознать свою духовную идентичность, явить миру красоту русской цивилизации. Красоту, способную спасти мир.

Список литературы
1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся : федеральный закон № 304-ФЗ [принят Государственной Думой 22.07.2020 : одобрен Советом Федерации 24.07.2020]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74351950/ (дата обращения: 03.03.2021). – Текст : электронный.
2. Ильин, И. О национальном воспитании / И. Ильин. – Текст : электронный. – URL: https://www.pokrov.volkovichi.ru/content/ivan-ilin-o-nacionalnom-vospitanii (дата обращения: 27.02.2021).
3. Конституция Российской Федерации. Статья 67.1 [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 03.03.2021). – Текст : электронный.
4. Давыдова, Л. Один в поле воин: как Николай Сиротинин остановил танковую дивизию фашистов / Л. Давыдова, И. Свеженцев. – URL: https://tvzvezda.ru/news/qhistory/content/20201141640-tXxSs.html (дата обращения: 03.03.2021). – Текст : электронный.
5. Сурков, В. Ю. Долгое государство Путина / В. Ю. Сурков. – Текст : электронный // Независимая газета. – 2019. – 11 февраля. – URL: https://ng-ru.turbopages.org/ng.ru/s/ideas/2019-02-11/5_7503_surkov.html (дата обращения: 04.03.2021).
6. Валагин, А. Вслед за Сусаниным: как один крестьянин погубил батальон немцев / А. Валагин. – Текст : электронный // Российская газета. – 2021. – 14 февраля. – URL: https://rg.ru/2021/02/14/reg-szfo/vsled-za-susaninym-kak-odin-krestianin-pogubil-batalonnemcev.html (дата обращения: 02.03.2021).
7. Медведев, С. Как раскрыть русскую идею? / С. Медведев. – URL: https://www.facebook.com/medvedevsmail/posts/224342908918372 (дата обращения: 02.03.2021). – Текст : электронный.
8. Исмагулов, А. Какой подвиг совершили узбеки 27 сентября 1941 года в немецком концлагере Амерсфорт / А. Исмагулов. – URL: https://www.facebook.com/imwiseman/posts/3008778655844855 (дата обращения: 02.03.2021). – Текст : электронный.
9. Информационное сообщение министерства обороны СССР ко дню 50-летия советской армии. – URL: http://pliew.ru/a/geroi.html (дата обращения:04.03.2021). – Текст : электронный.
10. Абдулатипов, Р. Культурный код многонациональной России / Р. Абдулатипов. –Текст : электронный // Известия. – 2014. – 17 декабря. – URL: https://iz.ru/news/580931.
11. Конституция Российской Федерации. Статья 68.1 [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 03.03.2021). – Текст : электронный.
УДК 37.035.6 DOI: 10.26170/Kvnp-2

 

Медведев Сергей Валерьевич,
председатель совета родительских комитетов, МАДОУ № 9; Россия, Свердловская область, г. Первоуральск

 

Источник: Воспитание как стратегический национальный приоритет : международный
научно-образовательный форум. Сборник материалов, представленных на Международном научнообразовательном форуме, прошедшем 15–16 апреля 2021 г. Сборник содержит публикации, в которых рассматриваются вопросы воспитательного потенциала современного урока, актуальные подходы к воспитанию подрастающего поколения, воспитательные практики педагогов. Актуализированы аспекты цифровой образовательной среды, психологопедагогического сопровождения воспитательного процесса, а также вопросы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в современном социокультурном пространстве. Представлены исследования в области гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Рассмотрены ресурсы воспитательной работы с использованием социальных сетей. Проанализирован опыт воспитательных систем в России и за рубежом. USPU-sbornik-3-3.pdf

 

Заставка: «Мырусские! С нами Бог!» Художник: Василий Нестеренко, 2015. nesterenko 

Перейти к рубрике ЧЕЛОВЕК



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.