Русист из Латвии: На самоизоляции ученики потеряли навыки общения на русском



Текст: Елена Кухтенкова“Русский язык, как и любое живое существо, приспосабливается к новым условиям существования: изменяется, совершенствуется, обогащается, отвечает на вызовы времени”, – пишет в своем эссе “Русский-онлайн в пандемию: испытание или шанс” на XXI Международный Пушкинский конкурс “РГ” русист из Латвии Алентина Верпаковска.

Она преподает русский язык в Олайнской средней школе. Размышляя о работе в дистанционном режиме, русист вспоминает писателей-фантастов, которые в своих произведениях описывали машины будущего, при помощи которых можно будет общаться с человеком на другом конце земли, не только разговаривая с ним, но и видя его на экране. Сегодня, по мнению педагога, эта реальность наступила, ведь мы осваиваем инновационные формы коммуникации, которые в некоторой степени обогащают нашу картину мира. Но есть и другая сторона медали.

“Ребята, встречаясь друг с другом после долгого отсутствия в школе, теряют навыки общения. Они не разговаривают друг с другом, а пытаются перекричать один другого. Им все труднее становится слушать собеседника, не перебивая, внимательно, примеряя ситуацию на себя”, – с грустью отмечает Алентина.

Учитель задается вопросом: а хорошо ли, когда машина помогает писать тексты, рисовать схемы, находить решения задач. И какая роль тогда отводится человеку думающему, живущему, а не существующему?

“В одном известном мультфильме очень выразительно показана ситуация, к которой мы постепенно приближаемся. Двое из ларца, одинаковых с лица. Эти два брата все делали за ленивого ученика Вовку. Даже пальцы за него загибали. Опомнился Вовка только тогда, когда и конфеты за него съели, а не только загибали пальцы да рубили дрова. Не превратимся ли мы все в таких “Вовок”, сидя перед светящимся экраном?” – описывает современные реалии педагог.

Русист заключает, что работая с компьютером, учась в удаленном формате, школьники приобретают умение быстро печатать, но теряют способность красиво писать буквы. А изобретая новые символы, знаки, предназначенные для скорого письма, теряют возможность запоминать исконно русскую лексику, отражающую оттенки человеческих эмоций или настроения души, красоту языка Пушкина.

Источник: rg.ru

Заставка:  edu.ru

Перейти к рубрике ШКОЛЬНОЕ ОКНО



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.