Глобальная углеродная лихорадка способна «порвать экономику РФ в клочья»

235

В климатической и экологической повестке саботажники уподобляют Президента России главному герою мультфильма «Вовка в тридевятом царстве»

Виктор Потапов

На одном из экологических форумов России, проходившем во Дворце Съездов более 10 лет назад, экологическую политику России охарактеризовал один из известных российских экологов, бывший летчик из отряда космонавтов, профессор МАГМУ доктор технических наук Олег Сизов: «Экологическая политика России – это отсутствие всякой экологической политики». Основной причиной этого является отсутствие государственной экономики природопользования, которая должна быть комплексной основой поступательного экологически чистого экономического развития РФ. Отсутствие комплексности порождает и отсутствие соответствующих здравомыслящих экономически эффективных управленческих и организационных решений.Нечто подобное продолжается и до настоящего времени. В очередной раз «заматывание» комплексного решения ряда экологических проблем в попытках их отдельных кулуарных решений по согласованию с бизнесом, а не с жизненными интересами граждан, к сожалению, являются типичными примерами: провалы нацпроекта «Экология», РОП, нормирования по НДТ, проблемы с переработкой ТКО, бездействия в углеродном регулировании. При этом на многочисленных международных экологических конференциях, круглых столах и форумах, проходящих в РФ, западные эксперты и различные международные углеродные мошенники, промывают мозги нашим представителям, переводя необходимость здравомыслящих решений экологических и углеродных проблем в лженаучную дискуссию и морализацию проблемы, как некую климатическую и экологическую религию. Многочисленные попытки и поручения нашего Президента как-то направить деятельность Правительства РФ в русло здравомыслящих решений, способствующих экономически эффективному решению климатических и экологических проблем, сводятся к их полой профанации. В результате в климатической и экологической повестке саботажники уподобляют Президента России главному герою мультфильма «Вовка в тридевятом царстве», а его поручения выполняют «с точностью да наоборот». И многолетнее климатическое и углеродное шельмование в угаре углеродной лихорадки различных функционеров в РФ яркий тому пример.

Рассмотрим некоторые существенные детали многолетнего углеродного шельмования, которое началось с середины 90-х и все еще продолжается, набирая обороты и становясь всё более изощренным и беспринципным. Ещё в середине 90-х прошлого столетия доктор физ.-мат. наук А.М.Тарко, работая по программе INTAS в своей модели «Сравнение поглощения углерода экосистемами стран и индустриальных выбросов в 1995 г.» (Гт С/год), сделал Россию грязной страной, наравне с США и Китаем. (INTAS. – международная ассоциация по содействию сотрудничеству с учёными новых независимых государств бывшего Советского Союза. INTAS являлся некоммерческой организацией и финансировался главным образом из бюджета Европейского Союза).

Анализ показал, что в модели А.Д.Тарко заложена биопродуктивность территорий РФ на уровне территории пустыни Сахара. То есть, сделан достаточно грубый и примитивный подлог: заложил в модель неверные данные и получил запланированный INTAS результат – отработал грант. И таких примеров более чем достаточно, например, приведённые в статье «Ученые иудушки».

В 2004 г. на Президиуме РАН академик РАН Г.А.Заварзин констатировал, что территории РФ являются поглотительным донором планеты. По итогам его работ были опубликованы результаты, под названием: «Россия является гигантским хранилищем углекислого газа». При анализе углеродного баланса на территории РФ в этой статье констатируется, что ежегодный объем поглотительного потока углерода на территориях РФ, превышает объем антропогенных выбросов на 868 млн. т/год углерода, что в пересчете на СО2 составляет – 3185 млн. т в год. Аналогичные результаты были приведены в исследовании заслуженного энергетика РФ В.М.Болдырева, с ещё большими превышением объемами поглощения территорий над объемами выбросов на 8624 млн. т в эквиваленте СО2 в год. Но наши углеродные функционеры все эти годы формировали отчеты РФ перед органами РКИК по «рекомендациям методологии МГЭИК, где также, как и у А.М. Тарко, Россия грязная страна и её брутто баланс составляет минус 1000 млн. т в эквиваленте СО2.

 

Табл. 1. Сравнение годовых балансов С-СО2 на территории России в 1996-2002 годах по данным наших ученых и по рекомендациям методологии МГЭИК.

Таблица 1.

Компоненты

Баланса

Г.А. Заварзин

потоки СО2

млн. т в год

В.М. Болдырев

потоки СО2

млн. т в год

Добровольный обзор РФ

по методологии МГЭИК

млн. т в год

Первичная продукция

фотосинтеза (сток)

16313 11162 600
Эмиссия (источники)

В том числе:

13131
Микробное дыхание почвы 10264
Источники не связанные

с дыханием почвы

2866 2538 1600
Баланс 3182 8624 -1000

Источники: Заварзин Г.А., Кудеяров В.Н. Почва как главный источник углекислоты и резервуар органического углерода на территории России (Вестник РАН, 2006, т. 76, № 1 с. 14-29); Болдырев В.М. Растительный мир России и мировая энергетика на органическом топливе в контексте устойчивого развития цивилизации (Журнал Московского Международного Энергетического Клуба «Перспективы энергетики», 2003, т. 7, с. 183–191).

И вот спустя 20 лет под угрозами введения пограничного углеродного налога странами ЕС и введения глобального углеродного налога, согласно намерениям администрации Д.Байдена, с серым кардиналом этого процесса Б.Обамой, однажды «разорвавшим экономику РФ в клочья», наше научное сообщество и Правительство начали «просыпаться».

27 марта 2021 г. под руководством Президента РАН Александра Сергеева прошла «Экспертная сессия по стратегии низкоуглеродного развития России». В работе сессии принял участие министр экономического развития РФ Максим Решетников.

Первоначально в анонсе мероприятия шокировала новость: «Минэкономразвития РФ подготовило Стратегию долгосрочного развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года в развитие Парижского соглашения» (Сессия). К 2030 году в нашей стране выбросы парниковых газов должны сократиться на 70% (от уровня 1990 года) с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов, а к 2050 году должны быть закрыты все предприятия, производящие парниковый газ».

Представляется, что у готовивших анонс мероприятия «крыша съехала» от климатической истерии зелёных или это спланированная провокация?

Во-первых, Указ Президента РФ о сокращении выбросов парниковых газов гласит о цели по сокращению выбросов к 2030г. до уровня 70% от выбросов 1990г. Хотя этот указ и требует законодательного подтверждения, но это сокращения на 30% к 2030г. а не на 70%, как говорилось в анонсе Экспертной сессии. В проекте «Стратегии долгосрочного развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года», представители Минэкономразвития рассматривают четыре варианта долгосрочного низкоуглеродного развития России с объемами выбросов парниковых газов до 2050 года от 52% до 90% от уровня 1990г. в зависимости от сценариев экономического развития.

В ходе доклада на Сессии академика РАН Бориса Порфирьева нулевой вариант стратегии теоретически рассматривался, и были показаны соответствующие аналитические графики. Но докладчик говорил о достижениях России, как климатически ответственного государства: «Хорошо известно о том, что к 2018 году было достигнуто снижение выбросов на 48%. По моим предварительным оценкам, на 2020 год – минус 56%, следом идёт только Великобритания – минус 51% в конце 2020 года. Поэтому цель 70%, которая поставлена на 30-е годы, никак нельзя считать не амбициозными…».

Выступления участников Сессии, прозвучавшие вопросы и комментарии модераторов, позволяют сделать вывод, что «лёд тронулся» в оценке донорского нетто баланса по выбросам и поглощениям парниковых газов на территории РФ (Баланс). Позвучавшие предварительные оценки Баланса подтверждают результаты исследований наших ученых начала 2000-х о том, что поглотительный ресурс территорий РФ намного превышает объемы выбросов РФ. Приведённые на Сессии оценки Баланса говорят о том, что, в то время как ряд стран в рамках Парижского климатического соглашения (ПКС) берут обязательства по достижению нейтрального (равновесного) баланса на своих территориях к 2050г., Россия давно перевыполняет подобные условия, начиная с момента ратификации РКИК. То есть, Россия никогда не превышала объемами своих антропогенных выбросов объемы их поглощения своими территориями, и в отличие от большинства развитых и развивающихся стран, всегда соблюдала нормы Устава ООН и принципы международного права по окружающей среде и развитию, определенных в Декларации ООН по окружающей среде и развитию от 1992г. (Рио-де-Жанейро) и ранее принятой аналогичной декларации в Стокгольме в 1972г.

Министр экономического развития России Максим Решетников предложил академикам на экспертной сессии в РАН разработать проект единой системы мониторинга выбросов и поглощения углекислого газа экосистемами.

«Проект должен быть не просто научного обеспечения, а научно-технологический с применением новых технологий, с отработкой методов дистанционного мониторинга, с использованием, в том числе, информации космических группировок, прям системный большой проект на всю страну, который бы интегрировал данные, подходы, технологии, информацию, организационные методы наведения порядка в нашем лесном кадастре. Признание на международном уровне результатов этого мониторинга было бы крайне востребовано», – отметил министр.

Но наличие реального результата баланса РФ и необходимости его исчисления и контроля требуют существенные изменения и дополнения в проекте стратегии Минэкономразвития, а также расхода бюджетных средств на эти цели.

При научно обоснованном состоянии Баланса РФ требования других стран в рамках ПКС о необходимости сокращения выбросов в РФ являются грубо дискриминационными на фоне грязных балансов других стран. Уже не говоря об исторической справедливости, когда РФ даже в 30 летнем процессе реализации РКИК и КП к ней, сократила свои выбросы в объеме около 50 млрд. т в эквиваленте СО2, что превышает годовые выбросы всех стран вместе взятых. При этом, РФ никогда не заявляла об отказе от приверженности борьбе с изменениями климата, даже после того, как её обокрали при принятии Дохийской поправки к КП и практически попытались наложить вето на развитие РФ ограничением объемов её выбросов. И данные действия произошли ещё за 2 года до присоединения Крыма и начала санкционной компании против РФ. Это ли не углеродная репетиция санкций, в результате которых Россия в рамках КП потеряла более 180 млрд. Евро (по средней цене стоимости разрешений (квот) на выбросы на углеродном рынке ЕС) и свое лицо? И за подобное решение даже проголосовали и страны БРИКС…

Чтобы осознать, что происходит сегодня в РФ и действия представителей ряда ФОИВ, российских ТНК и НКО во внутренней «климатической» повестке, и, прежде, чем определяться с внутренней и внешней климатической политикой, целесообразно разобраться, а что ещё происходило «вчера» на этом поле.

Дохийская поправка к КП, была принята на 18 конференции Сторон РКИК в декабре 2012г. Но, так как за неё Россия и несколько стран не голосовали, то вступило положение КП, когда в отсутствии консенсуса поправка может вступить в силу, только если её ратифицируют три четверти Сторон КП. В 2020г. эту поправку в итоге ратифицировали 144 страны, и она вступила в силу в декабре 2020г. «Дьявольские детали» этой поправки для стран Приложения 1, сокративших выбросы, в число которых входит РФ, заключаются в том, что для стран устанавливается объем прав на выбросы парниковых газов (квота) на уровне 2009-2010гг. на период с 2013г по 2020г. То есть, те страны, которые нарастили объемы фактических выбросов к 2010г, получают объем квоты на выбросы (базовый уровень) выше, чем она для них устанавливалась относительно 1990г. в рамках РКИК и первого периода КП. А те страны, которые сократили свои выбросы к 2010г. получали квоту, уменьшенную на величину достигнутых сокращений. Таким образом, согласно Дохийской поправке на период 2013-2020 гг. для РФ установлен базовый уровень на выбросы не на уровне фактических выбросов 1990г., как следует из Указов Президента РФ, а на уровне 2010 г., что составляет 52% от уровня 1990 г…

РФ не ратифицировала Дохийскую поправку, но подписывая и присоединяясь к ПКС, согласилась с решением в Париже об ускоренной ратификации Дохийской поправки для вступления её в силу (Решение 1/СП 19 ПКС «настоятельно призывая все Стороны Киотского протокола в срочном порядке ратифицировать и осуществлять Дохинскую поправку к Киотскому протоколу»).

Таким образом, для РФ возникла коллизия, о которой молчат наши переговорщики из МИД, МПР и МЭР. С одной стороны, Стороны ПКС будут трактовать эту ситуацию таким образом, что для объема квоты РФ действует факт вступление в силу Дохийской поправки, как продолжение КП. А с другой стороны – отсутствие решений РФ о ратификации Дохийской поправки и денонсации Киотского протокола. Именно поэтому зеленые НПО настаивают на величине квоты на период после 2020г. на уровне ниже 52% от уровня 1990г. Но эта цель противоречит Указам Президента РФ о величине квоты РФ до 2020г. на уровне 75 % от уровня 1990г., а также о величине квоты на уровне 70% от уровня 1990г. к 2030г.

Очевидно, что подобные действия наших зеленых климатических функционеров согласованы с внешними идеологами этого процесса и направлены на прямое и окончательное удушение экономики РФ. Заставить нас навсегда забыть положения Устава ООН и принципов международного права, которые идут вразрез с их «заботой» о природе и здоровье следующих поколений, лишь бы загнать РФ в прокрустово ложе, углеродной ловушки.

При этом, необходимо понимать, что при существующем объеме фактических выбросов РФ в размере около 57% от уровня 1990г., не говоря уже о проекте стратегии ограничения выбросов к 2030г., РФ будет поставлена перед фактом приобретать на внешнем углеродном рынке недостающие для неё 5-15% квот для выполнения положений ПКС…. Может ли быть более абсурдной и преступной ситуация, когда страна-мировой углеродный донор отправляется на «заклание» углеродогрязным странам.

Похоже, что крупный бизнес «прозрел» быстрее ученых, экономистов и политиков. Из выступления зам. генерального директора «Еврохима» С.А.Твердохлебова на «Экспертной сессия по стратегии низкоуглеродного развития России».

«Общаясь с нашими зарубежными контрагентами мы ежедневно видим, что эта тема – тема политическая, тема передела рынков… Все известные климатические стратегии других государств имеют глубочайшую научную проработку и направлены на то, чтобы «не выстрелить себе в ногу» и максимально использовать потенциал, имеющийся у той или иной страны. И хотя вся эта климатическая политика несет определенные риски для нашей страны, у нас есть значимые климатические активы, максимизация которых и может быть смыслом всей нашей стратегии на десятилетия…У нас огромный климатический актив- поглощение наших лесов, но и здесь нам предлагаются методики, по которым в списке стран по нетто-эмиссии парниковых газов Россию передвигают с 4 места в третий десяток стран! Понятие «климатическая справедливость» корежит многих представителей развитых стран, создавших свои экономики за счет роста выбросов и теперь требующих от остальных затормозить свое развитие….И, если говорить о европейском регулировании и выбросах при производстве , то прямые выбросы многих наших предприятий сопоставимы или лучше аналогичных производств в Европе, при этом у нас огромный потенциал сокращения выбросов».

Заявленный бизнесом потенциал экономики РФ в объеме сокращения выбросов по реализации климатических проектов составляет до 900 млн. т в промышленности и энергетике. Но прозрение бизнеса сопровождается желанием реализовать этот потенциал на внешних рынках. И представитель крупного бизнеса в очередной раз представил шельмующую картинку, изображенную на слайде (время на видео записи Сессии 2.34.14), выдавая желательное за действительное, о чем уже много раз излагалось в различных статьях.

В рамках КП у развивающихся стран была возможность продавать результаты климатических проектов, (ССВ – сертифицированные сокращения выбросов) на внешних рынках, не уменьшая квоты страны. Но в рамках ПКС такая возможность захлопнулась. Квота страны при существующем технологическом укладе дает возможность создавать ВВП. Для РФ ежегодное использование одной численной единицы Квоты страны, в настоящее время адекватно созданию ВВП в объеме около 1000 евро на тонну выбросов в эквиваленте СО2. Как было представлено в докладе зам. генерального директора «Еврохима» С.А.Твердохлебова средняя удельная себестоимость результатов сокращения выбросов по климатическим проектам в РФ составляет около 20 евро на одну тонну сокращенных выбросов в эквиваленте СО2. Это означает, что затраты на сокращение одной тонный фактических выбросов в размере 20 евро позволяют в пределах Квоты РФ, использовать результат этого сокращения на увеличение выбросов адекватно увеличению ВВП РФ в размере около 1000 евро на тонну сокращенных выбросов. То есть, государство, инвестируя 20 евро в процессы реализации климатических проектов на внутреннем рынке в результате получает возможность увеличение ВВП страны на 1000 евро, оставаясь при этом в пределах Квоты страны. То есть, на 1 единицу вложенных средств государство получает возможность увеличения ВВПна 50 единиц. Именно подобная доходность климатических проектов позволяет стимулировать их реализацию в разных странах, стремящихся к нейтральному (равновесному) углеродному балансу, не ограничивая своего экономического развития. Именно для этого создавались механизмы торговли правами на выбросы в странах ЕС, чтобы приобретать права на выбросы в других странах. А наши Остапы Бендеры в рамках ПКС стремятся войти на углеродный рынок ЕС, чтобы продавать Квоту своей страны, не говоря уже о том, что в результате действия Дохийской поправки нас уже приготовились сделать покупателем на этих рынках.

Но подобная негативная для экономики РФ, деятельность наших углеродных функционеров, авторов внесенного в Госдуму РФ законопроекта и оператора (Сбербанк РФ) не останавливает в их устремлениях по продаже другим странам «углеродных единиц», как они назвали исчисление суверенной Квоты страны, объем которой пока даже не установлен внутренним законодательством РФ. То есть, каждая единица Квоты страны, переданная другой стране в рамках статьи 6.2 или 6.4 ПКС уменьшает Квоту (НДС) передающей страны. Подобные операции продажи результатов климатических проектов за пределы территории юрисдикции Евросоюза запрещены, в то время как они свободно могут реализовываться между странами ЕС. То есть, в странах ЕС выгодно купить результат за 20-40-50 евро, чтобы создать ВВП в размере около 4000 евро. (Стоимость единицы Квоты страны в странах ЕС составляет около 4000 евро). Продавать часть этой Квоты РФ, замаскированную под шельмующим понятием «углеродные единицы», другим странам по цене 20 евро за единицу, по результатам себестоимости климатических проектов, это нанесение экономического ущерба РФ, способного разорвать нашу экономику в клочья.

Представляется, что именно о подобном углеродном сценарии мечтает Б. Абама, координируя действия Д. Байдена по климатической повестке, которую тот собрался обсудить 22.04.2021 с представителями 40 стран, включая РФ и Китай.

Именно этот негативный процесс ещё в 2004 г. был отражен в исследованиях российского Института Экономического Анализа под названием: «Экономические последствия возможной ратификации Российской Федерацией Киотского протокола» доклад, 18 августа 2004 г.

Выше мы рассмотрели особенности для экономики РФ негативных аспектов использования Квоты РФ по объемам выбросов парниковых газов при реализации климатических проектов, сокращающих выбросы парниковых газов. Но есть другая сторона углеродного Баланса РФ – это использование объемов поглощения парниковых газов на территории РФ.

Но об этом в продолжении.

Виктор Васильевич Потапов, кандидат экономических наук, генеральный директор Независимого центра ЭВОС, заведующий лабораторией инноваций ОАО «Институт микроэкономики», руководитель инициативной группы учёных ЭМС РСАВ

Источник:  ruskline

 

Заставка:  pixabay

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: