Российские предприниматели и эксперты обсудили возможности возрождения традиционных ценностей



Автор Даниил Кугушев

Евразийский деловой клуб (ЕДК) в рамках проекта «Наследие» провел Стратегическую сессию о возможностях применения в современных условиях этических традиций в истории российского предпринимательства. Основатели проекта – вице-президент ЕДК Валерий Лоскутов и общественный деятель, юрист Татьяна Львова собрали для дискуссии уникальных людей, которые не просто рассуждают, но и делают то, что, несомненно, войдет в историю.

В мероприятии приняли участие генеральный директор ООО «ИНКОМРЕАЛИНВЕСТ» (Группа компаний), бизнес-посол России в Испании, Португалии, Италии Эдуард Гулян; российский предприниматель, изобретатель и автор нескольких патентов, соавтор научно-технических разработок Михаил Игнатов; директор по персоналу Управляющей компании одной из крупной сети франшиз Sun School Эллада Кончукова; руководитель ПСК СТРОЙСИЛА Андрей Коткин; вице-президент ЕДК Валерий Лоскутов; эксперт по стратегии и командам, ведущий Цифровой гостиной канала Digital Russia Владимир Миков; продюсер, специалист по землепользованию и искусственному интеллекту Михаил Павлов; заместитель Председателя Совета НАСО по общим вопросам и инвестициям Николай Сапронов; генеральный директор ОАО «Центральный институт типового проектирования и градостроительства им. Я.В.Косицкого», соавтор книги «Бедность и богатство» Сергей Шарапов; инженер-предприниматель Иван Юрин. А также эксперты: Директор Института социально-экономической модернизации, заместитель заведующего кафедрой инженерной кибернетики НИТУ «МИСиС», действительный член Академии философии хозяйства Центра общественных наук при МГУ имени М.В. Ломоносова, к.э.н. Константин Бакулев; историк-архивист, журналист Никита Брусиловский; российский историк, писатель, телеведущий, автор и ведущий цикла программ «Кто мы?» на телеканале «Культура» Феликс Разумовский; старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ, автор и руководитель Программы повышения квалификации в университете «Лучшие мировые и отечественные переговорные стили» Юрий Смирнов; венчурный и классический инвестор Александр Хренков.

Модераторами мероприятия стали общественный деятель, юрист Татьяна Львова и фандрайзер, политолог, эксперт федеральных и региональных грантовых конкурсов Татьяна Коваль.

В 2021 году исполняется 30 лет с момента возрождения предпринимательства в России. Традиционные купеческие российские ценности за 70-летний период существования СССР почти полностью были утрачены. Они остались бережно храниться в музеях, но не приняты нами в наследство и не вошли в наши повседневные бизнес-практики. Правильно ли это? Какие это были традиции? Можно ли и нужно ли говорить об их возрождении? Эти и другие вопросы обсудили участники дискуссии.

В своей приветственной речи к собравшимся вице-президент ЕДК Валерий Лоскутов выразил уверенность в том, что русское предпринимательство на текущем этапе морально готово к тому, чтобы начать обсуждать тему своих ценностей и традиций.

Модератор Стратегической сессии Татьяна Львова отметила, что благодаря предпринимательству дореволюционной России наша страна достигла большого экономического подъема: «В 1913 году Россия стала занимать первое место в мире по темпам роста промышленного производства. В начале ХХ века Россия входила в пятерку ведущих мировых экономических держав, и, по подсчетам французских экономистов, если бы не революции и Первая мировая война, то к середине 20 века в финансово-экономическом плане Россия стала бы первой державой в мире. Что позволило нашим предкам-предпринимателям достичь таких успехов? Возможно, этические традиции и культура в том числе. Ведь в основе научной школы культурного детерминизма находится идея о значимости самих культурных ценностей и традиций для экономического развития, уровня благосостояния и, собственно, судеб народов».

Обращаясь к участникам Стратегической сессии, генеральный директор ОАО «Центральный институт типового проектирования и градостроительства им. Я.В.Косицкого», соавтор книги «Бедность и богатство» Сергей Шарапов обратил внимание на разницу между прошлым и современным пониманием предпринимательства: «Очень странный общественный договор между обществом и предпринимателями. Во многом, когда мы занимаемся благотворительностью, общество воспринимает нашу благотворительность как попытку купить место в раю. То есть: «Он нагрешил, наворовал, а теперь пытается откупиться». Но важно понимать, что для дореволюционных предпринимателей меценатство было дополнительной мотивацией к жизни. Эти люди чувствовали свою нужность обществу».

Историк Феликс Разумовский также отметил более глубокую миссию того поколения предпринимателей: «Одна из задач – изменить культурное пространство. Тогда это все будет возможно. Правда, в нынешнем состоянии, мне кажется, это совершенно невозможно. Вероятно, необходимо сегодня больше вести речь о том, чтобы складывать некую новую идеологию, которая далее сама будет формировать экономику, те же самые принципы, подходы к экономике».

По мнению Валерия Лоскутова, фундаментальным понятием в этом дискурсе является благотворительность и важность наследования данной традиции: «Без этого человек не мог вести свой бизнес, с ним отказывались иметь дело, если он ничего не жертвовал. Понятно, что не было какого-то специального закона об этом и не было это записано в Кодексе чести официально, это было устное, негласное правило».

Эдуард Гулян, резюмируя, вывел несколько фундаментальных позиций, которые составляют круг традиций, важный для осознания сегодня: «Во-первых, меценатство. Причем, хочу подчеркнуть, меценатство на уровне обыденности. То есть это меценатство, заложенное в любую калькуляцию продукта. Второе – это семейственность. Это отражалось с первых дней рождения ребенка, когда воспитывался именно будущий предприниматель, уезжал на практику на Запад. Третье – купеческое слово. Это большая этическая норма, которая скрепляла, красной нитью проходила через все взаимоотношения. Это, увы, утраченное качество или утраченное явление.

Четвертое – широта размаха. Перенимание европейских практик в плане поиска новизны, жажды к ней, но с приземлением на российскую действительность, с определенной адаптацией. Пятое – отраслевые союзы или объединения. Вот опять некая такая естественная потребность объединяться именно на профессиональной основе. Шестое – православие как фундаментальная основа для ведения бизнеса и для повседневной жизни. Сегодня этого нет. Седьмое – страсть к открытиям.

Четыре из них, на мой взгляд, утрачены – это истинное, бескорыстное меценатство, купеческое слово, отраслевые объединения и православие. Остальные присутствуют и сегодня – семейная компания, широта размаха. Сегодня русский предприниматель, делая что-либо, делает это гораздо шире и эффектнее, чем западный коллега. Понятно, что лучшие европейские практики мы перенимаем. И страсть к открытиям осталась. Увы, многое сегодня утрачено навсегда. Но, возможно, когда-то вернется».

Кроме того, в ходе дискуссии участники отметили высокую степень ответственности, которую брали на себя предприниматели тех времен и, что немаловажно, способность ее брать на себя. Очевидно, что предприниматели дореволюционной России опирались только на собственные силы материальные и нематериальные: собственное сырье, свои люди, своя рабочая сила. И это же качество можно вывести в центральную профессиональную компетенцию у людей, занимающихся бизнесом: принятие единственно правильного, гениального решения, прямо здесь и сейчас, по стратегии и по тактике. К ней же добавляется еще один принципиальный навык – это коммуникации. Именно в этих направлениях максимально проявляется качество ответственности и способность договариваться.

Так как же все эти традиции переложить в практическую плоскость и понять, какие из них применимы в современных условиях? Многое удалось проговорить, увидеть направления возрождения истоков, а главное обозначить те этические нормы в истории российского предпринимательства, на которые современность может опираться:

– организация общественной культурной жизни на территории предприятия;

– премирование рабочих за рационализаторские предложения;

– организация проживания владельцев бизнеса на территории или в зданиях своих заводов;

– социальная однородность территорий: откровенно бедных и откровенно богатых районов не было;

– семейность, домашность: предприниматель себя ощущал как хозяин, как глава некого семейства; к нему могли прийти, его могли о чем-то попросить, он мог помочь;

– внутреннее стремление предприниматели к красоте в продуктах труда, в том числе в образцах промышленной техники;

– меценатство: предприниматели дореволюционной России создали необыкновенную духовную и культурную атмосферу России, внесли огромный вклад в развитие культуры, науки, искусства;

– преемственность, купеческие династии;

– купеческое слово;

– широта размаха;

– жажда новизны, перенимание европейских практик в плане поиска новизны, но с приземлением на российскую действительность;

– создание отраслевых союзов, объединений;

– православие, как фундаментальная основа для ведения бизнеса и для повседневной жизни;

– страсть к открытиям, в том числе географическим;

– объединение в купеческие гильдии, которые формировались согласно налогам;

– деятельность школ подготовки предпринимателей: обучали продажам, переговорам, технологиям работы по отраслевым направлениям;

– региональные бренды: хохлома, ростовская финифть, павловопосадские платки, оренбургские пуховые платки и т. д.;

– благотворительность: помощь неимущим, строительство бесплатных квартир для вдов, сирот, родильных приютов, больниц в общероссийском масштабе;

– инвестиции в работников;

– стремление к научно-техническому прогрессу;

– опора на собственные силы: материальные и нематериальные;

– эмиграция квалифицированной инженерной силы в Россию.

Участники дискуссии пришли к выводу, что настало время задуматься о формировании новой идеологии на основе национальных ценностей, которая далее сама будет формировать принципы и подходы в экономике новой формации.

И еще одна важная ценность, единогласно выведенная в ходе встречи. В обсуждении участники сессии вспомнили мысль Федора Шаляпина, который сказал, что общество должно приподнимать человека: «А наше общество должно приподымать нас. Давайте задумаемся, как мы себя будем приподнимать – вот общая идея этого собрания», – заключил Феликс Разумовский. И, безоговорочно, ценность таких встреч, а в перспективе и семейные дискуссии, в данном процессе бесценны.

Фото: gosrf.ru

Источник:  gosrf.ru

Перейти к рубрике ЭКОНОМИКА



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.