«Устами младенцев»…



Содержание образования: стоит ли прислушаться к мнению школьников?
Владимир Семенихин

Институт прогрессивного образования опубликовал результаты исследования, где указано, какие учебные предметы, по мнению школьников, не нужны. В немилость у подростков попали: технология, астрономия, основы религиозной культуры, ОБЖ, краеведение, рисование и музыка. В то же время школьники хотят учиться танцам и финансовой грамотности. Стоит ли прислушаться к мнению школьников?

Содержание образования всегда и во все времена менялось – в связи с научными открытиями, с появлением новых технологий и т.п. Видоизменять программы, добавлять новые предметы, стремясь уложиться в те же учебные сроки, при всём желании – невозможно. Поэтому руководители от образования вынуждены выбирать самое необходимое. Тем более в наше время, когда объём знаний стремительно растёт. Отбор учебных предметов происходит по принципу: учить тому, что пригодится для практической жизни. Без астрономии прожить можно, а вот без знания грамоты и счёта – никак нельзя.

О предмете ОБЖ. С малых лет родители и так учат детей оберегать свою жизнь. Правилам безопасного поведения учат и в детском саду. Из школьной программы предмет, действительно, можно и убрать. Вместо него подростки хотят научиться танцевать. А почему бы и нет? Уроки ритмики соединяют в себе и музыкальное образование, и физическое развитие. Неслучайно в программе обучения детей российских императоров и дворян всегда были танцы. Нынешние школьники страдают от гиподинамии. Ритмика восполнит недостаток движения.

Небольшая часть высказалась против рисования. С этим, конечно, трудно согласиться. Педагоги знают, что рисование – самый важный предмет в раннем возрасте. Для детей – это не только творчество, средство выражения своего восприятия мира в объёме и цвете. Работа карандашом и кисточкой готовит руки к более точным и мелким движениям, что важно при написании букв и цифр. В начальной школе уроки труда и рисования – больше других способствуют развитию воображения, знакомят с основами геометрии и доставляют детям огромную радость.

На втором месте по ненужности у школьников Технология. Неудивительно. Предмет теоретический, без практической основы.

Раньше, до середины девяностых прошлого века, был предмет Трудовое обучение. Девочки изучали швейные машинки и шитьё, инструменты и технику для кулинарии, приготовление различных блюд, уход за домом. Мальчики учились работать ручными инструментами и на станках, изучали свойства материалов и основы техники.

После перестройки и развала промышленности содержать школьные мастерские, швейные и кулинарные кабинеты без помощи шефов школам стало сложно. Чтобы хоть как-то спасти трудовое обучение Академия педагогических наук и придумала Технологию. Надеялись на лучшие времена, когда можно будет всё вернуть на свои места.

Дети и подростки любили уроки труда, потому что получали на них жизненно важные знания и умения. Они охотно учились делать полезные вещи. Девочки восьмых и девятых классов уже могли сшить себе платье и прийти в нём на школьный Ситцевый бал, который проводился по традиции 8 марта. Некоторые их творения, по конструкции и стилю, были шедеврами!

Мальчишки делали для школы совки для уборки мусора, черенки для лопат, щёток, штакетники для забора, петли для стендов, даже инструменты, которыми работали в мастерских. Вот их неполный перечень: чертилки, керны, зубила, молотки, рубанки, тяпки и многое другое. Знания и умения, полученные на уроках труда, были хорошей базой для освоения разных рабочих профессий. Главное – подростки получали необходимое трудовое воспитание, приобщались к технике, учились чертёжному делу. Они практически и психологически были готовы к физической работе.

Пришло время вернуть трудовое обучение в школу. Учителей подготовить для ведения уроков труда. Наладить производство инструментов и станков. Через три-четыре года, глядишь, предмет начнёт возрождаться. Это особенно важно сейчас, когда увлечение компьютерными играми у ребят стало почти болезнью.

Стране всегда нужны квалифицированные специалисты. А трудовое обучение будет воспитывать «эту привычку к труду благородную», о важности которой писал Н.А. Некрасов.

Многие ребята предлагают включить в школьную программу изучение финансов и основ бизнеса. И это тоже правильно. Десятиклассников статус школьников уже тяготит. Они хотят скорее получить статус студентов. И почему бы не пойти навстречу их взрослому желанию?

Старшие классы можно сделать колледжами по профилям: гуманитарным и техническим, физико-математическим, химико-биологическим, с обязательным изучением специальности. Вот там и ввести курс по финансам и основам бизнеса. И, что особенно важно, в колледжах все должны изучить профессию – необходимое условие для самостоятельности.

Образованию детей полезно поучиться у российских императоров. Программа обучения их детей включала три направления: физическое развитие, общеобразовательное и специальное. Лучший пример – образование Александра II.

Его, как и всех наследников, обучали по особой программе. Николай I попросил составить её поэта Василия Жуковского. Жуковский, в свою очередь, отправился в Швейцарию, познакомиться с педагогическими идеями педагога Песталоцци. После серьёзной проработки, предложил свою программу из трёх ступеней. Написал перечень книг, которые должен прочитать наследник. Главный упор сделал на историю. К обучению наукам, фехтованию, верховой езде и танцам привлекли лучших педагогов и учёных. Все они отмечали усердие ученика.

В 16 лет, по достижении совершеннолетия, наследник был настолько подготовлен, что его уже допустили к заседаниям в Госсовете и Совете министров. В 18 лет Александр начал путешествия. Первое он совершил на Урал и в Сибирь. Николай Павлович написал сыну инструкцию к поездке. В каждом городе Александр должен был посещать заводы, учебные заведения, госпитали, дома призрения и тюрьмы. Развлечения ограничивались. Александр встречался с каторжанами-декабристами. Вернувшись, просил отца ослабить их режим. Затем последовало путешествие в Европу. Путешествия расширили кругозор наследника.

Дальнейшее образование Александра вели государственные деятели. Финансам будущего императора обучал министр финансов Евгений Канкрин, военной стратегии – генерал Генрих Жомини, с деятельностью Генерального штаба знакомил полковник Мердер, государственному законодательству обучал автор многих законов – Михаил Сперанский. В напутствие будущему императору Жуковский написал: «Уважай закон, если законом пренебрегает царь, он не будет храним и народом».

…После отречения Николая II от царствования, Россией правили люди, увы, не имевшие государственного образования. Результаты правления СССР и РФ партийными функционерами, не обученных мыслить по-государственному, привели к разрушению великой страны. И это ещё раз доказывает, как важно образование общее и профессиональное.

Владимир Петрович Семенихин – педагог с 1959 года, работал учителем в школе, был инспектором школ Москвы, затем старшим преподавателем МПГУ.  

Специально для «Столетия»
Источник:  stoletie.ru
Заставка: На уроке труда в СССР. 1930-е годы. Автор Михаил Григорьевич Прехнер (1911, Варшава — 1941, Таллин) — советский фотограф wikipedia 

Перейти к рубрике ШКОЛЬНОЕ ОКНО



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.