Живём в достатке?



продовольственная корзина: размеры и нормы

Одна из фраз, которую записные либералы постоянно, среди прочего негатива, приписывают ненавистному для них Сталину: «Не важно, как проголосуют, — важно, как посчитают», — очень точно и полно выражает глубинную суть современного мира, мира «цифровой постправды». И касается это не только политических выборов (победа Джо Байдена над Дональдом Трампом — самый показательный пример), но и всего, что с нами происходило, происходит и, видимо, будет происходить. Так что вместо глагола «проголосуют» можно использовать любой другой глагол — ошибки не случится.

Возьмём для примера такой, уже обыденный для нас, факт или, вернее, процесс, как рост цен на внутреннем рынке, особенно — в его продовольственном секторе. Если вы, как большинство наших сограждан, «запитаны от сети» (имеются в виду торговые, ритейлерские сети), то, даже не сопоставляя ценники и чеки на протяжении сколь-нибудь длительного периода времени, скажете, что да, прокормить себя и свою семью становится всё более дорогим удовольствием: как в абсолютном (по ценам), так и в относительном (по ценам сравнительно с доходами) измерении.

Но как только от наших ощущений и даже от конкретных цифр в соседней торговой точке мы захотим перейти к обобщениям и выводам, сразу же окажется, что считать можно по-разному, и на разных этажах «властной вертикали» всё считают несколько иначе, нежели считаете вы в своём кошельке. Точно так же по-другому, по-своему всё считается нашими зарубежными партнёрами и связанными с ними средствами массовой информации, общественными активистами и их организациями, «звёздами» социальных сетей etc.

В период 2013—2020 гг. расходы россиян на продовольствие должны были занимать не более 38% минимальной потребительской корзины (МПК), стоимость которой рассчитывалась по каждому региону и федеральному округу отдельно, исходя из покупательной способности его населения. Зато её состав определён, хотя периодически и пересматривается. Последний такой пересмотр Министерство труда и социальной защиты РФ провело в декабре 2017 года. С того времени среднестатистическому трудоспособному россиянину на год полагается, по 11 товарным позициям, следующий набор продуктов первой необходимости:

— 126,5 кг хлеба и макаронных изделий, муки, крупы и бобовых культур (98,2 кг пенсионерам, 77,6 кг детям);

— 100,4 кг картофеля (80 кг пенсионерам, 88,1 кг детям);

— 114,6 кг овощей и бахчевых культур (98 кг пенсионерам, 112,5 кг детям);

— 60 кг свежих фруктов (45 кг пенсионерам, 118,1 кг детям);

— 23,8 кг сахара и кондитерских изделий (21,2 кг пенсионерам, 21,8 кг детям);

— 58,6 кг мясопродуктов (54 кг пенсионерам, 44 кг детям);

— 18,5 кг рыбопродуктов (16 кг пенсионерам, 18,6 кг детям);

— 290 кг молока и молочных продуктов (257,8 кг пенсионерам, 360,7 кг детям);

— 210 штук яиц (200 пенсионерам и 201 детям)

— 11 кг масла растительного и других жиров (10 кг пенсионерам, 5 кг детям)

— 4,9 кг чая и специй (4,2 кг пенсионерам, 3,5 кг детям).

Это — в среднем по стране. По регионам можно встретить и другие данные, но они от приведённых выше отличаются в ту или другую сторону незначительно, максимум на 10%. За исключением районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий.

То есть на день (из расчёта 365 дней в году, в високосном 2020-м на сутки получалось немного меньше) каждому трудоспособному гражданину России было положено 346,5 грамма хлеба и макаронных изделий (770 ккал); 275 граммов картофеля (250 ккал); почти 314 граммов лука, моркови, капусты, свёклы, огурцов-помидоров и, надо понимать, прочих деликатесов типа арбузов и дынь (200 ккал); 164 грамма свежих фруктов (80 ккал, это одно яблоко средних размеров); 65,2 грамма сахара и кондитерских изделий (250 ккал); 160 граммов мяса и мясопродуктов (300 ккал); 49,3 грамма рыбы (100 ккал); 794,5 грамма молока и молочных продуктов (500 ккал); 0,57 куриного яйца (90 ккал); 30 г растительного масла и других жиров (270 ккал); 13,7 г чая и специй.

В массмедиа, особенно оппозиционных, как «слева», так и «справа», нередко сравнивают эти цифры с нормами питания, установленными в годы Великой Отечественной для немецких военнопленных. С тем подтекстом, что, мол, нынешние российские власти относятся к своим гражданам так же, или даже хуже, чем советские власти 75—80 лет назад относились к взятым в плен врагам. При этом, как правило, «забывая» о том, что эти нормы были разными для разных ведомств (НКО и НКВД), для разных категорий военнопленных и неоднократно изменялись в течение 1941—1945 гг. Самые жёсткие из них были введены директивой заместителя наркома внутренних дел № 353 от 25 августа 1942 г. (в самый сложный для СССР период войны) и выглядели так (на человека в сутки): хлеба ржаного — 400 г, муки II сорта — 20 г, крупы — 100 г, рыбы — 100 г, растительного масла — 20 г, сахара — 20 г, овощей и картофеля — 500 г, томата-пюре — 10 г, соли — 3 г. Кроме того, в месяц каждому должно было выдаваться 20 г уксуса, 4 г перца, 6 г лаврового листа и 20 г «чая суррогатного». Работающим военнопленным дополнительно полагалось 100 г ржаного хлеба. В менее тяжёлые военные годы эти нормы увеличивались примерно в 1,2—1,5 раза, плюс к указанному выше рациону добавлялось мясо (25-40 г на человека в сутки, с заменой салом или мясными консервами).

Как можно видеть, разница с нынешней российской МПК в пользу последней существенная: и по количеству, и по качеству рациона, — ни о молочных продуктах, ни о фруктах, ни о яйцах речи применительно к немецким военнопленным не шло. Общая калорийность их пайка составляла на минимуме 1942—1943 гг. около 2300 ккал в сутки. У наших соотечественников в тылу реальный рацион был не лучше, не говоря уже о таких катастрофах, как в блокадном Ленинграде, где люди получали «осьмушку» хлеба, 125 граммов, на сутки. Но «не хлебом единым жив человек» — погибавшие от голода и холода ленинградцы свой город врагу не сдали! Число жертв 872 дней ленинградской блокады, по данным Нюрнбергского процесса, превысило 630 тысяч человек, а в советском плену из 2389560 немецких военнослужащих умерло 356678, примерно каждый седьмой. В немецком плену из почти 5 миллионов советских военнопленных умерло, а вернее — погибло около 3,3 миллионов, две трети…

Отдельно следует сказать о том, что в случае с немецкими военнопленными 1941—1945 гг. речь шла о реальном рационе, который в условиях военного времени, особенно в период 1941—1943 гг., не всегда соблюдался. А в случае с нынешней российской МПК речь идёт о расчётном минимуме необходимого продовольствия. Впрочем, этот момент подробнее будет рассмотрен ниже.

Второй популярный тезис критики в адрес российской МПК заключается в том, что по ряду параметров она не соответствует рекомендациям Всемирной организации здравоохранения ООН для умеренного климатического пояса. Приведём цифры этих рекомендаций и сопоставим их с содержимым (цифры в скобках) российской МПК.

Хлеб и макаронные изделия — 120,5 (126,5) кг; картофель — 96 (100,4) кг; овощи и бахчевые культуры — 140,3 (114,6) кг; фрукты и ягоды — 80,3 (60) кг; мясо и мясопродукты — 70,1 (58,6) кг; молоко и молокопродукты — 359,9 (290) кг; яйца — 243 (210) штук; масло растительное и жиры — 13,1 (11) кг; сахар и кондитерские изделия — 36,5 (23,8) кг; рыба и рыбопродукты — 8,3 (18) кг; чай и специи ВОЗ ООН не нормирует.

Как можно видеть, хлеба, картофеля и особенно рыбы в минимальный рацион жителя РФ заложено больше, а остальных продовольственных товаров — меньше.

Калорийность питания по рациону ООН составляет 3126 ккал/сутки, отечественная же МПК — около 2810 ккал/сутки. Разница почти укладывается в 10%-ный допуск и считается приемлемой для работы, не связанной с тяжёлыми физическими нагрузками.

Понятно, что никто и нигде с этими «корзинами» по местам жительства наших сограждан не ходит и по документам, удостоверяющим личность, их не раздаёт. Точно так же у людей нет необходимости куда-то регулярно являться за получением содержимого этой «корзины». Сама идея введения для социально уязвимых групп населения России административных механизмов распределения продовольствия (карточек, талонов, сертификатов и т.д.) вызывает сопротивление на разных уровнях власти, поскольку рассматривается как отказ от всё ещё господствующей в российских «верхах» либерально-рыночной идеологической «матрицы» и чуть ли не «возврат к социализму советского образца».

Предполагается, что направляемая и поправляемая государством (через налоговые органы и кредитно-финансовые институты, а также через систему социальных выплат) «невидимая рука рынка» должна позволить подавляющему большинству жителей России питаться намного лучше, чем предусмотрено размером МПК, связанной с прожиточным минимумом и минимальным размером оплаты труда (МРОТ) как единицы измерения цензовой стратификации российского общества.

Если бросить взгляд в не такое уж давнее прошлое, в «лихие девяностые», то увидим, что в 1990 году, перед уничтожением СССР, энергетическая ценность рациона жителя РСФСР составляла около 3300 ккал, незначительно превышая эту норму. К 2003 году этот показатель снизился в среднем на треть, достигнув 2200 ккал. Но это, опять же, была «средняя температура по больнице», без учёта возникшего социального неравенства. А на деле, по словам Николая Харитонова, сказанным на VII съезде Агропромышленного союза России в 2003 году, ситуация выглядела так: «Один потребляет 5 тысяч килокалорий, другой — едва дотягивает до полутора. И других-то как раз — абсолютное большинство. Отсюда — призывники-дистрофики, отсюда — 90% школьников, которых нельзя назвать полностью здоровыми, отсюда — болезни органов пищеварения, сердечно-сосудистые заболевания, ставшие массовыми». При этом, как заявил в 2003 году Главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко, потребление мяса и мясопродуктов за период 1990—2001 годов снизилось в нашей стране с 75 до 48 кг в год; рыбы и рыбопродуктов — с 20 до 10 кг, молока и молочных продуктов — с 370 до 221 кг.

Сопоставьте эти полузабытые сейчас цифры реальной ситуации на российском продовольственном рынке 1990-х годов с содержимым нынешней МПК, которая, повторю, используется лишь как расчётный минимум — и многие вопросы, что называется, отпадут сами собой.

Здесь имеется ещё один немаловажный момент. Если в 1970-х годах Россия входила в первую десятку стран по уровню питания, то в 2002 году находилась уже на 65—67-м месте. Если учесть, что по уровню денежных доходов населения наша страна тогда упала с 13-го места на 55—57-е, то станет понятно, что уровень обеспеченности населения РФ продовольствием падал даже быстрее, чем собственно денежные доходы. Данное обстоятельство можно объяснить только утратой продовольственной безопасности страны вследствие развала её сельскохозяйственного производства и возникшей потребностью в значительном импорте продуктов питания. Пресловутые «ножки Буша» (импортированные из США куриные окорочка глубокой заморозки) и спирт Royal стали мемами не просто так — их помнят все, пережившие «лихие девяностые». Как свидетельствовал член-корреспондент РАН, зам. директора ИМЭМО РАН, Иван Королёв: «В первой половине 1998 года импортная зависимость составляла: по мясу — 68%, подсолнечному маслу — 31%, и т.д. В 2000 году на продовольственном рынке России удельный вес импортного мяса и птицы составлял 34,2%, колбасных изделий — 39,3%, сливочного масла — 46,0%. К 2002 году доля импорта на российском рынке продовольствия снова возросла до 30%. При этом доля импортного растительного масла достигла 50%, мясных и колбасных изделий — от 40% до 60%, а мясного сырья — 80%». Государство могло регулировать цены на импортное продовольствие, разумеется, только поддерживая максимально возможный обменный курс рубля (пресловутый «валютный коридор»), что и привело к дефолту 1998 года, после чего цены на продовольствие быстро выросли втрое — вслед за соответствующим падением курса рубля.

Показательно, что если тогда реальный голод в нашей стране назывался «издержками перехода к рынку» и вызывал социал-дарвинистские аплодисменты со стороны западных «партнёров» и либералов всех мастей, то сегодня, когда экспорт продовольствия из нашей страны превысил российский импорт, они надрывно кричат и льют слёзы о «пенсионерках с одной картофелиной» и «мальчиках с пакетом синих куриных шкурок». Крокодилы тоже плачут…

Денежный эквивалент минимальной продуктовой корзины долгое время должен был составлять половину официального прожиточного минимума, с 2017 года — не более 38% прожиточного минимума (по трём категориям: лица трудоспособного возраста, пенсионеры и дети). В среднем по стране этот минимум для трудоспособного населения был официально установлен на уровне 11731 рубль в I квартале 2020 года, 12392 рубля — во II квартале и 12542 рубля — в III квартале). В зависимости от региона величины прожиточного минимума колебались от 8200 рублей в ЦФО и 8400 рублей на Северном Кавказе до 14400 рублей в Москве.

Если принять среднюю цифру прожиточного минимума по стране, даже увеличив её до 12600 рублей, то её «продовольственная» часть (38%) составит 4788 рублей в месяц или примерно 160 рублей в день. По обменному курсу сегодня это примерно 2,13 доллара в день, в целом же величина прожиточного минимума в России тем самым находится на уровне, эквивалентном 5,6 доллара в сутки — чуть выше официально установленной ООН «черты бедности», составляющей 5 долларов в сутки. Так что всё сходится, всё «бьётся». Пусть очень близко к «ватерлинии», но всё-таки выше неё. А если учесть, что покупательная способность рубля на внутреннем рынке в 2,5—2,7 раза выше его обменного курса (для продовольственных товаров — в 1,3—1,5 раза), то придётся признать: сейчас какие-либо основания для претензий ООН и международного сообщества в адрес российского государства по «голодным» пунктам повестки дня отсутствуют.

Посчитаем, какими должны быть цены на еду по отмеченным выше 11 товарным позициям, заложенным в МПК. Хлеб и «макарошки» — до 50 рублей за кг (17,3 рубля); картофель — до 40 рублей за кг (11 рублей); овощи — до 40 рублей за кг (12,6 рубля); сахар — до 40 рублей за кг (2,6 рубля); мясо — до 200 рублей за кг (32 рубля); рыба — до 150 рублей за кг (7,5 рубля); молоко и молокопродукты в пересчёте на молоко — до 60 рублей за кг (47,8 рубля); куриное яйцо — до 40 рублей за десяток (2,3 рубля); растительное масло — до 100 рублей за кг (3 рубля), чай и специи — до 100 рублей за кг (1,5 рубля). В итоге у нас получится примерно 137,6 рубля; в «ежедневные» 160 рублей эта сумма укладывается — даже с небольшим запасом для пущего разнообразия покупаемых товаров.

Вопрос заключается только в том, можно ли на реальном продовольственном рынке купить продукты по таким ценам. В каждом регионе эта проблема решается местными властями — как правило, при помощи механизма «социальных цен» в ритейлерских сетях «нижнего сегмента», соответствующих товарных секций в сетях «среднего» и даже «высшего» сегмента, «временных окон» со скидками на социальные карты, пенсионные удостоверения и т.д. Эти моменты достаточно жёстко контролируются, и через такие механизмы «социальных цен» распространяется от 3% до 10% продуктовых товаров, в зависимости от уровня и структуры доходов населения, его возрастного и национального состава, а также ряда других факторов.

Присутствует и федеральная система мониторинга и регуляции цен на продовольствие. Согласно Постановлению Правительства РФ от 15 июля 2010 г. №530, к сфере ведения федеральных органов исполнительной власти распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2021 г. №497-р отнесены: говядина, свинина и баранина (кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окорочков), рыба мороженая неразделанная, масло сливочное, масло подсолнечное, молоко питьевое, яйца куриные, сахар-песок, соль поваренная пищевая, чай чёрный байховый, мука пшеничная, хлеб ржаной, ржано-пшеничный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая-ядрица, вермишель, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь и яблоки. В случае резкого (сейчас — на 10 и более процентов в течение 60 календарных дней подряд, с исключением сезонного фактора) повышения розничных цен на какие-либо из этих товаров, правительство имеет право установить на территории всей страны или отдельных субъектов Федерации предельные розничные цены сроком до 90 дней.

Это право и было применено в конце прошлого года, когда в рознице «взлетели» цены на сахар и подсолнечное масло. Тогда на срок до 1 апреля 2021 года были (впервые с момента подписания в 2010 году указанного выше Постановления правительства) установлены предельные розничные цены в 110 рублей за литр подсолнечного масла и 46 рублей за килограмм сахара при отпускных ценах на заводах-производителях не выше 96 рублей за литр масла и 36 рублей за килограмм сахара.

Разумеется, в ответ производители данных товаров подчинились, но заявили, что работать себе в убыток они не собираются, и затребовали соответствующих компенсаций и преференций от государства, пригрозив в противном случае остановкой своих предприятий, дефицитом предложения на рынке и взрывным ростом цен.

Учитывая, что протестным настроениям в российском обществе, усиленным «коронавирусной паузой», сокращением ВВП на 3,1% и падением реальных доходов населения, лишних поводов для роста давать не стоит, особенно — накануне думских выборов, которые должны состояться в сентябре 2021 года, правительство РФ поручило ФАС, Минсельхозу и Минпромторгу проработать продление соглашений с бизнесом по ценам на сахар на два месяца, на подсолнечное масло — до октября, то есть на весь предвыборный период.

Такая разница объясняется тем обстоятельством, что подсолнечное масло на внешнем рынке сейчас приобрести сложно — не пальмовым же его заменять. Как говорится, люди не поймут. С сахаром же ситуация намного проще — и отмена импортных пошлин на квоту в 350 тысяч тонн проблему должна решить. Особенно если договориться с Кубой о поставках тростникового сахара в обмен на российские продовольственные товары или энергоносители.

В общем, реального голода или постоянного критического для здоровья недоедания населения страны власти современной России стремятся не допускать. Но в остальном взаимодействие нашего «социального государства» и отечественной «рыночной экономики» чаще всего оказывается компромиссом в пользу последней. Весьма показательный момент: на 2021 год принят новый механизм расчёта прожиточного минимума — вместо поквартальной коррекции на величину текущей инфляции теперь он зафиксирован на уровне 44,2% медианного среднедушевого дохода россиян за предыдущий, т.е. 2019 год, и составит 12 800 рублей, что соответствует 2% инфляции по сравнению с уровнем III квартала 2020 года.

Заставка: pixabay

Перейти к рубрике ЭКОНОМИКА



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.