Закон о просветительстве — основа информационного суверенитета страны

168
Что позволит закону стать действенным орудием в борьбе за умы граждан?

Институт РУССТРАТ.

Осенью 2020 года в Госдуму был внесён законопроект о закреплении понятия «просветительская деятельность». А 16 марта 2021 года, вопреки истерии в соцсетях и недовольству со стороны Российской академии наук (РАН), данный законопроект был принят. Важность вышеупомянутого закона нельзя переоценить так как он, без преувеличения, является фундаментом для информационного суверенитета России и должен был быть принят сразу после развала СССР, но по понятным причинам принят не был.

Закон закрепляет целый ряд важнейших понятий и требований для безопасного и ответственного осуществления просветительской деятельности. Важно отметить, что понятие «просветительская деятельность» подразумевает деятельность, осуществляемую вне рамок образовательных программ, а это отчасти не очень хорошо.

По большому счёту, объектом закона становятся СМИ и разные физлица, но государственные или частные образовательные учреждения не привязаны к данному понятию, следовательно Солженицина и прочей нечисти из школьной и университетской образовательных программ пока убрать не удастся.

Кроме разъяснения термина «просветительство», закон обязывает образовательные организации согласовывать любые договоры о международном сотрудничестве с министерствами, которым они подчинены, получая от них соответствующие заключения.

Данная поправка была необходима, как воздух, так как до её принятия самые разные образовательные организации сотрудничали и получали деньги из организаций, объявленных нежелательными или вообще запрещённых в России. До сегодняшнего дня вузы получали гранты от организаций, деятельность которых на прямую связанна с подрывом государственных основ России.

Фонды Сороса, Ходорковского, USAID и прочие выделяли деньги на «правильное просветительство», вузы деньги брали и, как принято в сотрудничестве с Западом, отчитывались за полученные средства.

Результат их усердной работы не заставил себя ждать. И вот у нас несколько лет назад появился мальчик Коля, которому очень жалко нацистов, невинно уничтоженных русскими варварами или ребята, выкладывающие портреты нацистов в цифровом «Бессмертном полке».

Более того, в вузах, кормящихся западными грантами, обученные молодые люди ходят лекции представителей самозваной интеллигенции слушать, что эсэсовец такой же герой и жертва своего времени, как и советский солдат. Самое удивительное даже не то, что такое мероприятие вообще было организовано и нашло площадку, но то, что слушатели не покинули это мероприятие и не обратились в правоохранительные органы.

Учитывая тот факт, что вузы и другие образовательные учреждения охотно брали западные деньги за продвижение вражеских России сил в самой России, не удивляет дикое сопротивление принятию закона о просветительской деятельности со стороны РАН.

Совсем недавно представители академии подписывали открытые письма и петиции с требованиями «честного и открытого расследования отравления Навального». Отчасти можно понять, когда данные петиции и письма подписывают восемнадцатилетние, необразованные молодые люди, но когда такие призывы звучат с уст академической элиты, стоит разобраться, чьи интересы она обслуживает.

Отдельного внимания заслуживает та часть закона, в которой установлен запрет на разжигание какой бы то ни было розни – от социальной до культурной. По сути, данная часть закона разъясняет и пополняет уже существующие правовые нормы УК РФ «разжигание межнациональной розни» и «оскорбление чувств верующих».

Разумеется, сама норма ничего не значит, если она не будет правильно истолкована, а для этого необходимо к каждой ситуации, где есть признаки разжигания розни, подходить не узко, а «контекстово». Например, сериал «Зулейха открывает глаза» по мотивам одноименной книги Гузель Яхиной, если смотреть узко, просто ужасное, некачественное и не интересное творчество, но, если смотреть через призму уже существующих законов и закона о «просветительстве», получается куда интереснее.

Творцы мгновенно попадают сразу под несколько статей — разжигание межнациональной розни и распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны. К этому ещё можно подключить и рецензентов, написавших, что русский язык — язык эгоистических дикарей, в котором только «я» и «мне», а татарский — язык гармонии и мира.

На сегодняшний день пока не понятно как закон будет работать. Из закона следует, что порядок осуществления просветительской деятельности будет определять правительство, но не уточняется как. Деятельность, которую можно было бы назвать просветительской, осуществляют масса СМИ, разного рода медиа платформы и их пользователи, а эффективно урегулировать такие процессы только угрозами запретить, налаживанием штрафов, замедлением потока данных (трафика) и т.д., невозможно.

Для достойного и эффективного исполнения закона, необходимы информационные центры, регулирующие информационные потоки, как это есть с в Северной Америке, Европе и Китае.

Стратегия, когда сначала вредительской информации позволяется дойти до широких масс, а только потом поднимается вопрос о блокировке — провальная. Те же Facebook, Twitter, Youtube по всему миру имеют специальные инфоцентры, в которых не только определяют, какая информация «слишком чувствительная» и не заслуживает право на опубликование, но и агрессивно-ненавязчиво формируют новые взгляды и ценности своим пользователям.

Российский закон о «просветительской деятельности», по крайней мере та часть, в которой говорится о разжигании розни и распространении недостоверных сведений, в первую очередь, должна распространятся на все без исключения СМИ и медиаплатформы, работающие (ключевое слово) на территории Российской Федерации. Совсем не важно, где они зарегистрированы – если они работают в России, обязаны подчиняться российскому законодательству.

Хуже всего, что слишком часто разговоры и дискуссии в стиле «это частные лавочки, что хотят, то и делают, мы ничего не можем с этим сделать» имеют место на самом высоком уровне. Дискуссии эти абсолютно маргинальные и, как минимум, неконструктивные.

Вероятнее всего их начинают те, кто лоббируют интересы транснациональных корпораций или обслуживают интересы недружественных России стран. Необходимо создать информационные центры, способные не только блокировать абсолютно любой инфоресурс, работающий на территории РФ, но и создающие определённые рамки и ценности, игнорировать или не соблюдать которые невозможно.

Реалистично оценивая сегодняшнюю региональную и геополитическую ситуацию, принятый закон о просветительской деятельности – своевременный, но эффективно работать пока сможет только та его часть, которая обязывает образовательные организации согласовать любые договоры о международном сотрудничестве с ответственными министерствами.

Для лучшей эффективности и превенции следует обязать образовательные организации, получившие деньги из нежелательных и/или запрещённых в России организаций, отдать полученные средства в бюджет страны.

 

Источник: russtrat.ru

Заставка:  pixabay

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: