Коллапс в Суэцком канале: кто окажется в выигрыше?



Как пишет Forbes, блокировка канала может оказаться выгодной для российских компаний
Владимир Малышев

Вот уже несколько дней канал наглухо перекрыт грузовым судном Ever Given. Этот гигантский контейнеровоз, размером 400 метров в длину (максимально разрешенный для входа в канал) и 59 метров в ширину, перевозил сотни контейнеров и шел под флагом Панамы из Китая в Нидерланды. В водах Египта судно внезапно село на мель, как объявили местные власти из-за «порыва ветра», и прочно заблокировало канал. Махину лихорадочно пытаются сдвинуть с места, но пока безуспешно. Компании уже начали направлять свои суда в обход Африки, что увеличит время в пути примерно на неделю.

Суэцкий канал — важнейшие ворота для движения товаров между Европой и Азией, и в результате огромной пробки у входа в него сейчас скопились сотни судов со всего света. Как сообщили аналитики страховой компании Allianz, в результате мировая торговля может потерять не менее $230 млрд. По оценкам экспертов, каждый лишний день, который Ever Given блокирует канал, может стоить мировой торговле от $6 млрд до $10 млрд.

Прежде всего, это — удар по транспортировке нефти. Суэцкий канал является основным маршрутом для поставки «черного золота» с Ближнего Востока в ЕС и США. Ежедневно через него проходит около 600 тыс. баррелей нефти. Обратно по той же водной артерии отправляются продукты нефтепереработки.

Путь танкера с ближневосточной нефтью, например, до итальянских НПЗ занимает около двух недель.

По каналу транспортируется также много и российской нефти и нефтепродуктов. Они составляют 24% от всего черного золота, идущего через канал в южном направлении. Всего через Суэцкий канал проходит около 10% мировых морских перевозок нефти. И в результате его блокировки цены на нее сейчас взлетели.

Кто-то уже даже подозревает, что речь идет об афере. Как заметили, аварии предшествовал странный маневр — перед заходом в канал контейнеровоз начертил в море странную траекторию, чего суда обычно не делают, т.к. это ведет к сжиганию лишнего топлива. А потому в мире уже засомневались: может, это — спланированная провокация? Например, со стороны тех же «зеленых», которые добиваются внедрения альтернативных источников энергии.

А вот экономист Михаил Делягин считает, что перекрытие канала могло быть продуманной акцией западных спецслужб. Нет никаких сомнений, как он полагает, что в США прорабатываются самые различные варианты развития событий в случае глобальной войны. Ведь сами США от перекрытия канала особо не страдают. Это удар больше по странам Персидского залива, Китая, Европы, Индии, Африки и т.д.

Может, США захотели их таким образом наказать?

Уже не в первый раз

Впрочем, с 1869 года, когда канал был открыт, он блокирован уже не в первый раз. 29 октября 1956 года канал был перекрыт, когда началась совместная англо-франко-израильская военная операция против Египта, длившаяся до 7 ноября. Чтобы не допустить прохода вражеских кораблей, на входе и выходе в канале были затоплены торговые корабли. Полностью он был разблокирован только к маю 1957 года.

Закрытие этих торгово-транспортных «ворот» стало тогда шоком для Западной Европы и США. 1 января 1957 года «Нью-Йорк Таймс» вышла под заголовком «Цена на доставку морем взлетела из-за закрытия Суэца, сахар и молоко также подорожали». «Дорогостоящая дорога вокруг Африки», «Израсходовано огромное количество запасов», — кричали другие газеты. В Великобритании пришлось вводить нормирование на бензин, произошел всплеск эмиграции в Новую Зеландию, Австралию и Канаду из-за массовых сокращений рабочих мест и закрытия заводов в связи с нехваткой нефти.

5 июня 1967 года канал снова оказался блокированным. Израиль нанес удар по египетским войскам, собранным на Синайском полуострове. В результате шести дней боевых действий израильские войска были остановлены на восточном берегу Суэцкого канала. Горячая фаза войны прекратилась, но на целых 8 лет канал превратился в линию фронта и был запечатан затопленными египетскими кораблями, а потом противоборствующие стороны заполнили его минами.

Как Онассис разбогател

Однако убыток понесли не все, кое-кто, наоборот, на блокировке канала выиграл и даже разбогател. Как пишет греческая интернет-газета «Русские Афины», блокада Суэцкого канала 65 лет назад способствовала появлению мифа об Аристотеле Онассисе. Согласно Фрэнки Брэди, который написал книгу «Онассис: экстравагантная жизнь», греческий судовладелец заказал в начале 1950-х годов несколько новых танкеров, которые простаивали.

«Затем, благодаря невероятному историческому совпадению, почти в мгновение ока судьба Онассиса резко изменилась. Столкнувшись с почти неизбежной финансовой катастрофой, Онассис сумел заработать больше денег за этот короткий период времени, чем за всю свою жизнь. Катализатором стал Суэцкий канал», — написал Брэди в своей книге.

«У Онассиса было много кораблей без контрактов, которые можно было сдавать в аренду для удовлетворения спроса. У него была возможность взимать плату за провоз грузов по своему усмотрению», — говорится в книге.   В то время стоимость транспортировки нефти из Саудовской Аравии в Европу составляла 4 доллара за тонну. «Вскоре Онассис стал взимать более 60 долларов, в результате чего каждый рейс танкера приносил ему прибыль в размере более 2 миллионов долларов». Всего за один год, согласно оценкам, Онассис заработал не менее 1 миллиарда долларов, что раз в десять больше по сегодняшнему курсу.

Выиграет Россия?

Как пишет Forbes, сегодня блокировка канала может оказаться выгодной для российских нефтяных компаний. Отсутствие поставок нефти и нефтепродуктов с Ближнего Востока на какое-то время увеличит спрос на российское топливо. Задержки с поставками катарского СПГ также увеличат спрос на российский трубопроводный газ.

Авария на Суэцком канале может выгодно обернуться для «Газпрома», заявил руководитель подразделения рынков газа и электроэнергии Rystad Energy Карлос Торрес Диас. По мнению Диаса, в результате «пробки» на Суэцком канале Европа недополучит миллионы тонн сжиженного газа, которые необходимы для пополнения подземных запасов.

В то же время трубопроводы «Газпрома» работают не на полную транспортную мощность, что позволяет компании обеспечить поставки газа на Запад. Единственным конкурентом российскому газу может стать Норвегия, но она не у дел, поскольку ее транспортные мощности уже задействованы полностью, добавил эксперт Rystad Energy.

Все это, конечно, — краткосрочные факторы. Канал будет разблокирован, и традиционные маршруты поставок восстановятся. Однако хрупкость этой важной водной артерии показала, что остро нужны альтернативные пути, а потому тут снова выиграет Россия. Блокирование Суэцкого канала выгодно России, которая продвигает свой Северный морской путь, пишет агентство France Press. Как сообщается, мировые перевозчики уже обратились к России с просьбой о транзите грузов через нашу территорию.

Альтернатива Суэцу

Внезапная остановка потока грузов через Суэцкий канал из-за перегородившего дорогу контейнеровоза показала, что необходимо искать другие морские пути для безопасной транспортировки грузов, заявил посол по особым поручениям МИД по международному сотрудничеству в Арктике Николай Корчунов. По его словам, именно Северный морской путь — одна из таких альтернатив.

«Очевидно, необходимо думать, — отметил он, — как обеспечить эффективное управление транспортными рисками и развивать альтернативные Суэцкому каналу маршруты, прежде всего Северный морской путь, необходимость дальнейшего развития которого и высветил инцидент в Суэцком канале».

Он считает, что привлекательность Севморпути будет расти как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. И не только он, но и другие эксперты уверены, что альтернативы этому нет. В противном случае мировая экономика постоянно будет оказываться под угрозой серьезных рисков.

В свою очередь, Министерство обороны США представило недавно конгрессу «Арктическую доктрину», направленную на блокирование российского Северного морского пути.

В подготовленном американским военным ведомством документе подчеркивается, что Арктика «имеет прямое отношение к национальной безопасности США». Главная задача Вашингтона — «развертывание более смертоносной, устойчивой, гибкой боевой группировки, способной обеспечить конкурентное преимущество в этом ключевом регионе». Помимо Северного Ледовитого океана речь идет о Беринговом проливе и морском коридоре в районе Гренландии, Исландии и Норвегии. А потому ясно, что инцидент в Суэцком канале, который, конечно, разблокируют, еще более обострит борьбу за Арктику.

Специально для “Столетия”

Источник:  stoletie.ru

 

Заставка: Суэкий канал, снимок из космоса  wikipedia

 

 

Перейти к рубрике ЭКОНОМИКА



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.