Угрозы для человечества

84

НЕЗЫГАРЬ

Александр Маслов, политолог, для Незыгаря.

Поводом для этой заметки стали не только личные впечатления от киевского «евромайдана» зимы 2013/14 годов и документальные кадры нацистских опытов над людьми с применением психотропных препаратов, использованные в кинофильме «Мёртвый сезон».

Но и публично предложенные американскими учеными планы «повышения лояльности» своих соотечественников к ограничению их прав и свобод через «скрытое администрирование
обязательных программ морального биоусиления, которые лучше соответствуют этике общественного благополучия, чем открытые принудительные программы».

Причём под «программами морального биоусиления» понимается массовое использование веществ, лишающих людей свободы воли и «стимулирующих их кооперативное, просоциальное поведение».

Проще говоря, воплощение лозунга «стадного социализма»: «Железной рукой загоним человечество к счастью», — авторство которого традиционно приписывается товарищу Троцкому. Хотя в целом проблема намного сложнее и глубже.

Технологические возможности человечества достигли той черты, за которой его существование вновь оказывается под вопросом. Не в том смысле, что ему грозят какие-то внешние опасности (хотя их, типа столкновения Земли с крупным метеоритом, астероидом, кометой или какой-то иной космической или планетарной катастрофы никто не отменял), а в смысле глобального суицида, самоубийства.

Шестьдесят лет назад, в начале 1960-х, такая возможность впервые стала реальностью вследствие совершенствования атомного и термоядерного оружия. Испытания «царь-бомбы» 30 октября 1961 года и Карибский кризис 1962 года показали не только технологическую, но и военно-политическую возможность уничтожения нашей планеты в её нынешнем виде и, соответственно, человечества на ней.

Опасность была настолько наглядна и очевидна, что руководство стран, обладавших атомным и термоядерным оружием, прежде всего — СССР и США, было вынуждено ограничить свободу своих действий в этом направлении.

И в целом — притормозить не только гонку вооружений, но и гонку технологий, известную под названием научно технической революции (НТР).

Определённые исключения были сделаны, похоже, только для генетики («зелёная
революция»), информатики и химии. Но, как выяснилось, человек может использовать в
качестве оружия что угодно.
И не только в целях защиты, но и в целях нападения. Поэтому сегодня «векторное» развитие трёх перечисленных выше технологических направлений(к ним позже прибавились нанотехнологии) сформировало сразу несколько комплексных угроз, сопоставимых с «ядерным армагеддоном» по своему масштабу, но ещё более опасных по результатам своего применения.

Прежде всего — потому что они носят принципиально управляемый характер. От Н-бомбы, способной расколоть нашу планету на новый пояс астероидов, спасения или противоядия нет ни у кого. А у новых угроз — принципиально есть. Или кажется, что есть.
Следовательно, возрастают соблазны их дальнейшего совершенствования и риски возможного применения.

Пока обрели видимые очертания только некоторые из них.

1. Управляемые инфекции. Вирусоподобные объекты уже можно создавать полностью искусственным путем, не говоря уже о направленном изменении природных объектов такого типа. И «печатать» их примерно с такой же легкостью, как банкноты или даже книги.
Уже относительно пандемии COVID-19 возникли подозрения в том, что человечество столкнулось с первым опытом такой управляемой инфекции. И даже если такие подозрения в этом конкретном случае не имеют под собой достаточных оснований, данная угроза теперь зафиксирована в общественном сознании.

2. Управляемое восприятие. Каналы передачи информации по линиям «мир—человек» и «человек—мир» могут быть практически полностью загружены «матрицей» искусственно созданного содержимого, в том числе — с произвольно заданным отношением к реальности и к иным «матрицам».

В этом случае человечество или значительная его часть превратится в набор «матричных локаций», фантастика для него станет реальностью, а реальность — одной из таких «локаций», причём в лучшем случае — «чужой», а в худшем —враждебной и подлежащей подчинению или даже уничтожению.

3. Управляемое поведение. Та самая угроза, которая отмечена в начале данного текста. Это могут быть как химические вещества, так и иные объекты (например, «умный рой» нанороботов), тем или иным образом введенные в человеческий организм и направленно (активация/подавление/блокировка) воздействующие на его поведение и/или его физиологию. Вплоть до произвольно вызываемой по произвольно выбранной причине смерти.

В комбинации с центром управления в виде пресловутого «искусственного интеллекта» последствия оказываются непредсказуемыми. Или, наоборот, очень хорошо предсказуемыми.

Помимо отмеченных возможностей для новых технологических угроз, для их реализации есть и очевидная заинтересованность мощных сил, считающих необходимым сокращение численности человечества минимум на порядок и трансформацию оставшейся его части в закрытую стабильную систему — с «концом истории», отличным от версии, заявленной в 1989 году Френсисом Фукуямой.

 

Источник: t.me

Заставка:  pixabay

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: