Родители и школа — исследование НИУ ВШЭ

176

Валерия Касамара

О родительских стратегиях и детских результатах

Эксперты Института образования НИУ ВШЭ изучили , как разные стратегии поведения родителей влияют на интересы детей на протяжении всей школы. Родителей разделили на три условные группы:

– “Навязчивые” – те, кто максимально участвует в учебе и жизни детей. Постоянно помогают учить уроки, объясняют, ищут материал. Организуют мероприятия в школе и следят за всем, что происходит в классе.

– “Наблюдающие” – те, кто особо не вмешивается в сам процесс, но следит за результатом: для них важны оценки и экзамены.

– “Отстраненные” – они интересуются тем, как учится ребенок, лишь формально и почти ни во что не вмешиваются.

В начальной школе ”навязчивых” родителей более 60%, затем их доля резко сокращается. Количество ”наблюдающих”, наоборот, растет от 8% в младших классах до 50% в средних. Доля ”отстраненных” всегда примерно одинакова – около трети от всех родителей. Разные стратегии этих групп проявляются и в том, в какие кружки и как часто ходят дети в младших классах. У ”навязчивых” родителей дети всегда более загружены: только 14% не посещают внешкольных занятий, а большая часть записаны в два и более кружка. Среди детей ”наблюдающих” почти половина никуда не записана.

А что происходит с интересами школьников далее? На уровне средней школы доля детей ”навязчивых” родителей, полностью бросивших дополнительные занятия, увеличивается вдвое. А на уровне старшей школы – в три раза по сравнению с младшими классами. В группе детей ”наблюдающих” ничего подобного не происходит: доля тех, кто посещает кружки и секции, снижается к средним классам незначительно, а дальше и в старших классах остается стабильной.

Эксперты делают вывод, что давление родителей негативно связано с внешкольной активностью. Более мягкая поддержка без давления в перспективе оказывается важнее для продолжения внеклассной активности детей.

Источник:  t.me

Заставка:  pixabay

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: