Бдите и молитеся

215

Нам надо очень многое понять внутри себя, надо очень внимательно относиться к себе

Сама по себе природа каждого человека – чистая и совершенная, богоподобная. Если она испорчена, то произошло это при прямом участии темных сил. Святые отцы так и говорят: «Все плохое в нас – не от нас». Это очень важно усвоить и помнить, потому что каждый наш день пронизан большим количеством различных легких и тяжелых ударов по сознанию и душе. Все они очень ощутимы и бьют по нам, выбивая из колеи хороших дел, светлых помыслов, лишая духовных сил и даже приводя к тоске и отчаянию. Если каждый из нас проанализирует любой свой день, то обязательно вспомнит о таких ощутимых ударах по своей душе. Этот анализ очень полезен в качестве еще одного гимнастического упражнения для души.  Причем, важно понимать и различать природу таких духовных ударов. Это не просто реакция организма на внешние раздражители, как говорят атеисты, – биофизика или биохимия. Если бы так! Нет, эти удары идут извне, из духовного мира. Это враг рода человеческого близко подступает к душе, навязывает, так сказать, ближний бой. И если в вашем «внутреннем» человеке в этот момент отсутствует благодать Божия и он не успевает вспомнить или произнести Имя Божие, отгоняющее темных духов, то тут бесы и наносят удар.

 

Можно спросить: как наносится духовный удар, если темные силы безплотные? Нет, это не так, они имеют тела определенной плотности. На Антония Великого, когда он находился в Синайской пустыне, темные силы нападали в виде различных зверей. Темные силы могут принимать различные формы, схожие с голограммами, имеющими свою плотность. Могут реально нападать на человека, избивать его, пугать. Антоний Великий своим примером учил, как с этим надо бороться. Он крестил нападавших на него «зверей», Именем Господним разрушал их голографические образы, и они исчезали. В Священном Писании подобные примеры встречаются часто, что говорит о том, что битва человека с силами тьмы – явление отнюдь не редкое. Если вам, не дай Бог, придется столкнуться с таким бесовским проявлением, то, по научению святых отцов, первое, что надо сделать – спросить: «Кто ты?» Дело в том, что бесы часто являются в виде Ангелов, даже в виде Богородицы или каких-то других приличных видах. Они нередко стараются прикинуться помощниками Божиими, его слугами и святыми, чтобы ввести человека в заблуждение, в восторг и заставить служить себе. Но на прямой вопрос дьявол врать не может, ему это не дано. Если, в дополнение, его перекрестить и прочитать молитву, то «голограмма» не устоит перед крестным знамением и исчезнет. Дьявол не выносит имени Божия.

 

Когда мой знакомый, о котором я рассказывал вначале нашей встречи, попадал в такую ситуацию, то начинал молиться, и имя Божие разгоняло все голографические «страшилки». Причем, это срабатывает даже тогда, когда человек может быть не особо верующим.  Святые отцы говорили, что даже если человек сам не верит, но произносит имя Божие, то его слышит и сам Господь и Его святые на Небе. Самое главное, что имя Божие, произнесенное вслух или про себя, слышит демон, и от этого он мгновенно слабеет и отступает.

 

При произнесении имени Божия вокруг человека образуется защитный кокон, подобный светлому кругу. Интересен пример священномученика Киприана и мученицы Иустины. Киприан, с детства изучавший колдовство и продавший свою душу дьяволу, был одним из его ближайших помощников и слуг. Однажды к нему пришел за «помощью» богатый развратный юноша, которому понравилась праведная девушка Иустина, посвятившая себя Господу. Киприан, обещавший юноше помочь заполучить ее, не смог завоевать и околдовать душу девушки, которая молитвой и призыванием имени Божия отгоняла все вражеские напасти. Он даже не смог проникнуть в ее дом, который, как и его хозяйка, был под невидимой молитвенной защитой Бога и сиял нестерпимым для Киприана божественным светом. Так чародей убедился в непобедимости силы Христовой, проклял дьявола, принял крещение и всей своей последующей жизнью доказал любовь к Господу, приняв мученическую кончину и став святым. Это простой и конкретный пример, объясняющий, для чего нам нужна молитва. Вот почему Господь Иисус Христос наставлял учеников (а через них и нас) в последнюю ночь Своего жития пред крестною смертью: «Бдите и молитеся, да не внидете в напасть» (Матф. 26:41). Бдите, то есть будьте внимательны, наблюдайте за собой. На каждый удар темных сил должна быть незамедлительная правильная реакция души. Понимая природу этого удара, сведущий человек тут же должен призвать Имя Господне, помолиться и не паниковать перед дьяволом. Наоборот, в такие моменты крайне важна духовная собранность, готовность дать молитвенный отпор и полагание на Господа и Его помощь. Как только мы пропускаем дьявольский удар в наши «ворота», то в душе сразу возникает состояние угнетенности, раздражения, страха, зависти, скупости, нетерпимости и прочих «веселых» эмоциональных проявлений и чувств. Когда нечистые силы, люто ненавидящие человека, приближаются к его душе вплотную, то она впадает в состояние ступора, в страх, парализующий волю.  А следом тут как тут – депрессия.  Поэтому существует единственно эффективное и проверенное средство борьбы с темными силами: чаще молиться и искренне призывать имя Господа нашего Иисуса Христа. Хотя человек и не видит духов тьмы, его душа чувствует их приближение или отдаление от себя. И чем дальше от нас отступает нечистый дух, тем легче становится на душе и спокойнее на сердце.

 

У меня один важный вопрос: если мы хотим успешно бороться с депрессией, побеждать духов, ее порождающих, то почему нам, русским людям (не по паспорту, а по родине, предкам и православным традициям) не призвать Бога на помощь, когда нам плохо? Ведь этим мы наносим и ответный точечный удар по депрессии!

 

Депрессия – это не какая-то неведомая ледяная глыба, которая вдруг свалилась вам на голову. Нет. Эта коварная болезнь просачивается, прорастает, овладевает, укореняется в наших душах постепенно, захватывая участок за участком, пуская все новые и новые «метастазы» в наше невидимое внутреннее бытие. Аналогия с раковой опухолью здесь очень верна. Но депрессию можно победить, так как наша безсмертная душа легко откликается на заботу о ней. А это и есть гимнастика для души, самая результативная забота о душе.

 

Предлагаю выполнить еще одно упражнение из нашей духовной гимнастики. В следующий раз, когда на вас нахлынет необъяснимая печаль, тоска, гнетущее состояние, или поймаете извне чей-то неприветливый взгляд, – попробуйте (даже тем, кто не верит в Бога) применить святоотеческий опыт на себе и произнести слова: «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помоги и помилуй мя!»

 

Это очень действенный метод, которым мы можем пользоваться в любое время. Вместо беготни по шаманам и прочим экстрасенсам, чтения «астрологических прогнозов», взятых с потолка, мы сами можем эффективно помогать своей душе бороться с темными силами и оставаться под Божией защитой. А ведь сколько людей, обманутых «кашпировскими», сошли с ума и закончили жизнь в психиатрических больницах! Почему? Да разве на таких сеансах упоминается имя Божие? Разве там звучит молитва? А если Бога там нет, то кто тогда есть? Ответ очевиден – темные бесовские силы.

 

Наше местонахождение в этом мире подобно узкой острой грани лезвия ножа. С одной стороны – Бог со знаком «+», с другой – дьявол со знаком «-». Между этими духовными состояниями нет никакой нейтральной полосы, чтобы удержаться на ней и жить беззаботно в своем «домике». Третьего не дано. Даже если мы старательно делаем вид, что нас не интересует ни «+», ни «-», что мы – сторонники нейтралитета и ничего не хотим знать ни о Боге, ни о дьяволе.  Как гласит известный юридический принцип, отлично применимый к рассматриваемой ситуации: «Незнание закона не освобождает от ответственности». Мы всегда нашими мыслями, словами и поступками находимся или с Богом, или с дьяволом, постоянно делаем выбор между хорошим и лукавым. Поэтому Господь и говорит: «Бдите!» То есть, постоянно наблюдайте за собой, задавайте себе вопросы, фиксируйте свое состояние и те духовные уколы, травмы, удары, которым подвергается наша душа. Понимайте природу душевного состояния и реагируйте должным образом. Если для духовной борьбы с темными силами надо молиться дольше – молитесь до тех пор, пока душе не станет легче. Возьмите молитвослов, а еще лучше – Святое Евангелие, труды святых отцов. Погружайтесь в этот удивительный, таинственный, потрясающе красивый и светлый мир Божьего Духа, в котором, если ваша душа будет пребывать, то никакие демоны ей не страшны!

 

В чем сила демонов? Они прекрасно знают человека. Даже самый мелкий бесеныш прекрасно знает человека, потому что, в отличие от человека, бесы живут тысячи лет, не едят, не спят, мгновенно перемещаются в пространстве. Наши души тоже будут перемещаться мгновенно, когда выйдут из тела. А пока мы живы – душа привязана к телу и имеет некоторые ограничения. Поскольку демоны выродились из Ангелов, то они обладают некоторыми остаточными потрясающими ангельскими способностями, – не по качествам, а по природе. Поэтому демоны – это могущественные силы, и не считаться с ними нельзя. Наблюдая за человеческим родом много тысяч лет, конечно, они знают людей «как облупленных». Поэтому, если у нас нет щита веры – имени Божьего на устах, чтобы противодействовать темным силам, если мы не углубляемся в понимание этих истин, то они с нами поступают так же, как когда-то Тузик поступил с грелкой, – порвал на части. Бороться с ними без Бога невозможно. Душа, находясь один на один с бесами, не выдерживает этой страшной битвы, и темные силы постепенно одолевают ее. Вы спросите: а как же Бог это допускает? Но ведь мы с вами свободны! Бог даровал человеку абсолютную свободу, которую не имеет больше ни одно существо. Ни Ангелы, которые являются служебными духами, ни кто другой на земле, кроме Господа нашего, не имеет такой степени свободы, как человек. Для того, чтобы душа человека была защищена и совершала поменьше промахов, при Крещении каждому из нас Господь дает своего светлого, чистого Ангела Хранителя. Он охраняет нас от демонов, наставляет, защищает, всячески участвует и оберегает по жизни. Но одновременно, не забудем, что если Ангел Хранитель дарован нам и находится справа («одесную», на правом плече, – как говорят святые отцы), то слева от нас расположился демон, который тоже бдит, но, в отличие от Ангела Хранителя, этот «жук» ловит наши промахи, ищет слабые места, червоточины, чтобы в них отложить свои ядовитые личинки и породить в нашей душе грех.

 

В дальнейшем мы подробно остановимся на том, как именно подводится итог человеческой жизни и увидим, что и Ангелы, и демоны играют очень важную роль в этом процессе. Они, как летописцы нашей жизни, фиксируют каждый шаг, каждую мысль, каждый поступок. Вот я о ком-то подумал плохо и забыл о Божиих словах: «Бдите и молитесь, да не внидете в напасть» (Мф. 26:41), – то есть не попадете под удар. Человек, о котором я подумал плохо, может, и не узнает никогда о моей глупой мысли, а вот демон уже записал в свою книжечку мой промах и обязательно начнет свою провокационную деятельность в этом направлении. И кому я нанес вред? Конечно, самому себе. От таких моих «дум» на душе останется отметина, может быть, целая пробоина! А что будет с ней, если я начну произносить вслух дурные слова, буду совершать дурные дела, натворю каких-нибудь бед! Но откуда взялась злая мысль изначально? Где ее источник?  Она была навеяна, наведена темным духом. А я прозевал, не бодрствовал, хотя Бог мне советовал, не заметил, проигнорировал, махнул рукой, – подумаешь, какая-то мыслишка пронеслась, – ерунда! А в итоге оказался в плену! Так где надо ловить греховный помысел? У самого начала, у источника, когда мысль извне только приходит на ум. «Бдите и молитесь, да не внидете в напасть». А что такое напасть? Это нападение, удар темных сил. Поэтому святые отцы неоднократно повторяют: «Поставь стражника у града сердца своего и целый день отбивай огненные стрелы врага».

 

 

Давайте подведем итог: нам надо постоянно внимать себе. Постоянно. Это необходимо делать буквально всем. Господь обращал требование внимать себе даже к Антонию Великому, которого при жизни называли «кораблем, нагруженным сокровищами знаний». Современники считали его мудрейшим человеком святой жизни. И вот однажды, авва (святой) Антоний Великий обратился к Господу с просьбой разъяснить ему мироустройство, то есть раскрыть глубину Божия управления миром и судов Божиих, на что Господь ответил ему: «Антоний! Себе внимай и не подвергай исследованию судьбы Божий, потому что это — душевредно» (Еп. Игнатий, «Отечник», стр.38.).

 

Да, нам надо очень многое понять внутри себя, надо очень внимательно относиться к себе. И надо знать, как правильно реагировать на внешние обстоятельства, испытания и вызовы мира сего.

 

 

Александр Нотин

Источник:  pereprava.org

Заставка: Корзухин Алексей Иванович. В красном углу. 1877 г. Тюменский музей изобразительных искусств  vsdn.ru

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: