Сергей Писарев. Кого готовит российская школа?

62

От редакции: Возвращаясь к напечатанному…

 

Сергей Писарев. Кого готовит российская школа?

Регионы России

19 сентября 2019 г.

Какие функции выполняет сегодня российская система образования? Кого она готовит? Как Вы оцениваете результаты реформы образования? На эти и другие вопросы нашего издания отвечает эксперт проекта Национальной доктрины образования РФ, член Координационного совета Собора родителей России, президент Фонда «Русский предприниматель» Сергей ПИСАРЕВ.

 

— Сергей Владимирович, как Вы оцениваете качество образования, которое дает сегодня российская школа?

— Любой преподаватель или ректор вуза подтвердит, что уровень подготовки выпускников школ, качество их знаний с годами тревожит всё больше. Система тестирования при проверке знаний на ЕГЭ в российской школе скопирована с западной, готовящей исполнителей с ограниченным кругозором, бездумных потребителей всякого рода товаров и услуг. В условиях отсутствия четкого и ясного госзаказа на образование российская школа «импровизирует», а иногда и просто «выполняет зарубежный заказ». Западу требуются технари-таланты, желательно со знанием английского языка. И вот английским языком детей у нас пичкают чуть ли не с роддома.

Россия проиграла холодную войну и до сих пор находится под «образовательной оккупацией» Запада. Машиностроение и другие высокотехнологичные отрасли в упадке, потребность в таких специалистах внутри страны резко упала.

Системы образования в СССР, а ранее — в царской России понимали свои задачи. Государство представляло и проектировало идеологические и экономические горизонты. Для их достижения требовались разносторонние личности, патриоты, знания которых нужны для развития собственной страны. Наши образовательные системы заслуженно признавались лучшими в мире. А сегодня в России есть «Сириус» и сотня элитных школ, но на всю страну этого вряд ли достаточно.

— Каковы результаты реформы российского образования?

— Реформа — это всегда ломка «старого» уклада. Прежде всего, необходимо обозначить стратегические цели государства, исходя из них — задачи национальной системы образования. Тогда, возможно, и никакой ломки не понадобится… Какой продукт мы хотим получить на выходе в средней и высшей школе? Ответа на этот вопрос наше Министерство просвещения не имеет. Плывем по воле волн. Одно министерство разделили на два — вот и вся «реформа».

Полноценное образование должно состоять из двух составляющих: «материальной» и «духовной». Выпускник школы должен не только хорошо знать профильные предметы, но и быть патриотом своей страны. Что может быть хуже в качестве продукта системы образования, чем талантливый физик или программист, мечтающий уехать жить и работать к нашим «западным партнерам», скажем, в системе их ВПК?

Пусть государство не может сегодня четко ответить, какого рода специалисты нужны ему будут через 10-15 лет, но по части духовной составляющей все очевидно! И только непрофессионализмом или вредительством можно объяснить то, что происходит сегодня в школе в этой сфере. Например, школьный учебник истории выпуска 2016 года трактует революционные события 1905 и 1917 годов, как и прежде, в духе марксизма-ленинизма. Кто виноват в революционных событиях и трагедии России? Николай «кровавый» и его клика, отсутствие свобод и гнет капитала! Но к смуте и бунтам народ подталкивали революционеры и террористы всех мастей, для которых Россия была лишь «топливом мировой революции»! Но об этом учебник стыдливо умалчивает. Нет ни слова и о том, что смута была выгодна зарубежным недругам России, которые финансировали поставки оружия для революционеров.

Деятели, развязавшие террор в своей стране, в учебниках по-прежнему подаются как благородные герои. Учебник априори оправдывает свержение власти насильственным путем. Эти идеи закладываются в сознание российских школьников. К чему это приводит — мы уже видели и у нас, и на примере украинского майдана. Пора уже давать более объективную оценку исторических событий, избавившись от застарелых идеологических штампов.

На новые учебники ежегодно тратятся огромные бюджетные средства. Только вот что же в них «нового»? Пожалуй, только обложка. К слову, в числе соавторов указанного учебника числится академик Тишков, считающий, что «русского народа не существует», а демографические проблемы России можно решить массовой миграцией, хоть из Китая.

Президент Путин оценил развал СССР как величайшую трагедию ХХ века. С ним солидарны большинство граждан РФ. Состоялась она, как известно, при президенте Ельцине, фактически — государственном преступнике! Но в Екатеринбурге ему поставлен памятник, возведен целый мемориальный комплекс. В музей в составе Ельцин Центра школьников регулярно возят на экскурсии автобусами. То есть человек, разваливший великую страну, всё делал правильно? Кого воспитывает наша школа: патриотов или «революционеров-ниспровергателей основ»? Имя Ельцина носит и Уральский госуниверситет. Не удивительно, что именно его студенты не так давно оказались в числе «бунтарей» против власти и восстановления главного православного собора Екатеринбурга.

— Что необходимо предпринять, чтобы исправить эти перекосы?

— Перво-наперво — подготовить нормальные, адекватные современности учебники истории и обществознания, выдержавшие самую широкую общественную экспертизу. Необходим госзаказ на воспитание всесторонне образованных созидателей, патриотов своей страны. Школа должна способствовать консолидации общества, раскрытию потенциала и духовному развитию личности. С «оккупацией в сфере образования» пора заканчивать, тем более в условиях, когда права учителей во многих школах сегодня на уровне прав официантов при обслуживании капризных клиентов.

В любом случае, необходимо радикально сократить раздутые штаты министерства и управлений образования как на федеральном, так и на региональных и городских уровнях. Единственно полезное, что они все вместе «наработали» за последние годы — рекомендации не пользоваться мобильниками во время уроков.

Сокращение числа чиновников и, как следствие, избыточной отчетности позволит учителям большую часть рабочего времени тратить на улучшение качества образования и воспитательного процесса. Сэкономленные средства можно будет направить на увеличение зарплаты учителям. Для начала, по предложению президента, хотя бы в отдаленных регионах, таких как Дальний Восток.

А еще к 75-летию Победы во всех школах организовать фотовыставку «Мои ровесники — герои Великой Отечественной» с описанием их подвига. Это будет гораздо полезнее «новых» учебников истории и в тысячу раз дешевле.

К чему приводит близорукая недооценка значения образования и воспитания новых поколений показывает пример Украины. Президент Янукович расставлял своих людей на ключевые посты, связанные с «финансовыми потоками». Министерство образования досталось оппозиции, которая формировала сознание школьников по учебникам и лекалам Фонда Сороса. Сформировала — и триумфально пришла к власти. И где теперь Янукович и его компаньоны?

Образовательно-воспитательный процесс должен войти в число приоритетных для государства. Предложения подготовлены. Взять хотя бы проект Национальной доктрины образования, разработанный Научно-экспертным советом по духовно-нравственной безопасности при Российском институте стратегических исследований в 2018 году, при поддержке фонда «Русский предприниматель». Но, увы, этот и подобные документы остались почти не востребованными.

В быстро меняющемся мире мы не можем точно сказать, кто завтра будет больше нужен России: строители или программисты, юристы или биологи. Но одно бесспорно: ей всегда нужны воины и патриоты, которые, вне зависимости от профессии, будут любить свою страну. Иначе ни нас, ни России просто не будет.

БОРИСОВ Валерий ,
зам. главного редактора
федерального журнала
“Регионы России”

Заставка pixabay.com

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: