Про деградацию музыки: тексты, мелодии, инструменты, запись и лейблы

185

ОКЭ — Обитель Критических Энтузиастов

Вы заметили, как меняется музыка со временем? Как она деградирует, самоповторяется, использует одинаковые приемы и рифмы… Это касается как западной музыки, так и нашей. Вспомните, какие песни пели наши родители в юности. Это великолепные мелодичные ВИА с красивыми смысловыми текстами: “Веселые ребята”, “Земляне”, “Синяя птица”, “Ритм” с Аллой Пугачевой и другие, которые я в силу возраста не знаю и не помню. Вспомните песню Игоря Шаферана в исполнении Юрия Антонова “На улице Каштановой“. Или песню Лозы “Плот” 1988 года. Это были замечательные, красивые произведения.

Перенесемся на три десятка лет вперед, когда СССР съежился до России и его заполонили джинсы, жвачка и остальные “прелести” капитализма. И мы приходим к “Твои слова водица — так не годится“. Что пошло не так? Как мы перешли от лирики Машины времени, Леонида Утесова и Марка Бернеса к потугам 95 процентов Топ-100 Яндекс.Музыки. Серьезно, посмотрите на этот чарт

Начнем с того, что “всё пошло не так” не у нас, а на западе, на который мы, без сомнения, пытаемся ровняться чуть менее чем во всем (кроме справедливых законов, разумеется). Мы дерем моду, тренды, технологии, приемы да и вообще поп-культуру в целом. Кто поумнее, пытается адаптировать “заимствования” под наши реалии, и то получается с душком. Поэтому насколько этот процесс успешен, вопрос не данной темы. А здесь я попытаюсь объяснить, что пошло не так.

Вы можете назвать меня ретроградом-занудой, которому пора идти в ногу со временем. Но если вы согласны с моей позицией, то вы такой же, как я. На самом деле я просто за качественную музыку. И существует ряд объективных факторов, которые противоречат понятиям “качество” и “талант” в современном музыкальном мире. И эти факторы уже давно превратились в тренды.

Одну из причин я привел в тексте “Разбираюсь, почему мелодичность больше не в моде“. Еще пара причин будет ниже.

Исследование

За последние несколько десятков лет провели множество исследований, касающихся качества музыки и развития музыкальных тенденций. Исследование национального испанского исследовательского консульства, проведенное в 2012 году, показало, что мои опасения — правда. Музыка действительно деградирует с каждым годом. Сотрудники проанализировали более полумиллиона песен, написанных с 1955 по 2010 год, используя ряд сложных алгоритмов, которые оценивали три основных параметра: гармоническую сложность, тембральное многообразие и громкость. Так, за последние десятилетия тембральное многообразие песен критически снизилось. Это значит, что глубина и богатство звука с 1960-х сильно обмельчали, стали скудными и простыми. Техники записи стали повторяться, звуковая палитра уменьшилась, инструментальное разнообразие сократилось.

В пятиминутной записи Beatles — A Day In The Life использовался целый оркестр из 40 инструментов. А это, на минуточку, поп-музыка. В начале 2010-х в записи супер-хита Robin Thicke — Blurred Lines использовался всего один инструмент — драм-машина. Кстати, песню признали плагиатом песни Марвина Гэя — Got to Give it Up в судебном порядке. То есть она даже не оригинальная. Хоть это и крайний пример, но весьма показательный. Он отражает общий тренд, который ученые заметили в своем исследовании.

Крик миллениала

Есть и еще кое-что. Вы замечали, что многие современные песни похожи друг на друга, а иногда, слушая очередной поп-чарт, можно не заметить большой разницы между соседними позициями. Это тоже закономерность. Музыкальный критик Патрик Метзгер заметил, что сотни популярных песен используют один и тот же вокальный прием, который так нравится слушателям. Это переход от пятой ступени мажорной гаммы к третьей, а затем обратно к пятой (ниже на картинке). И обычно здесь поют что-то вроде “WOW“. Критик назвал это “Millenial Whoop” или “крик миллениала”. Типичный пример можно услышать в песне The Rasmus — In The Shadows. Оставлю видео с привязкой ко времени ниже. Это один из самых распространенных приемов в вокале в поп-музыке: от California Girls Кэти Пэрри до Baby Джастина Бибера.

Причина популярности “Millenial Whoop” — в узнаваемости. Мы любим то, что кажется уже знакомым. Этот примем буквально говорит нам “Послушай эту песню, она крутая, тебе понравится, ты её уже почти знаешь, она звучит очень знакомо”.

Тексты

Теперь о текстах. Одно исследование изучало “интеллектуальный уровень текстов” нескольких сотен топовых песен чартов Billboard за 2005-2014 годы. Использовалось несколько метрик, помогавших оценить удобочитаемость текста, его сложность и смысловую нагрузку. И вот результат:

Про деградацию музыки: тексты, мелодии, инструменты, запись и лейблы

Тексты становятся короче, повторяют одни и те же фразы, слова и тяготеют к большему количеству междометий. Приведу пример из отечественного сегмента: Анна Герман vs Little Big (наши ребята)

Про деградацию музыки: тексты, мелодии, инструменты, запись и лейблы

Как вам тот факт, что большая часть песен, возглавлявших хит-парады последние 20 лет, была написана всего двумя людьми? Бритни Спирс, Тейлор Свифт, Элли Голдинг, Робин Тик, Джесси Джей, Джастин Бибер, Кэти Пэрри, Ариана Гранде, Джастин Тимберлейк, Maroon 5, Пинк, Леона Льюис, Аврил Лавин, Кристина Агилера, Кеша, Backstreet Boys, ‘N Sync, Адам Ламберт, Will.I.Am и множество других — все они являются рупорами всего одного человека из Швеции — Макса Мартина. Не все песни, но огромная часть принадлежит ему — дюжины первых мест чартов и тысячи из Топ-100. Поэтому неудивительно, что песни звучат похоже, придерживаются одних тем и одного стиля. По сути человек определяет содержание сегодняшней поп-музыки. Он написал I Kissed a Girl, Baby One More Time, Since U Been Gone, California Girls, Shake It Off и другие. Если это был не он, то это был второй серый кардинал западной поп-музыки — американский автор Лукаш Готвальд или Dr. Luke.

В России тоже есть авторы, которые пишут за артистов. Не знаю, к сожалению или к счастью, но культура написания песен за кого-то у нас является народной практикой. Многих авторов и композиторов знают буквально все, например Игорь Крутой или Игорь Матвиенко. Есть и те, кто остается в тени, но особо не скрывается. О них можно почитать в хорошем материале The Village.

Хуки

Также исследователи выяснили, что в современной музыке число так называемых хуков сильно выросло, и они появляются ближе к началу песни, чтобы сразу зацепить слушателя. Это, как и описанные выше факторы, является следствием цифровизации людей, клипового мышления, неспособности долго концентрироваться на чем-то, в том числе на прослушивании музыки. Это явление появилось сравнительно недавно, с появлением iTunes и следующих за ним музыкальных сервисов с моментальным доступом к неогрниченному количеству треков. Раньше, чтобы послушать новый альбом, приходилось идти в магазин, покупать пластинку или диск, идти домой и уже там слушать от начала и до конца. Эти записи заслушивались до дыр, потому что ты платил немалые деньги всего за несколько песен. Со временем ты начинал улавливать и получать удовольствие от каждого звука.

Сегодня нет необходимости даже встать с дивана, чтобы послушать песню или альбом. Вы можете час листать треки на очередном музыкальном сервисе, не обращая внимания на все его нюансы, над которым ломали головы музыканты, продюсеры, инженеры… Это заставило музыкантов и продюсеров сосредоточиться на создании навязчивых цепляющих ритмов и начать пичкать песни хуками вместо того, чтобы работать над каждым звуком. Это еще дона причина, почему сегодняшняя музыка кажется одинаковой и никчемной.

Лейблы

По этой же причине многие действительно качественные альбомы и хорошие музыканты не попадают в поле зрения пользователей и радиостанций. Драм-машины, одинаковые тексты, слегка измененные хиты прошлого, бедность инструментала, хуки и музыкальные сервисы — всё это в сегодняшних условиях следствие РИСКА.

Полвека назад лейблы получали сотни демок в неделю, прослушивали их и самым талантливым предлагали контракты. Даже если исполнитель был не очень хорош, в него просто вкладывали некоторое количество денег, и в конце концов он привлекал внимание слушателя и окупался естественным путем. Если нет, его просто забывали. Это значит, что слушатель САМ определял талантливых музыкантов. Поэтому нужен был действительно большой талант, чтобы произвести впечатление на публику, которая сама решала, кто достоин называться артистом. Не раз случалось, что лейблы вкладывали огромные деньги в тех, кто не оправдывал ожидания. И вложения не отбивались. Но по-настоящему талантливый артист мог покрыть все убытки.

В наше время раскрутка новых имен обходится гораздо дороже. За последние десятилетия цены на продвижение сильно взлетели. Необходимо не просто дать рекламу, но сделать так, чтобы эта реклама смогла пробиться через океан спама и информационного мусора. По некоторым данным требуется от полумиллиона до 3-4 миллионов долларов, чтобы подписать коллектив и вывести его на мировую сцену. Никто не станет рисковать такими деньгами без определенных гарантий возврата. Поэтому больше не выгодно искать настоящие таланты. Проще взять привлекательного человека или группу и ЗАСТАВИТЬ публику полюбить его, промывая мозги. Нам не дают самостоятельно ознакомиться с творчеством артиста и составить о нем мнение. Нам навязывают его продукт через рекламу, саундтреки, радио, телевидение.

Наверняка вы замечали, как какая-нибудь новая песня буквально преследует вас. Она играет на всех радио, из проезжающих машин, в торговых центрах, супермаркетах, в вирусных роликах на YouTube, в мемах, пародиях и даже в телешоу, типа “Вечернего Урганта“. Всё это не просто так. Это те три миллиона, потраченные лейблом. Вы её услышите, хотите этого или нет. Вспомните, как впервые услышали условный bad guy. Наверняка вы почувствовали, что не находите в ней чего-то сверхъестественного. Но послушав разок-другой, вы отмечаете “Она не так уж и плоха“. И вы уже подсели. Поздравляю, вам промыли мозги. Три миллиона себя окупают.

На самом деле пример утрирован. Песня может понравиться и с первого раза, если она хороша, или если она в вашем вкусе. Все вкусы разные, и каждый человек ищет что-то своё. Но беда в том, что наш вкус пытаются подменить на универсальный вкус, пытаются его контролировать, навязывая однотипные штампованные песни, которые мы слышим на каждом углу.

В наши дни существует множество талантливых музыкантов, но индустрия устроена так, что у них нет возможности подписать контракт с лейблом, просто потому что продюсеры не хотят рисковать. Потому что они не вписываются в современные стандартные рамки. Потому что они другие. Но быть не таким как остальные — важно. Наш вкус отражает нашу индивидуальность. И можно любить любую музыку, не обращая внимание на то, что говорят по этому поводу другие люди. Настолько же важно сохранять креативность и разнообразие как музыки в целом, так и видимого музыкального горизонта. И отчасти моя задача и задача этого канала в том, чтобы этот горизонт раскрасить. Музыка как вид искусства погибает, и её пытаются заменить пластиковой подделкой вместо подлинного вдохновения. Нельзя позволить этого сделать.

Сергей П.

Источник:  zen.yandex.ru

Заставка:  wikimedia

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: