Производство антикультуры



всё должно разрешиться

Ежегодно, 21 нояюря, отмечается Всемирный день телевидения. Говорят, что на российском телевидении жёсткая цензура. Не знаю. Включаю политические шоу — кривляются клоуны, говорить об Украине непременно раз за разом приходят одни и те же вышиванки, бесконечный коллективный Ковтун. Переключаешь на другой телеканал — там Малахов деловито перетряхивает грязное белье, а то ли люди, то ли манекены сноровисто подбрасывают ему все новые и новые нечистые трусы. Снова щёлк — российский сериал, кривляются неживые куклы с неестественными лицами, подают друг другу картонные реплики, не верю, не верю.

И, знаете, сразу хочется что-нибудь запретить.

Расцвет литературы — советское время. Расцвет кинематографа — тоже. Когда запрещают многое, когда жестко цензурируют допустимое, тогда и рождаются шедевры. Как только стало можно в девяностых, как только все стало дозволено, тут-то и хлынул на рынок литературы и кино поток некачественных поделок. Шедевров не стало: незачем было их делать. Достаточно было однодневок, жадно потребляемых зрителем, а шедевры зачем, зачем стараться, тратить на это время, ведь рынок и так перенасыщен.

Даже и рок-н-ролл, даже и поэзия еще в восьмидесятых были живее и мощнее, чем в девяностых, и в девяностых тянулись, скорее, на том заряде энергии, который получили в то время, когда цензура вдохновляла. Потом, к нулевым, заряд энергии иссяк, и вместе с ним начал иссякать русский рок. Именно наличие цензуры сформировало его в свое время, именно благодаря цензуре появились лучшие песни «Машины времени», а когда цензуры не стало — о чём было петь бедному Макаревичу? Только и осталось, что выискивать нового человека с кнутом, новые признаки цензуры, не находить, но врать, что нашел. Да если б была цензура, бедный ты человек, кто бы тебе позволил петь в поддержку воинов АТО? Рублем разве что накажет русский зритель Макаревича, не пойдет на его концерт, а ведь если бы была цензура — о, если бы была цензура, сразу бы появились темы! Появились бы песни.

Бог с ним, впрочем, с Макаревичем. Но отсутствие цензуры, вседозволенность и перенасыщенность рынка дешевым фастфудом от кино, музыки и литературы снижают культурный уровень, и сильно. Ты — это то, что ты потребляешь. Когда ты потребляешь  качественное искусство, ты духовно растешь. Потребляя фастфуд, тупеешь. Это элементарно.

Партия «ЗА ПРАВДУ» называет происходящее террором антикультуры. Вряд ли это сознательный террор — то есть террор, устроенный какими-то врагами России. Нет, дешевая и некачественная антикультура во всех сферах жизни — это очередная гримаса капитализма, закон рыночка. Рыночек решает. Рыночку выгодна дешевая однодневка, фастфуд, скандальное телешоу, картонный сериал, отупляющая, расслабляющая, наркотическая дрянь. Потреблять её — всё равно что лузгать семечки: в организме медленно оседает вредная для поджелудочной тяжесть, вокруг все забросано мусором, а полезных веществ внутрь так нисколько не поступило.

«Мы — страна великой культуры. Великая культура, как всякая культура, — взращивается. Иначе её сжирают сорняки. У сорняков всегда выше рейтинг», — говорится в программе партии «ЗА ПРАВДУ». Да, некачественные однодневки были и будут популярнее, рейтинговее, чем произведения культуры. В контексте капитализма это означает, что их-то и будут ставить на телевидении, ведь материалы с более высоким рейтингом приносят больше рекламных денег, все чертовски просто, и никакого заговора, конечно, нет.

Просто зрителя, конечно, надо воспитывать. Щелканьем кнута — цензурой — и пряником — великими произведениями, которые появляются только в условиях несвободы. Ну и, собственно, требование партии «ЗА ПРАВДУ»: «Мы выступаем за радикальную цензуру. Необходимо создание общественных советов на всех телеканалах; должны вернуться высокие стандарты и высокая культура; требуем прекратить на телевидении все эти позорные ток-шоу, перемывающие грязное белье в прайм-тайм, запретить всевозможные «реалити-шоу» и подобное непотребство». Радикально сказано, но слишком далеко зашел самоподдерживающийся механизм производства антикультуры. Он не остановится самостоятельно. Он в принципе неспособен остановиться, пока рыночек решает. Значит, нужна какая-то сила, которая вручную закроет кран.

Анна Долгарёва

Заставка:  pixabay

Перейти к рубрике КУЛЬТУРА


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.