Как управляют массами. О “пробоине” в психике, позволяющей “залезть” в голову человека

164

В апреле 2002 года в США вышел фильм под названием “The Century Of The Self” (“Век эгоизма”), в котором рассказывается об истории взаимоотношений психолога Зигмунда Фрейда и его племянника Эдварда Бернейса, а также о том, как Бернейс изобрел профессию “пиарщик” и как воспользовался идеями своего дядюшки для манипулирования массами. Авторы фильма объясняют, как Бернейс научил американские корпорации заставлять своих покупателей приобретать те вещи, которые им не нужны, и постепенно подстраивать выпуск товаров массового производства под подсознательные желания людей.

Киноленту на английском языке можно посмотреть здесь, на русском она доступна здесь.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) считал, что человек — иррациональное существо, над которым доминируют страх и желания, таящиеся в его подсознании. Племянник ученого Эдвард Бернейс (1891-1995) вскоре понял потенциал идей Фрейда и быстро применил их на практике. Когда он работал в администрации 28-го президента США Вудро Вильсона, то помог главе государства убедить американскую общественность в необходимости вступления в Первую мировую войну. Бернейс убеждал людей, что американские солдаты принесут демократию в Европу. Эта идея имела успех, США вступили в войну в апреле 1917 года.

Осознав, насколько эффективной может быть пропаганда в военное время, Бернейс задумался, а может ли она оказаться столь же полезной в мирные дни? За годы Первой мировой войны в обществе слово “пропаганда” приобрело несколько уничижительный оттенок, поэтому Бернейсу пришлось заменить его на более нейтральный термин — “связь с общественностью” (PR).

Опираясь на все те же постулаты своего дядюшки, Бернейс разработал подход, который назвал «инженерией согласия». Он представил главам корпораций психологические инструменты, позволяющие «контролировать массы и управлять их бессознательным в соответствии с волей продавца». Для этого необходимо было обратиться не к рациональной части разума, а направить силы на манипуляцию чувствами на уровне подсознания.

Среди клиентов Бернейса были:

  • компании: General Electric, Procter & Gamble и American Tobacco Company;
  • СМИ: телерадиосеть CBS;
  • политики, среди которых 30-ый президент США Калвин Кулидж. Чтобы противодействовать жесткому имиджу Кулиджа, Бернейс организовывал «блинные завтраки» и концерты в Белом доме с участием таких бродвейских исполнителей, как Эл Джолсон. С помощью Бернейса Кулидж выиграл выборы 1924 года.

Рекламные кампании Бернейса стали легендой. Например, он заставил американских женщин курить — невероятное событие в истории США. Ранее сигареты воспринимались, как мужской товар. Увидеть девушку с сигаретой в то время было немыслимым, курение для женщин считалось вульгарным и недостойным поступком. Но Бернейс понял: чтобы увеличить рынок потребителей табака, ему необходимо придумать идею, которая бы объясняла женщине, почему она должна курить. Вместе со своими коллегами он внушил женщинам мысль, что сигареты — это “факел свободы”, разрушение очередного запрета, навязанного мужчинами.

Фото: wikipedia / Эдвард Бернейс в 1917 годуФото: wikipedia / Эдвард Бернейс в 1917 году

Бернейс заплатил группе женщин, чтобы те прошлись маршем по улицам Нью-Йорка с зажженными сигаретами в знак протеста против запрета на курение и выкрикивали лозунги: «Женщины! Зажгите свой факел свободы! Боритесь с ещё одним сексистским табу!».

Позже пиарщик стал продавать сигареты как средство “успокаивающее горло” и “уменьшающее талию”. Интересный факт: дома Бернейс всегда ругал жену за курение, когда находил в ее сумочке сигареты, ломал их и выбрасывал в унитаз.

Успех не заставил себя долго ждать: женщины стали новыми клиентами табачных компаний, в результате табачное производство в США выросло в несколько раз, а прибыль таких компаний увеличилась в десятки раз.

Фото: wikipedia / Рекламный плакат "Девушка в красном" для табачной кампании, которую проводил Бернейс. Снято Николасом Мюрэем, фотографом, привлеченным Бернейсом для популяризации курения среди женщинФото: wikipedia / Рекламный плакат “Девушка в красном” для табачной кампании, которую проводил Бернейс. Снято Николасом Мюрэем, фотографом, привлеченным Бернейсом для популяризации курения среди женщин

Для продвижения товаров Бернейс часто использовал страх. В одной из своих кампаний по рекламе одноразовых стаканчиков Dixie Бернейс запугивал людей, заставляя их думать, что только одноразовая посуда может быть гигиеничной. В рамках этой кампании он основал Комитет по раздаче продуктов питания и напитков. Как вы наверное поняли, пища подавалась в одноразовой посуде.

Пиарщик нанимал бесчисленное количество психологов, чтобы анализировать поведение людей и лучше понимать, как те могут удовлетворить свои иррациональные желания.

В 1928 году Бернейс выпустил книгу “Пропаганда”, в которой рассказал о примерах психологических манипуляций. В одной из глав он писал:

«Сознательное и разумное манипулирование организованными привычками и мнениями масс — важный элемент демократического общества. Те, кто используют такие механизмы, есть скрытое правительство, которое является истинной правящей силой страны. Нами управляют, наши умы, как идеи и вкусы, сформированы людьми, о которых мы никогда ничего не слышали … Это они дергают за ниточки и контролируют общественное сознание».

Бернейс полагал, пока скрытые желания людей удовлетворяются и многократно умножаются, правительство может продолжать делать все, что сочтет нужным. Благодаря такому “товару” люди превращаются в “послушных работников общества”, общества, которое скармливает его членам “иллюзию благополучия”.

Идеями Бернейса пользовались во многих странах мира, в том числе и в нацистской Германии. Ярым поклонником американского пиарщика был Йозеф Геббельс, и это несмотря на то, что Бернейс был евреем. Когда Геббельс стал министром пропаганды Третьего рейха, он стремился максимально использовать идеи Бернейса в своей работе, например, он создал «культ фюрера» вокруг Адольфа Гитлера.

Post Scriptum

Труды Бернейса — это средство для формирования общественного мнения, набор методов для манипулирования людьми, чтобы на подсознательном уровне вызывать интерес к тем товарам, которые им даже не нужны.

Бернейс был одним из главных архитекторов современного общества потребления. Он придумал новую политическую идею, позволяющую влиять на массы. Бернейс прекрасно знал, что если удовлетворить внутренние иррациональные желания человека, такой индивид станет довольным и, следовательно, податливым. Иначе говоря, Бернейс открыл двери в век эгоизма.

Источник:  zen.yandex.ru

Заставка:  pixabay.com

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: