«Двадцатый год – прощай, Россия!»



На XIV международном кинофестивале «Русское зарубежье»
Татьяна Бондарева-Кутаренкова
 

Одна из главных тем фестиваля в этом году – 100-летие Русского исхода. Были представлены документальные и художественные картины о наших соотечественниках, вынужденно покинувших Родину, но сохранивших русский язык и культуру.

100 лет назад Россия пережила одну из величайших катастроф своей истории – исход более миллиона граждан, оказавшихся выброшенными за борт родной страны в результате невиданного политического шторма. Уезжали, уплывали не в поисках лучшей жизни, а поисках спасения и убежища из творившегося ада, где могут убить свои же соотечественники, где можно лишиться жизни лишь за своё происхождение. От воцарившегося хама, от охватившего страну безумия, в котором падали на землю кресты с храмов и горели фамильные альбомы. Дороги этих изгнанников исчертили практически весь земной шар: кто-то остался в не столь далёкой Турции и на Балканах, а кого-то судьба понесла далее – в Германию, Францию, Китай, США… И даже на острове Тубобао звучала русская речь.

Если быть совсем точными, то сигналом к бегству и спасению был уже залп «Авроры». Немало людей стало эмигрантами еще в годы Гражданской.

Но самый массовый отток начался в 1920-м: союзники антибольшевистских сил окончательно отвернулись, после двух попыток взять Петроград Юденич оттеснён в Эстонию, поход Деникина на Москву потерпел поражение, в феврале – расстрелян Верховный правитель России адмирал Колчак…

Для людей, не желавших принимать новую захватническую власть, никаких надежд уже не оставалось. Весь 1920-й – это год прощаний с русской землёй для десятков тысяч изгнанников. Поочерёдно провожали свои пароходы в феврале Одесса, в марте Новороссийск и, наконец, самыми последними в ноябрьском сумраке и холодном тумане прощались с ними берега Крыма. «И в этот день в Чуфут-Кале, Сорвав бессмертники сухие, Я выцарапал на скале: Двадцатый год — прощай, Россия!», писал поэт Николай Туроверов, тоже свидетель тех событий и их непосредственный участник.

Спустя целый век память о тех людях возрождает ежегодный тематический и просветительский кинофестиваль «Русское зарубежье», который проходит в стенах Дома русского зарубежья им.А.И.Солженицына в Москве. За 14 лет своего существования этот кинофестиваль открыл дорогу к зрителю для более чем 500 документальных и игровых фильмов о русской эмиграции. Герои этих картин – наши соотечественники из самых разных уголков планеты, эмигранты всех волн русской эмиграции, их потомки и современники. Литераторы и учёные, артисты и музыканты, гении военной и политической мысли, казачество и священники…

Все они жили и живут, словно повинуясь завету Ивана Бунина: «Мы не в изгнании, мы – в послании». Сегодня это колоссальное интеллектуальное наследие, созданное зарубежной Россией, непременно должно изучаться в России исторической.

В этом году фестиваль (из-за продолжающейся пандемии) прошёл в формате онлайн. Конечно же, очень не хватало привычных тёплых встреч в кинозале Дома русского зарубежья… Но во всём всегда есть свои положительные стороны. «Благодаря​ интернет-технологиям​ мероприятия форума смогут увидеть не только зрители Москвы, но и наши соотечественники в самых разных точках планеты. А консолидация русских во всём мире — главная наша задача.​ В то же время, проведение фестиваля онлайн — большая ответственность, так как это является для нас новым опытом», сказал Президент кинофестиваля «Русское зарубежье», режиссёр Сергей Зайцев.

100-летие Русского исхода – заглавная тема XIV кинофестиваля «Русское зарубежье». Фильм Александра Гурешидзе «Исход» полностью развенчивает сложившееся в сознании советских людей представление об экономической отсталости дореволюционной России. О русских, сохранивших Россию в своём сердце и воспитывавших своих детей русскими патриотами рассказывает фильм Даниила Сырых «Великий русский исход». Режиссёр Марина Улыбашева представила на конкурс картину, героем которой стал наш современник – художник Дмитрий Белюкин, автор картины «Белая Россия. Исход». О выдающихся русских учёных в Европе, силами которых создавались научные школы и институты, рассказывает в своей работе режиссёр Алексей Денисов (картина «Русский исход»). Фильм режиссёров Елены Чавчавадзе и Екатерины Китайцевой проливает свет на один из самых таинственных, спорных и непростых эпизодов в истории Гражданской войн и русской эмиграции. В картине «Золото Колчака» прослеживаются пути перемещения золотого запаса и выясняется, кому и при каких обстоятельствах стало принадлежать это российское богатство. А картина режиссёра Магды Грон (Россия) «1919» во многом позволяет понять, почему и что сподвигло многих людей бежать из России: главный герой – врач, проживающий с семьёй в Одессе, в которой лютуют большевики, и этой семье грозит гибель…

Также в рамках фестиваля состоялся круглый стол, на котором научные сотрудники Дома русского зарубежья им. А.И. Солженицына обсудили проблемы изучения истории Русского исхода.

Но этот год знаменателен и чередой других важных дат, связанных с русским зарубежным миром, и эти даты также были отмечены в программе нынешнего кинофестиваля.

Немало фильмов в конкурсной программе было посвящено 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и окончания Второй мировой войны. Фестивальную программу открыл фильм российского режиссёра Юлии Герра «Сопротивление. Русские французы» – о детях русских эмигрантов первой волны, которые встали в ряды Движения Сопротивления.

Три героя-рассказчика, каждый со своей историей. Семья Игоря Лопатинского помогала советским военнопленным, пригнанным нацистами на строительство Атлантического вала, укрывая беглецов в своей парижской квартире. Потом эти спасённые советские пленники примкнут к французским партизанам и подпольщикам. Ирина Котомкина смогла обнаружить в лесу пусковую установку ракет ФАУ и подземный завод, оперативно сообщила в свой отряд и вскоре эти объекты были уничтожены союзниками. Другая героиня фильма – Мария Лопухина (урождённая Оболенская) родная сестра Николая Оболенского, который вместе с женой Вики (Верой Макаровой) тоже сражался в рядах Сопротивления. Вики была казнена нацистами, а Николай через много лет после войны стал священником. Герои фильма вспоминают о том, как стараниями детей русских эмигрантов начинали разлетаться по оккупированному Парижу первые листовки, как формировались первые подпольные организации, многие из которых – под предводительством русских студентов. Как начиналась борьба за свободную Францию… и весь мир. Этот фильм заставляет задать много риторических вопросов (с комком обиды в горле): например, почему в шуме официозных речей в каждой из стран-союзниц, в грохоте бронетехники на парадах, в стуке шагов марширующих по брусчатке, почти не слышны имена этих «маленьких» героев большой войны? Почему до сих пор о них мало знают на их исторической родине?

«Никогда более я не видела такой любви к России, такой преданности к Отечеству, как в этих людях, говорит создатель фильма Юлия Герра, Работая над картиной, я постоянно задавала себе вопрос: а если бы я оказалась на месте моих героев, смогла бы я сделать этот сложный выбор и пожертвовать жизнью? Я хочу, чтобы каждый зритель этого фильма попробовал представить, а как бы поступил он?».

О русских, оказавшихся на чужбине в годы Второй мировой войны, рассказывает и фильм режиссёра из Швеции Тамары Сушко «Не рабы рыбы». В оккупированной нацистами Норвегии на рыбных заводах работали тысячи советских военнопленных и гражданских из СССР и стран Европы. На заводе родилось 139 детей. Тайну своего рождения расследует вместе с историками и поисковиками художник Юрий Сальников, восстанавливая важные факты и забытые имена той войны.

Теме Великой Победы посвящён и фильм «Подмога» режиссёра Геннадия Новикова. Его герои – участники «Арктических конвоев», которые доставляли в СССР грузы по ленд-лизу. История показана глазами жителя Мурманска, который наблюдал за теми событиями ребёнком. Пережитое в детстве яркими красками предстаёт в его рассказе.

Фильм российского режиссёра Ирины Васильевой «Клетка» – тоже о сопротивлении нацистскому «монстру». Герой картины – русский учёный-биолог, основатель лазерной хирургии Сергей Чахотин. Активный общественный деятель, он был среди тех, кто с самого начала понял чудовищную природу нацизма и боролся с режимом в Германии в 30-е годы.

Уже упомянутый фильм о русских в Сопротивлении и картина «Великий русский исход» – не единственные конкурсные фильмы о детях русской эмиграции. Эти дети, их сознание и судьбы особый феномен, который изучается и ещё будет подробно исследован в отечественной исторической науке. Поколение, выросшее уже гражданами Франции, Германии, Великобритании и других стран, но воспитанное в русской традиции и в любви к Отечеству, которое они знали лишь по рассказам родителей, книгам и учебникам. Герой фильма режиссёра Марины Некрасовой «Русский дом» уехал из России во Францию с родителями, и теперь пытается понять, кто же он в большей степени – русский или француз?

Своё столетие в этом году отмечает и Русская православная церковь за рубежом. Белорусский режиссёр Анастасия Кобзарёва представила фильм «Русские американцы» о православной русской молодёжной общине за океаном. А режиссёр Александр Слободской (Россия, Израиль) – картину о русской школе и приюте для девочек в Вифании под руководством Русской духовной миссии РПЦЗ.

Ещё две важные даты этого года – 150-летие со дня рождения Ивана Бунина и Александра Куприна. Вне конкурса был показан документальный фильм Никиты Михалкова «Лёгкое дыхание Ивана Бунина», игровой фильм Владимира Толкачикова «Несрочная весна» (по рассказу Бунина), а творчество Куприна предстало в художественной картине Анны Стерховой «Капитан», а также в документальном фильме Павла Прохоренко «Поединок с жизнью».

Зрители кинофестиваля, как всегда, знакомились с малоизвестными страницами из жизни выдающихся деятелей культуры Русского Зарубежья и открывали для себя удивительные имена: артист цирка и создатель уникальной системы физических тренировок Александр Засс, педагог и создатель русских школ и приютов в Бразилии Елена Антипова, хранитель русской культуры и активный участник «YMCA» Пол Андерсон, русский отец канадского балета Борис Волков… и многие другие.

И это далеко не все герои, горизонты и темы, которые открывал фестиваль…

Неизменный символ и главный приз кинофестиваля – статуэтка философского парохода (работа скульптора Галины Шилиной). В этом году лучшим игровым фильмом жюри признало картину режиссёра Андрея Смирнова «Француз».

Картина, поистине заслуживающая столь высокой награды. Это история о студенте из Франции, который в 1957 году приезжает в Москву на стажировку в МГУ. В его родном Париже молодёжь охвачена идеями классовой борьбы, а он мечтает увидеть страну, которую знает лишь по рассказам матери-эмигрантки. Он изучает русскую литературу и балет, быстро заводит знакомство с молодыми московскими интеллектуалами, влюбляется в балерину… Но у Пьера Дюрана есть ещё одна цель в этой поездке – найти своего отца – белого офицера Татищева, арестованного и сосланного в лагеря в 1930-х. Ему открывается совершенно удивительный и контрастный мир, в котором непризнанные художники пишут не хуже немецких экспрессионистов, люди втайне слушают иностранные радиоволны, дети священников преподают марксизм, а студентки предлагают себя в жёны едва знакомым иностранцам (лишь бы уехать как можно дальше) но все знают и помнят формулу жизни: «Болтай поменьше и не доверяй никому». Какой-то воскресшей Атлантидой возникает среди всего этого маленькая комнатка двух тётушек Пьера (в исполнении Натальи Теняковой и Нины Дробышевой): в грязной и прокуренной коммуналке две старушки, потерявшие более десятка лет жизни в сталинских лагерях, вспоминают журфиксы и артиллериста Алекса… Этого Алекса, своего родного отца, Пьер встретит в конечном итоге – и эта сцена встречи отца и сына, пожалуй, один из самых сильных и символических эпизодов картины. Это встреча России зарубежной, эмигрантской (в лице Пьера) и России лагерной, избитой, но не уничтоженной (в лице Алексея, которого блестяще сыграл Александр Балуев).

Свой «пароход» получила и лучшая неигровая картина. Ей стала работа российских режиссёров Людмилы Шахт и Константина Козлова «Возвращение Пьера Жильяра» – об учителе французского языка и наставнике детей императора Николая II, приглашённом из Швейцарии. Он был разлучён со своими учениками в мае 1918 года.

После известия об их трагической гибели он помогал следователю Соколову в Сибири, а также сумел разоблачить нескольких самозванцев, выдававших себя за детей последнего императора, как в России, так и в эмиграции. Благодаря Жильяру и его фотокамере сформировался уникальный архив царской семьи. Создателям фильма удалось разыскать племянников Жильяра и отразить в картине многие малоизвестные страницы биографии героя.

Своими впечатлениями от фестиваля поделилась член жюри неигрового кино, российский журналист в Сербии Катарина Лане: «Мне было очень приятно сотрудничать в жюри с такими мэтрами и читать их выверенные письма, полные где-то даже старомодных, но очень милых речевых оборотов, которыми, увы, в современной переписке почти никто не пользуется, а жаль. Для меня читать их письма было настоящим удовольствием. Конечно же, наши мнения по поводу победителей разделились, но, в итоге, мы все же договорились, благодаря взаимному пониманию, вниманию к друг другу и уважению к труду участников кинофестиваля. Без сомнения, для меня было честью участвовать в жюри».

В нынешнем году в программе кинофестиваля была широко представлена Сербия – картинами сербских документалистов, а также работами российских режиссёров о русской эмиграции на Балканах. Режиссёр Бошко Милосавльевич представил картину «По следам свидетеля» о политике Василии Шульгине. О русском художнике Игоре Васильеве, родившемся в Белграде, снял документальный фильм Андрия Димитриевич. А российский режиссёр Денис Чуваев в картине «Русский комикс королевства Югославия» показал, как выходцы из России внесли серьезный вклад в развитие на Балканах нового жанра в искусстве.

«Сербские режиссёры большие молодцы, что участвуют в российских кинофестиваляx, говорит Катарина Лане. Я с удовольствием слежу за творчеством Бошко Милосавльевича. Он широко пользуется современными технологиями, не злоупотребляет xроникой, разбавляя её постановочными сценами, он снимает по-настоящему красивое Kино и, конечно же, подкупает неиссякаемым интересом к перипетиям нашей общей российско-сербской истории. Можно сказать, что его имя уже стало настоящим брендом сербской документалистики. Как мне показалось, второй фильм “Лабиринты Игоря Васильева” серьёзно уступил первому по качеству, однако, я надеюсь, что сербские режиссёры не в обиде на жюри и на следующий год представят фильмы, которые станут победителями. Мне бы очень этого хотелось, и я от души желаю сербам продолжать! Фильм” Русский комикс королевства Югославия”, полагаю, прольется бальзамом на душу тем, кто любит Белград, виды которого представлены в ленте. А сама тема, конечно же, особенно для зрителя непосвященного, может стать настоящим открытием!».

Отдельно специальными дипломами фестиваля были награждены фильмы «Апостасия» (режиссёр – Андрей Мурадов) о четырёх историях, произошедших на разных войнах ХХ века, где герои не связаны между собой, но их поступки эхом отражаются на жизни других, и «Андрей Тарковский. Кино как молитва» (режиссёр – Андрей Тарковский-мл.), где в уникальной записи всемирно известный режиссёр рассуждает о творчестве и смысле жизни.

Картины, принявшие участие в конкурсе и показанные вне конкурса, познакомили зрителей с самыми разными историями о русских соотечественниках. Разных поколений и с разными судьбами. В разные периоды ХХ и ХХI века оказавшихся скитальцами, и каждый – по своим причинам и в поисках своего убежища.

Но каждая из этих историй вырастает из самой первой и самой главной – из истории Великого Русского Исхода, начавшейся ровно 100 лет назад.

Татьяна Бондарева-Кутаренкова – кандидат филологических наук, доцент РГГУ

Специально для «Столетия»
Источник:  stoletie.ru

Перейти к рубрике КУЛЬТУРА


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.