АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ с экспертом РНК Иваном Замощанским: “Как сохранить российскую провинцию?”



Российские территории испытывают проблемы после отъезда в крупные города перспективных и амбициозных кадров. Как повысить привлекательность глубинки для собственных жителей? Улучшить обратную связь между главами малых городов и населением? Какое мировоззрение наиболее эффективно в вопросах управления муниципальными образованиями? На эти и другие вопросы отвечает директор Центра развития универсальных компетенций УрФУ, кандидат философских наук, эксперт РНК Иван Замощанский.

Глав администрации – за школьную парту!

Вопросами повышения качества и эффективности муниципального управления мы занимаемся очень плотно, вот уже несколько лет наш Центр развития универсальных компетенций УрФУ регулярно, несколько раз в год, проводит Школу мэров. Она была создана по инициативе свердловского губернатора Евгения Куйвашева, изначально в ней принимали участие руководители 94 муниципальных образований (МО) региона, а также их заместители. В последние годы к проекту присоединились представители МО Челябинской области. Начиная с 2020 года мероприятия проводятся заочно, с использованием цифровой платформы Zoom. И теперь ограничений по количеству участников практически нет.

Задача «Школы мэров» – подготовка муниципальных кадров в условиях быстро меняющейся действительности, отработка современных управленческих навыков, в том числе коммуникаций с использованием соцсетей, прямых эфиров в интернете. Не всегда у глав городов есть время, силы, а главное – умение это делать. «Школа мэров», которую мы проводим, помогает восполнить многие пробелы. В частности, большой интерес слушателей на наших тренингах вызвали такие темы как нематериальная мотивация при управлении персоналом, эффективность публичных выступлений и переговоров, молодежная политика муниципалитетов. Одна из последних школ проведена в октябре с. г., в ней приняли участие 94 руководителя МО Свердловской области. Сейчас идет согласование о проведении «Школы мэров» в Челябинской области 1-3 декабря по теме «Управление персоналом. Нематериальная мотивация».

 

Как это делается?

Корпоративная версия платформы Zoom позволяет делить аудиторию на сессионные залы, с каждым работает свой модератор, применяя современные цифровые инструменты для модерации и создания проектов, отрабатываются различные стратегии управления. Основная проблема большинства МО – отток молодежи, амбициозные молодые кадры ищут применения своим талантам в больших городах, мегаполисах, и тем самым обрекают собственные города и поселки на отсутствие инициативы и молодой энергии. Остановить этот процесс, развернуть его в обратную сторону и призвана наша Школа. Нередко бывает, что молодежь не знает о потенциале собственной территории, который можно использовать для ее развития, а главы городов не умеют изменить мировоззрение молодых людей, настроить их на созидание, а не на потребление.

По действующему законодательству, молодежью считаются люди в возрасте до 35 лет, это наиболее активный и энергичный возраст со всех точек зрения. Эту аудиторию нельзя отпускать на самотёк, с ней необходимо работать, говорить с ней на её языке, без назиданий. Это особенно важно в преддверии предстоящих в 2021 году выборов в Госдуму. К чему приводит невнимание к молодежной аудитории наглядно показывают непрекращающиеся протесты в Белоруссии.

 

Губернаторский отчет в стиле хит-хоп

Что может предложить глава муниципалитета молодому человеку, чем заинтересовать его? Задача осложняется еще и тем, что молодежь в возрасте от 14 до 35 лет – это, по сути, несколько разных страт, каждая со своими установками, интересами, субкультурой и даже сленгом. Подростки-школьники, молодые специалисты, люди 30-35 лет – это всё разные слои. Для каждой из них глава муниципального образования должен уметь подобрать привлекательный образ города, в котором им захотелось бы остаться жить. Мы знакомили наших слушателей с имеющимся опытом, показывали различные успешные кейсы регионального и федерального уровня. Для многих глав работа по обновлению образа города и имиджа главы, использование нестандартных форм стало настоящим вызовом.

Огромное количество откликов аудитории вызвала демонстрация видеоролика с выступлением губернатора Забайкальского края Александра Осипова, который рассказал о своей работе под музыку, в формате рэпа и хит-хопа. Наши слушатели, главы МО, оценили такой формат по-разному, многие – критически. Самое главное – он расшевелил аудиторию, вызвал дискуссию, заставил отойти от стереотипа. Также интерес нашей аудитории вызвал такой формат, как беседы в ходе прогулки по городу губернатора и известного блогера. В частности, такие вояжи по городу регулярно практикует челябинский губернатор Алексей Текслер и известный челябинский блогер Илья Варламов, в ходе которых они обсуждают насущные проблемы Челябинска.

Сформировавшиеся стереотипы об уральских городах, где развита лишь тяжелая промышленность и живут “суровые уральские мужики”, уже далеко соответствуют действительности, их надо менять. Екатеринбург, например, это не только центр машиностроения и оборонки, но гуманитарный центр федерального уровня, здесь сильная философско-историческая школа, уральские политтехнологи высоко котируются и востребованы в других регионах. Это также – крупнейший региональный академический центр, родина уральского рок-клуба и многое другое, чем можно гордиться.

Что интересно для молодежи? Как выяснилось в ходе наших соцопросов, для молодёжи имеют значение возможности инфраструктуры территории, ее достопримечательности, перспективы роста и самореализации личности, участия в глобальных проектах. С этой точки зрения – большой потенциал у проектов развития туристического кластера. В их числе – посещения духовной столицы Урала – Верхотурья, шедевром деревянного зодчества, красивейших заповедников, памятников истории горнопромышленного Урала от Демидова до наших дней. Всё это может быть интересно как российским, так и зарубежным туристам.

 

Как на войне

Быть главой муниципального образования сегодня – дело очень непростое. Население недовольно снижением уровня жизни, растущей безработицей, проблемами с ЖКХ; вышестоящие инстанции требуют безусловного сохранения стабильности и лояльности населения… И как этого достичь с минимальным набором властных полномочий и ресурсов, суметь обеспечить баланс интересов – никто не объясняет.

Во многом это достигается при помощи повышения качества коммуникаций. Нередко главы обижаются, что они проделали огромную работу, которую не оценило население. Но именно потому и не оценило, что об этом вовремя и в доступной форме не рассказали! Мы живем в условиях информационного шума, чтобы тебя услышали надо говорить громко, докричаться до аудитории, особенно если это молодежь. Надо чаще заявлять о себе, активно работать в соцсетях, быть готовым к ответам на неудобные и жесткие вопросы.

Хорошо, когда в городе есть крупное градообразующее промышленное предприятие с хорошими отчислениями в местный бюджет. Но таковым может похвастать далеко не каждый город или поселок, поэтому мы предлагаем нашим слушателям не надеяться на богатого дядю, а больше – на разработку своих инвестиционных проектов повышения привлекательности территории. Наши эксперты в Школе предлагают образцы успешных управленческих практик, ведут их анализ, как находить оптимальные решения, используя минимальные местные ресурсы.

 

Пандемия: не только минусы

В ходе обсуждений на тренингах наши слушатели пришли к выводу, что пандемия осложнила или похоронила многие перспективные инвестиционные проекты. Но она же изменила акценты: переход на дистанционные формы обучения и работы делает не принципиальным географическое местонахождение студента или сотрудника. Главное – чтобы была развита современная телекоммуникационная инфраструктура, интернет. И тогда человек может общаться и вести совместные проекты с партнерами в любой точке мира, не выходя из своего дома в маленьком поселке. А жизнь в провинции, на природе – значительно дешевле, в том числе приобретение своего дома. Именно такие запросы у сегодняшних молодых. И для этого совершенно необязательно переселяться в мегаполис с его суетой. Надо лишь получить образование и создавать продукт, который можно оцифровать, от IT-решений или дизайнерского проекта до многих других. Развитие удаленного доступа даёт хороший шанс для выживания маленьким городам и поселкам.

Общение на «Школе мэров» вытаскивает муниципальных руководителей из рутины повседневных дел, дает возможность по-новому оценить и свои возможности, и возможности своей территории. Большой отклик вызвал тренинг по управлению персоналом. Главы администраций говорили о сложностях роста специалистов в муниципалитете, о высокой текучке кадров. Мы предложили различные формы нематериальной мотивации кадров, изменить сам подход, заранее подбирать потенциальные кадры на должность, которая так или иначе станет вакантной через 4-5 лет. Если нет возможности предложить высокую зарплату – предлагать возможность обретения уникального управленческого опыта и связей, которые пригодятся в будущем.

Среди перспективных тем, которые мы планируем обсудить на будущих школах – управление и коммуникация с населением через социальные сети в условиях роста социальной напряженности. Эта тема сейчас очень востребована, особенно в условиях предстоящих в 2021 году выборов.

 

Как сформировать созидательное мировоззрение?

Одной из самых интересных для глав стала тема ценностей и мировоззрения современной молодежи, поиска общего языка с ней. Уже тривиальными стали обвинения в инфантильности молодежи, которую ничего не интересует, кроме соцсетей и интернета. Как конструктивно работать с молодыми, если они не идут на контакт, нет общих тем для обсуждения с муниципальными властями? Некоторые главы настроены пессимистично – “мы проиграли битву за умы молодежи”.

На Школе мы прорабатывали варианты, как выиграть эту битву. Очень важно обновлять формы общения. Многие мероприятия, в частности, митинги патриотической тематики, проводятся под копирку и шаблоны советских времен. Назидательные, в лоб, формы уже не работают. Слишком долго и однообразно эксплуатируется тема подвигов в отечественной войне. Всё меньше остаётся в живых ветеранов, всё больше война мифологизируется и становится для школьников мало отличимой от Куликовской или Бородинской битвы. За формирование правильного образа в сознании учащихся еще надо побороться.

Воспитание патриотизма сегодня – задача нетривиальная. Для многих школьников и студентов история – это лишь набор исторических событий и дат, выучил, сдал экзамен – и забыл. Историю нельзя подавать вне идеологии, они неотделимы друг от друга. Если человек не знает свою историю, не гордится подвигами великих предков – его, как робота, можно перепрограммировать и заставить верить во что угодно. Современный подход к изучению истории требует активных форм обучения, применения методов вовлечения в материал, чтобы об исторических событиях рассказывали молодежные лидеры, возможно – с элементами реконструкций тех событий, ролевых игр. Назидательные формы сегодня не срабатывают.

В то же время можно констатировать, что интерес к неолиберальным принципам и ценностям, мировоззрению индивидуализма идет на убыль. Всё чаще молодые люди обнаруживают за громкими лозунгами свободы от каких-либо ограничений нравственную пустоту, безудержное потребление, манипулятивную цель что-то “втюхать”, продать. Как руководитель и Центра развития компетенций, и автор обучающих программ, я всё чаще отмечаю растущий интерес молодых к традиционным ценностям, созидательным и патриотическим доктринам, в частности, идеологии “Россия -Ноев ковчег человечества”.

И в этом плане у глав местных администраций широкое поле для формирования глобально-локальных идеологем. Местные исторические компоненты, достопримечательности, воспетые еще Бажовым, способствуют воспитанию гордости за свой край, созидательного, а не потребительского настроя. Но это необходимо учиться правильно подавать, ни в коем случае не давить, не навязывать свою точку зрения.

В наших ближайших планах – создание на базе нашего Центра развития компетенций дискуссионной площадки, где студенты будут участвовать в дискуссиях с экспертами РНК по тематике доктрины “Россия -Нов ковчег”.

 

Подготовил Валерий Борисов

Специально для РНК

P.S.

Предложения по строительству нового цивилизационного ковчега по основным сферам экономической, политической, социальной, семейно-нравственной, религиозной жизни изложены в нескольких трудах.

В их числе – доктрина “Россия – Ноев ковчег “   , основные принципы которой разработаны еще в 2008 году.  Одноименный, расширенный проект этой концепции  под редакцией Юрия Громыко и Юрия Крупнова, изданный в декабре 2019; работа Изборского клуба “Русский ковчег“, опубликованная весной 2020, под общей редакцией Виталия Аверьянова.

 

 

По теме:

С оригинальными интервью наших экспертов можно ознакомиться на сайте РНК и в Телеграмм-канале:

Сергей Писарев. Семь «Я»

Вячеслав Боровских. Имитация вместо реальной жизни или как победить компьютерную зависимость?

Юрий Громыко. Финансовый неолиберализм заканчивается. Что дальше?

Юрий Крупнов. Какая реиндустриализация нужна России?

Иван Замощанский. Дистанционное обучение: смерть образования или выход на новый уровень?

Александр Давыдов. В чем феномен отца Сергия?

другие статьи экспертов

 

Подписаться на Телеграмм-канал Россия – Ноев ковчег

 

Перейти к рубрике ШКОЛЬНОЕ ОКНО, ЭКСПЕРТЫ



Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.