Российские территории испытывают проблемы после отъезда в крупные города перспективных и амбициозных кадров. Как повысить привлекательность глубинки для собственных жителей? Улучшить обратную связь между главами малых городов и населением? Какое мировоззрение наиболее эффективно в вопросах управления муниципальными образованиями? На эти и другие вопросы отвечает директор Центра развития универсальных компетенций УрФУ, кандидат философских наук, эксперт РНК Иван Замощанский.
Глав администрации – за школьную парту!
Вопросами повышения качества и эффективности муниципального управления мы занимаемся очень плотно, вот уже несколько лет наш Центр развития универсальных компетенций УрФУ регулярно, несколько раз в год, проводит Школу мэров. Она была создана по инициативе свердловского губернатора Евгения Куйвашева, изначально в ней принимали участие руководители 94 муниципальных образований (МО) региона, а также их заместители. В последние годы к проекту присоединились представители МО Челябинской области. Начиная с 2020 года мероприятия проводятся заочно, с использованием цифровой платформы Zoom. И теперь ограничений по количеству участников практически нет.
Задача «Школы мэров» – подготовка муниципальных кадров в условиях быстро меняющейся действительности, отработка современных управленческих навыков, в том числе коммуникаций с использованием соцсетей, прямых эфиров в интернете. Не всегда у глав городов есть время, силы, а главное – умение это делать. «Школа мэров», которую мы проводим, помогает восполнить многие пробелы. В частности, большой интерес слушателей на наших тренингах вызвали такие темы как нематериальная мотивация при управлении персоналом, эффективность публичных выступлений и переговоров, молодежная политика муниципалитетов. Одна из последних школ проведена в октябре с. г., в ней приняли участие 94 руководителя МО Свердловской области. Сейчас идет согласование о проведении «Школы мэров» в Челябинской области 1-3 декабря по теме «Управление персоналом. Нематериальная мотивация».
Как это делается?
Корпоративная версия платформы Zoom позволяет делить аудиторию на сессионные залы, с каждым работает свой модератор, применяя современные цифровые инструменты для модерации и создания проектов, отрабатываются различные стратегии управления. Основная проблема большинства МО – отток молодежи, амбициозные молодые кадры ищут применения своим талантам в больших городах, мегаполисах, и тем самым обрекают собственные города и поселки на отсутствие инициативы и молодой энергии. Остановить этот процесс, развернуть его в обратную сторону и призвана наша Школа. Нередко бывает, что молодежь не знает о потенциале собственной территории, который можно использовать для ее развития, а главы городов не умеют изменить мировоззрение молодых людей, настроить их на созидание, а не на потребление.
По действующему законодательству, молодежью считаются люди в возрасте до 35 лет, это наиболее активный и энергичный возраст со всех точек зрения. Эту аудиторию нельзя отпускать на самотёк, с ней необходимо работать, говорить с ней на её языке, без назиданий. Это особенно важно в преддверии предстоящих в 2021 году выборов в Госдуму. К чему приводит невнимание к молодежной аудитории наглядно показывают непрекращающиеся протесты в Белоруссии.
Губернаторский отчет в стиле хит-хоп
Что может предложить глава муниципалитета молодому человеку, чем заинтересовать его? Задача осложняется еще и тем, что молодежь в возрасте от 14 до 35 лет – это, по сути, несколько разных страт, каждая со своими установками, интересами, субкультурой и даже сленгом. Подростки-школьники, молодые специалисты, люди 30-35 лет – это всё разные слои. Для каждой из них глава муниципального образования должен уметь подобрать привлекательный образ города, в котором им захотелось бы остаться жить. Мы знакомили наших слушателей с имеющимся опытом, показывали различные успешные кейсы регионального и федерального уровня. Для многих глав работа по обновлению образа города и имиджа главы, использование нестандартных форм стало настоящим вызовом.
Огромное количество откликов аудитории вызвала демонстрация видеоролика с выступлением губернатора Забайкальского края Александра Осипова, который рассказал о своей работе под музыку, в формате рэпа и хит-хопа. Наши слушатели, главы МО, оценили такой формат по-разному, многие – критически. Самое главное – он расшевелил аудиторию, вызвал дискуссию, заставил отойти от стереотипа. Также интерес нашей аудитории вызвал такой формат, как беседы в ходе прогулки по городу губернатора и известного блогера. В частности, такие вояжи по городу регулярно практикует челябинский губернатор Алексей Текслер и известный челябинский блогер Илья Варламов, в ходе которых они обсуждают насущные проблемы Челябинска.
Сформировавшиеся стереотипы об уральских городах, где развита лишь тяжелая промышленность и живут “суровые уральские мужики”, уже далеко соответствуют действительности, их надо менять. Екатеринбург, например, это не только центр машиностроения и оборонки, но гуманитарный центр федерального уровня, здесь сильная философско-историческая школа, уральские политтехнологи высоко котируются и востребованы в других регионах. Это также – крупнейший региональный академический центр, родина уральского рок-клуба и многое другое, чем можно гордиться.
Что интересно для молодежи? Как выяснилось в ходе наших соцопросов, для молодёжи имеют значение возможности инфраструктуры территории, ее достопримечательности, перспективы роста и самореализации личности, участия в глобальных проектах. С этой точки зрения – большой потенциал у проектов развития туристического кластера. В их числе – посещения духовной столицы Урала – Верхотурья, шедевром деревянного зодчества, красивейших заповедников, памятников истории горнопромышленного Урала от Демидова до наших дней. Всё это может быть интересно как российским, так и зарубежным туристам.
Как на войне
Быть главой муниципального образования сегодня – дело очень непростое. Население недовольно снижением уровня жизни, растущей безработицей, проблемами с ЖКХ; вышестоящие инстанции требуют безусловного сохранения стабильности и лояльности населения… И как этого достичь с минимальным набором властных полномочий и ресурсов, суметь обеспечить баланс интересов – никто не объясняет.
Во многом это достигается при помощи повышения качества коммуникаций. Нередко главы обижаются, что они проделали огромную работу, которую не оценило население. Но именно потому и не оценило, что об этом вовремя и в доступной форме не рассказали! Мы живем в условиях информационного шума, чтобы тебя услышали надо говорить громко, докричаться до аудитории, особенно если это молодежь. Надо чаще заявлять о себе, активно работать в соцсетях, быть готовым к ответам на неудобные и жесткие вопросы.
Хорошо, когда в городе есть крупное градообразующее промышленное предприятие с хорошими отчислениями в местный бюджет. Но таковым может похвастать далеко не каждый город или поселок, поэтому мы предлагаем нашим слушателям не надеяться на богатого дядю, а больше – на разработку своих инвестиционных проектов повышения привлекательности территории. Наши эксперты в Школе предлагают образцы успешных управленческих практик, ведут их анализ, как находить оптимальные решения, используя минимальные местные ресурсы.
Пандемия: не только минусы
В ходе обсуждений на тренингах наши слушатели пришли к выводу, что пандемия осложнила или похоронила многие перспективные инвестиционные проекты. Но она же изменила акценты: переход на дистанционные формы обучения и работы делает не принципиальным географическое местонахождение студента или сотрудника. Главное – чтобы была развита современная телекоммуникационная инфраструктура, интернет. И тогда человек может общаться и вести совместные проекты с партнерами в любой точке мира, не выходя из своего дома в маленьком поселке. А жизнь в провинции, на природе – значительно дешевле, в том числе приобретение своего дома. Именно такие запросы у сегодняшних молодых. И для этого совершенно необязательно переселяться в мегаполис с его суетой. Надо лишь получить образование и создавать продукт, который можно оцифровать, от IT-решений или дизайнерского проекта до многих других. Развитие удаленного доступа даёт хороший шанс для выживания маленьким городам и поселкам.
Общение на «Школе мэров» вытаскивает муниципальных руководителей из рутины повседневных дел, дает возможность по-новому оценить и свои возможности, и возможности своей территории. Большой отклик вызвал тренинг по управлению персоналом. Главы администраций говорили о сложностях роста специалистов в муниципалитете, о высокой текучке кадров. Мы предложили различные формы нематериальной мотивации кадров, изменить сам подход, заранее подбирать потенциальные кадры на должность, которая так или иначе станет вакантной через 4-5 лет. Если нет возможности предложить высокую зарплату – предлагать возможность обретения уникального управленческого опыта и связей, которые пригодятся в будущем.
Среди перспективных тем, которые мы планируем обсудить на будущих школах – управление и коммуникация с населением через социальные сети в условиях роста социальной напряженности. Эта тема сейчас очень востребована, особенно в условиях предстоящих в 2021 году выборов.
Как сформировать созидательное мировоззрение?
Одной из самых интересных для глав стала тема ценностей и мировоззрения современной молодежи, поиска общего языка с ней. Уже тривиальными стали обвинения в инфантильности молодежи, которую ничего не интересует, кроме соцсетей и интернета. Как конструктивно работать с молодыми, если они не идут на контакт, нет общих тем для обсуждения с муниципальными властями? Некоторые главы настроены пессимистично – “мы проиграли битву за умы молодежи”.
На Школе мы прорабатывали варианты, как выиграть эту битву. Очень важно обновлять формы общения. Многие мероприятия, в частности, митинги патриотической тематики, проводятся под копирку и шаблоны советских времен. Назидательные, в лоб, формы уже не работают. Слишком долго и однообразно эксплуатируется тема подвигов в отечественной войне. Всё меньше остаётся в живых ветеранов, всё больше война мифологизируется и становится для школьников мало отличимой от Куликовской или Бородинской битвы. За формирование правильного образа в сознании учащихся еще надо побороться.
Воспитание патриотизма сегодня – задача нетривиальная. Для многих школьников и студентов история – это лишь набор исторических событий и дат, выучил, сдал экзамен – и забыл. Историю нельзя подавать вне идеологии, они неотделимы друг от друга. Если человек не знает свою историю, не гордится подвигами великих предков – его, как робота, можно перепрограммировать и заставить верить во что угодно. Современный подход к изучению истории требует активных форм обучения, применения методов вовлечения в материал, чтобы об исторических событиях рассказывали молодежные лидеры, возможно – с элементами реконструкций тех событий, ролевых игр. Назидательные формы сегодня не срабатывают.
В то же время можно констатировать, что интерес к неолиберальным принципам и ценностям, мировоззрению индивидуализма идет на убыль. Всё чаще молодые люди обнаруживают за громкими лозунгами свободы от каких-либо ограничений нравственную пустоту, безудержное потребление, манипулятивную цель что-то “втюхать”, продать. Как руководитель и Центра развития компетенций, и автор обучающих программ, я всё чаще отмечаю растущий интерес молодых к традиционным ценностям, созидательным и патриотическим доктринам, в частности, идеологии “Россия -Ноев ковчег человечества”.
И в этом плане у глав местных администраций широкое поле для формирования глобально-локальных идеологем. Местные исторические компоненты, достопримечательности, воспетые еще Бажовым, способствуют воспитанию гордости за свой край, созидательного, а не потребительского настроя. Но это необходимо учиться правильно подавать, ни в коем случае не давить, не навязывать свою точку зрения.
В наших ближайших планах – создание на базе нашего Центра развития компетенций дискуссионной площадки, где студенты будут участвовать в дискуссиях с экспертами РНК по тематике доктрины “Россия -Нов ковчег”.
Подготовил Валерий Борисов
Специально для РНК
P.S.
Предложения по строительству нового цивилизационного ковчега по основным сферам экономической, политической, социальной, семейно-нравственной, религиозной жизни изложены в нескольких трудах.
В их числе – доктрина “Россия – Ноев ковчег “ , основные принципы которой разработаны еще в 2008 году. Одноименный, расширенный проект этой концепции под редакцией Юрия Громыко и Юрия Крупнова, изданный в декабре 2019; работа Изборского клуба “Русский ковчег“, опубликованная весной 2020, под общей редакцией Виталия Аверьянова.
По теме:
С оригинальными интервью наших экспертов можно ознакомиться на сайте РНК и в Телеграмм-канале:
Вячеслав Боровских. Имитация вместо реальной жизни или как победить компьютерную зависимость?
Юрий Громыко. Финансовый неолиберализм заканчивается. Что дальше?
Юрий Крупнов. Какая реиндустриализация нужна России?
Иван Замощанский. Дистанционное обучение: смерть образования или выход на новый уровень?
Александр Давыдов. В чем феномен отца Сергия?
другие статьи экспертов
Подписаться на Телеграмм-канал Россия – Ноев ковчег