Рим наш!

59
о святой Матронушке и не только…

Для всех нас Рим — это древнеримские руины, Пантеон, виллы, сады, Ватикан и “просто старинные дома”. В действительности так и есть: Колизей, Форум, фонтаны, соборы и дворцы величественно стоят, милые сердцу итальянские закутки-дворики греют душу, пинии гордо взмывают вверх, смягчая и подчёркивая облик Вечного города. Всё по путеводителю — очень по-римски, предсказуемо, кроме “просто старинных домов”, которые и есть Город. Когда путешествуешь по Риму, неожиданно возникает странное ощущение реального присутствия в прекрасной, нежно любимой, такой родной и привычной… сталинской Москве.

Мало кто задумывался, но по факту идеологему Филофея о Третьем Риме развил именно Сталин. Благодаря ему эта мысль вошла в массовое сознание через фильм Сергея Эйзенштейна “Иван Грозный” (1944 г.), где после венчания на царство молодой царь (которого играет Николай Черкасов) произносит знаменитую речь: “Два Рима были, а третий — Москва — стоит, и четвёртому Риму не быть. И тому, третьему Риму — Державе Московской — единым хозяином отныне буду я один!”.

Ни для кого не секрет, что сталинский ампир — это архитектура Третьего Рима, в основе которой лежит имперский ордер с его чёткими пропорциями и торжественно-строгим декором Рима Первого и Второго.

Италия, будучи восприемницей древнеримской и византийской архитектуры, позволила себе блеснуть во всём великолепии в эпоху Кватроченто и Высокого Ренессанса и дать вдохновение многим зодчим будущего, создавшим новый архитектурный облик своих городов. Среди них были и советские академики и профессора, поднявшие на своих атлантовых плечах имперскую идеологию Третьего Рима в камне.

Гуляя по Риму, восхищаясь его монументальной архитектурой, я вспоминала Брунеллески и Палладио, академиков Щусева и Жолтовского… И вдруг на память пришла одна потрясающая история, записанная Зинаидой Владимировной Ждановой, близким другом и помощницей знаменитой московской старицы и чудотворицы Матронушки. Приведу её рассказ без сокращений:

“Матушка была совершенно неграмотная, а всё знала. В 1946 году я должна была защищать дипломный проект “Министерство Военно-морского флота” (я тогда училась в Архитектурном институте в Москве). Мой руководитель, непонятно за что, всё время меня преследовал. За пять месяцев он ни разу не проконсультировал меня, решив “завалить” мой диплом. За две недели до защиты он объявил мне: “Завтра придёт комиссия и утвердит несостоятельность вашей работы!” Я пришла домой вся в слезах: отец в тюрьме, помочь некому, мама на моём иждивении, одна надежда была — защититься и работать. 

Матушка выслушала меня и говорит: “Ничего, ничего, защитишься! Вот вечером будем пить чай, поговорим!” Я еле-еле дождалась вечера, и вот матушка говорит: “Поедем мы с тобой в Италию, во Флоренцию, в Рим, посмотрим творения великих мастеров…” И начала перечислять улицы, здания! Остановилась: “Вот палаццо Питти, вот другой дворец с арками, сделай так же, как и там, — три нижних этажа здания крупной кладкой и две арки въезда”. Я была потрясена её видением. Утром прибежала в институт, наложила кальку на проект и коричневой тушью сделала все исправления. В десять часов прибыла комиссия. Посмотрели мой проект и говорят: “А что, ведь ‘министерство’ получилось, отлично выглядит — защищайтесь!””. 

…Тогда, в Риме, размышляя об этом чуде, я вдруг осознала, что оно не только про божественное откровение, духовное и душевное зрение, данное незрячей, безграмотной тульской крестьянке, в будущем всенародно почитаемой святой. Не только про архитектурную и идеологическую преемственность Рима и Москвы. Оно — и про тайну элитарности.

Творческая интеллигенция современной России, в большинстве своём почитающая себя элитой, “избранной кастой”, заражённая псевдолиберализмом, неогуманизмом и плохо скрываемым презрением к некоторым страницам русской истории и даже всецело к истории России, давно “приватизировала” Европу, сделав её не только своим отчим домом, но и культурной прерогативой. Смешно, но это так: если рассказать этот эпизод из жития Матроны кому-нибудь из представителей “высшей касты”, то они, боюсь, не на шутку поперхнутся шампанским Prosecco и в первую очередь удивятся не этому путешествию сквозь пространство и, возможно, время, а тому, что про “великие творения мастеров” говорится в каком-то житии православной блаженной, почитаемой “тёмным”, “простым” народом: “Кто это вообще такая? И какое отношение эта юродивая имеет к нашему Риму?!”. Эта тотальная, зияющая пустота вместо органа, отвечающего за духовное чувствование, это незнание и непонимание русской истории и метаистории — приговор для современной “элиты”.

Элитарная прослойка не просто может — обязана быть. И помимо разума, образования, совести и влюблённости в Россию она должна тонко чувствовать законы метафизики, тайнописи истории, веры и культуры своего народа.

Всё ж таки сознание определяет бытие. И когда придёт настоящая элита — новые истинные творцы и тайновидцы, — тогда наш русский мир вновь оживёт в созидании заповедных чертогов и ландшафтов Третьего Рима. Знаю, что увижу их на своём веку.

…Мимо стайкой серых воробышков прошмыгнули католические монахини, носатые и весёлые. “Пойду за ними, — решила я. — Наверняка идут в ту базилику, где есть маленькая заповедная калиточка с причудливой щеколдой, мраморный фонтан с питьевой водой и тенистый дворик в цветах. Отдохну-ка немного от тяжёлой и прекрасной поступи имперского триумфа. Вздохну…”.

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: