Одним единым



Какие ошибки на ЕГЭ оказались самыми “популярными”

Какие ошибки стали самыми “популярными” на ЕГЭ по русскому? С какой задачей по математике справились только 2 процента выпускников? Почему полиция вдруг стала “принимать законы”? Эксперты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) проанализировали типичные ошибки ЕГЭ-2020 и рассказали, что нужно подтянуть к следующему экзамену.

Русский язык

Это обязательный предмет. Большинство ребят написали его хорошо: двоечников – всего 1% от всех сдающих.

Невероятно, но факт: по оценке экспертов, большая часть ошибок, с которыми 11-классники приходят на ЕГЭ, родом из 6-7-х классов. С правописанием -Н- и -НН- не справляются около 35% выпускников. “Тканый”, “растрепанный”, “лиственница”… Эта ошибка повторяется из года в год.

Также в топе – ошибки на безударную гласную в корне слова. Рос/ращ, гар/гор, клан/клон, бер/бир – вариантов много. И это несмотря на то, что учителя твердят про корни чуть ли не с первого класса…

Одна из самых сложных тем – “Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий” “СутулЯщийся”, “светИтся”, “колЕтся”… примерно 60% “егэшников” с этим заданием не справились. Последняя буква в словах “профессора” и “директора” тоже сильно испортила жизнь многим школьникам.

Правописание суффиксов и приставок – “слабое звено”. Причина ошибок? Некоторым даже в 11-м классе по-прежнему сложно определить некоторые части речи.

– Нередко выпускники смешивают приставку “с” с приставками, оканчивающимися на “-з/-с”. Объединяя их в одно правило, они пишут букву “з” перед парными звонкими согласными (зделать, збить), – раскрывают подробности эксперты ФИПИ.

Хромает и пунктуация: ребята путаются в запятых, тире и двоеточиях.

– На формирование практической грамотности влияет не только процесс обучения, но и агрессивная языковая среда, специфика письменного общения в интернете и при помощи мобильной связи, – заключают эксперты ФИПИ. – Главные причины: сложность русской орфографии и пунктуации, сложность формирования орфографической и пунктуационной зоркости. Снижение интереса к чтению – тоже один из факторов, который негативно влияет на невысокий уровень практической грамотности современной молодежи.

Математика

Это еще один обязательный предмет, но экзаменов по нему два. Первый уровень базовый: достаточно и “тройки” (трех тестовых баллов по пятибалльной шкале) для получения аттестата, но в 2020 году из-за пандемии “базу” никто не сдавал.

Второй экзамен – профильный. Он требуется почти на половине всех специальностей в вузах: и будущему биоинформатику, и психологу, и инженеру, и социологу…

Что интересно? Двоечников по профильной математике в 2020 году стало больше – 8,8 %. (А в прошлом было 6,7%.)

С трудом дается выпускникам геометрия, и особенно стереометрия повышенного уровня сложности (средний процент выполнения – 2,5%). Подсказка: сначала все рисуем и решаем на черновике, стараемся визуализировать задачу.

– У большинства участников трудности начинаются уже при построении и чтении чертежа при решении задач повышенного уровня сложности. Школьники очень часто совершают ошибки в решении прямоугольных треугольников, – замечают эксперты при оценке выполнения заданий с развернутым ответом. – Повышение успешности возможно при включении в процесс обучения задач, развивающих геометрическое зрение и геометрическую интуицию.

Начала математического анализа, математические модели тоже многим оказались не по зубам. И по-прежнему у ребят вызывает трудности экономическая задача. Например, такая:

“В июле 2026 года Иванов планирует взять кредит на пять лет в размере 1050 тысяч рублей. Условия его возврата таковы:

каждый январь долг возрастает на 10% по сравнению с концом предыдущего года;

с февраля по июнь каждого года необходимо выплатить одним платежом часть долга;

в июле 2027, 2028 и 2029 годов долг остается равным 1050 тыс. рублей;

выплаты в 2030 и 2031 году равны;

к июлю 2031 года долг будет выплачен полностью.

На сколько рублей последняя выплата будет больше первой?”

Много ли взрослых с ходу смогут ее решить? Вопрос… Нужно постараться составить уравнение и решить его. Но читать условие надо очень внимательно: пропустишь мелкую деталь – и все, решение неверное. Опять же, такая тренировка потом очень пригодится молодым людям в жизни, если они захотят взять кредит и не прогадать с условиями.

Обществознание

Это самый популярный предмет: как экзамен по выбору его из года в год сдают примерно 50% выпускников. Но в итоге до “тройки” не дотягивает практически каждый пятый. Почему так много?

– Примерно пятая часть участников ЕГЭ выбирает обществознание как не самый сложный учебный предмет или как запасной вариант, – рассказали эксперты ФИПИ. – Это достаточно слабо подготовленные по предмету выпускники, безосновательно надеющиеся на то, что здравого смысла, общих представлений на бытовом уровне, отрывочных знаний хватит для получения достаточного балла для поступления хотя бы в какой-то вуз.

Набор типичных ошибок тоже остается стабильным из года в год. Так, около 20% ребят, сдающих обществознание, толком не знают, чем занимается прокуратура и полиция. Считают, что правоохранительные органы принимают законы. Почти 25% не знают о сроках заключения трудового договора и условиях установления испытательного срока при приеме на работу. Примерно треть не различают уголовное и гражданское право.

По-прежнему не все выпускники средней школы знают названия высших государственных органов Российской Федерации и не различают функции законодательной и исполнительной власти. “Крепким орешком” также оказались задания, проверяющие знания о системе налогов в РФ. Самые трудные для участников ЕГЭ 2020 года налоги – транспортный, земельный и налог на доходы физических лиц.

Фото: Инфографика “РГ” / Антон Переплетчиков / Ксения Колесникова
Источник:  rg.ru

Перейти к рубрике ШКОЛЬНОЕ ОКНО


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.