Место действия – Россия



В музее архитектуры открылась уникальная экспозиция: «Калязин. Фрески затопленного монастыря».

«Здесь память волны святой
Осталась пенистым следом.
Беспечальный иду за Тобой —
Мне путь неизвестный ведом». 

Александр Блок

У Александра Проханова есть замечательный роман «Место действия» (1980), в котором явлена цивилизационная битва между старорусской, дедами хранимой традиции – и агрессивной индустриальности XX столетия. Что и – кто победит? Новизна мегаполиса, напор проектировщиков и мощь нефтеперерабатывающего комбината или – тихий образ провинциально-купеческого Ядринска, где, как выясняется, была своя иконописная школа, да и Ермак – не абстрактно-легендарный герой, но живой и знаемый человек?

Функционер витиевато ратует за слом: «Когда-то, при царе Горохе, к вам сюда заглянула история… А потом заскучала и ушла. Не понравилось здесь истории, тесно стало». Однако же у сторонника широких дорог и стеклобетонных проспектов грядущего Нефте-Ядринска есть оппонент – цельный, хотя и не такой напористый: «Нам есть чем гордиться, и пора перестать стесняться, шапку ломать. И как несправедливо, друзья: в Помпее откроют какую-нибудь малую фресочку, какой-нибудь листик аканфовый, так на весь мир трубят. А тут целая школа национальной живописи, и ни гу-гу! Ну ничего, мы-то кое-что знаем и кое-что можем». 

Сюжет, рассказанный Прохановым и даже экранизированный на Ленфильме в 1983 году, как бы примиряет волшебное прошлое и фантастическое будущее, а столкновения персонажей лишь усиливают эффект сложнейшего, почти невыполнимого баланса. Почему я вспомнила о «Месте действия»?

В Государственном музее архитектуры имени А. Щусева открылась уникальная экспозиция: «Калязин. Фрески затопленного монастыря». Затопила его не жестокая и буйная стихия, но хомо-сапиенс, покорявший пространство и время. Конечно, велись разговоры об «истории, которой тесно». Скромный Калязин, у коего название смахивает на те, что выдумывал Александр Островский для обитания самодуров-купцов! Точка была выбрана для строительства Угличской ГЭС – грандиозного и смелого проекта, сыгравшего одну из ключевых ролей в годину Великой Отечественной войны – благодаря этой ГЭС в Москву бесперебойно подавалось электричество.

Мы не вправе судить разрушителей, но не можем забывать и уничтоженный монастырь. Впрочем, под затопление ушли почти все местные красоты. Обществу, летящему на всех парах в Прекрасное Далёко, было некогда сожалеть о «второстепенных» городках с их провинциальными колоколенками?! И да, и нет. Монастырь затопили не без боли. Да, колокольня, выстроенная уже при Павле I, по сию пору жива, являя собой туристическую достопримечательность – грустную и величавую одновременно.

Даже, если вы никогда не бродили в тех краях, то всё равно знаете эту «русскую пизанскую башню», как иной раз кличут её в трэвел-сборниках. Стоящая на островке и окружённая водой, колокольня производит неизгладимое впечатление. Она возвышается посреди Угличского водохранилища – не то, как немой укор, не то, как символ непотопляемости духа. По Божьему соизволению и, благодаря трудам Академии Архитектуры, фрески 1650-х годов оказались живы и представлены для созерцания. Итак, место действия – Россия.

Троицкий монастырь основал преподобный Макарий Калязинский в 1434 году. Личность Макария требует отдельного разговора и на выставочных стендах можно прочитать об удивительном пути, совершённом боярским отпрыском Матвеем Кожиным, что после смерти юной супруги подстригся в монахи и принял имя – Макарий. Монастырская бытность не давала просветления – Макарий удалился в пустынь и срубил себе келью. Этот духовный подвиг привлёк ещё нескольких иноков, и «свято место» перестало быть пустым – так возник Калязинский монастырь. Макарий до конца дней своих – а прожил он долгую жизнь – оставался не только светлым подвижником, но и трудолюбивым, простым человеком. Очень скоро монастырь сделался одним из оазисов православной мысли. Иосиф Волоцкий писал о Калязинской жемчужине: «Такое благочестие и благочиние были в том монастыре, ибо всё творилось согласно с отеческими и общежительными преданиями». 

К лику святых Макария причислили при Иване Грозном, а при Петре Великом для мощей была устроена серебряная рака. Вообще, цари не забывали город Калязин – о чём свидетельствуют хроники пребывания в монастыре Бориса Годунова, первых Романовых, Екатерины Великой, Николая I. Перестраивался и монастырь – фотографии 1870-1910-х годов наглядно свидетельствуют о разностилевых сооружениях.

Фрески Троицкого собора, предоставленные для экспозиции, относятся к середине XVII века, к московской школе, а если точнее – в Калязине трудились царские мастера, известные по кремлёвским и звенигородским работам. Показаны фрагменты из Ветхого Завета, цикл о рождении Богородицы, об Иисусе Христе, а также сцены из Апокалипсиса Иоанна Богослова и лики святых князей. Для московского почерка было характерно изысканнейшее равновесие «мирского» и «небесного», а фигуры Адама и Евы, ангелов, строителей Вавилонской башни выписаны со знанием анатомии. При том – ни малейшего натурализма!

Лёгкие, динамичные тела, выразительные лица, нежные цветовые переходы, лишённые контрастов. От фресок веет умиротворением и тянутся невидимые лучи. Рядом – «парсуны» (допетровские портреты от слова «персона») Алексея Михайловича и Марии Ильиничны Милославской – первой жены царя.

А вот – история об эпидемиях и самоизоляции! В 1654 году в Европе свирепствовало очередное поветрие чумы – и это на фоне чудовищной разрухи после Тридцатилетней войны, и потому царица проживала «на удалёнке» именно в Калязинском монастыре – вместе со своим двором. Сопровождал государыню сам патриарх Никон.

Историк Николай Костомаров описывал те далёкие события с беспристрастностью исследователя: «Осенью распространилась по Московскому государству зараза. Царица с детьми бежала из Москвы в Калязин монастырь. В Москве свирепствовала страшная смертность. Зараза уничтожила большую часть жителей во многих городах. Люди от страху разбегались куда попало, а другие, пользуясь общим переполохом, пустились на воровство и грабежи. Бедствия этим не кончились. Зараза появлялась и в следующие два года». За спасение от чумного кошмара монастырю были поднесены богатейшие, почётные дары, в том числе и те две парсуны с монаршими изображениями.

Выставка – многомерна, как наша русская биография, поэтому представлены не лишь фрески и сопроводительные записи, но и макеты Троицкого собора с монастырской трапезной, и фотографии, и чертежи. Более того, имеются документы, говорящие о самоотверженной деятельности сталинской Академии Архитектуры, вставшей на защиту монастырских фресок. Экспедиция художника-реставратора Павла Юкина – отдельная страница этого драматического повествования.

В СССР – при всём атеизме – существовала Комиссия по раскрытию и сохранению памятников древнерусской живописи, а сожжение икон, равно как уродование храмов – это грязные эксцессы таких же дикарей-исполнителей. Павел Юкин входил в Комиссию и перед тем, как монастырь был вынужденно затоплен, в Калязин отрядили специалистов, дабы они аккуратно сняли те неповторимые росписи. Юкина поставили ответственным за сохранность.

Диалектический материализм не отрицал творческого экстаза русских иконописцев, как не отторгал и религиозную живопись эпохи Ренессанса, барокко или классицизма. Другое дело, что происходила утрата божественной сути и оставалась форма без внутреннего содержания. Так или иначе, фрески были спасены от уничтожения и забвения. Парадоксально! Здание Угличской ГЭС ныне тоже приписана к объектам культурного наследия, как образец Большого Стиля 1930-1950-х годов. Один шедевр «утопил» – в прямом смысле этого слова – другой шедевр. Это в мировой практике – сплошь и рядом, и в подавляющем большинстве случаев невозможно отделить правых от виноватых, а Бог на небе разберётся, что к чему.

Калязин. Монастырь. Фото 1900-х

Ангел и Иоанн Богослов

Ангелы семи церквей

 

Источник:  zavtra.ru

 

Перейти к рубрике РЕЛИГИЯ


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.