Нетихий океан: Финский залив рискует принять эстафету у Камчатки



©octagon.media, 2020

Разлив четырёх тысяч тонн топлива с затонувших в прошлом веке кораблей угрожает экологии Финского залива. Если такой объём горюче-смазочных материалов (ГСМ) окажется в воде, это может привести к разрушению экосистемы залива и исчезновению такого уникального животного, как балтийская нерпа. Трагедию можно предотвратить, но государство не торопится это делать. Подробности выяснял «Октагон».

Шестнадцать субмарин за восемь лет

С 2012 года некоммерческое партнёрство «Разведывательно-водолазный клуб» (НП РВК) в рамках международного подводно-поискового проекта «Поклон кораблям Великой Победы» ведёт поиск затонувших в годы Великой Отечественной войны советских подлодок. За это время были обнаружены места гибели 16 субмарин и увековечена память более 800 членов их экипажей.

Летом 2019 года на месте гибели подводной лодки Щ-308, найденной РВК, совершил погружение президент РФ Владимир Путин. Источник: kremlin.ru

Команда проводит не только подводные, но и архивные исследования, а также создаёт 3D-мемориалы, отражающие текущее положение и состояние погибших подлодок на дне. На сегодняшний день создано уже 11 таких мемориалов. Как рассказал «Октагону» основатель и руководитель НП РВК Константин Богданов, во время подводно-исследовательских работ его команда неоднократно фиксировала в местах гибели подводных лодок выходы топлива на поверхность воды.

– Это объясняется особенностью химического состава воды Финского залива, приводящего к постепенному разрушению металла затонувших кораблей, – объясняет он. – Степень коррозии металла на Балтике чудовищна. По крайней мере, с Чёрным морем её точно не сравнить. С этим связана наша основная тревога – разлив нефтепродуктов может произойти в любой момент.

Оценка потенциального ущерба

По состоянию на 2020 год в территориальных водах Российской Федерации находится от 30 до 40 кораблей, судов, подводных лодок, погибших в 1920–1940-е годы, в том числе танкеры и транспортные суда. Часть из них были локализованы во время проведения экспедиций «Поклон кораблям Великой Победы», однако места нахождения ещё 12–15 объектов до сих пор неизвестны. На июнь – август 2021 года в НП РВК запланировали операцию по поиску судов, затонувших в ходе Таллинского прорыва. Из 64 погибших тогда кораблей 10 огромных транспортных судов до сих пор не найдены в российских территориальных водах.

– По нашим предварительным оценкам, только на находящихся в территориальных водах России, в районе границы с Эстонией и Финляндией, подводных лодках может находиться более 400 тонн дизельного топлива и десятки тонн машинных масел. Общий же объём дизельного топлива, мазута, других ГСМ на всех объектах может приблизительно составить до 3,5–4 тысяч тонн, – говорит Константин Богданов.

Особую опасность с точки зрения экологии, по его словам, могут представлять суда, затонувшие в районе острова Большой Тютерс: там лежат шесть лодок, четыре из которых до отказа заполнены топливом.

Утечка может угрожать не только рыбе и другой фауне Финского залива, но и такому редкому виду млекопитающих, как балтийская нерпа. Именно в российской части Финского залива обитает её обособленная субпопуляция, численность которой сейчас составляет всего около 200 особей.

Варианты спасения ситуации

Примечательно, что экологическую опасность прекрасно осознают в Эстонии и Финляндии. В странах Балтийского региона на протяжении нескольких лет действует программа «Исследования экологического риска затонувших кораблей» (Hylkyjen saneeraus vesiensuojelun tehostamisohjelmassa). В рамках этой программы проводится постоянный мониторинг угрозы утечки топлива и ГСМ с затонувших кораблей и судов, а в случае необходимости проводится откачка топлива.

В России никакой аналогичной программы нет. В НП РВК полагают, что план её разработки и реализации должен быть основан на взаимодействии государства, заинтересованных организации и НКО. Например, НКО на первом этапе можно поручить создание реестра затонувших в 1930–1950-х годах кораблей с оценочными показателями объёмов топлива, которое может находиться на борту каждого, рассчитать потенциальный ущерб окружающей среде, провести в ходе уточняющих экспедиций осмотр и оценку состояния корпусов, а затем ежегодно проводить мониторинг угроз выхода нефтепродуктов.

– Затем можно будет изучить опыт стран Балтийского региона по удалению остатков нефтепродуктов и ГСМ из потенциально опасных объектов и локализации этих технологий на территории РФ, – отмечает Богданов.

Чья зона ответственности

По данным «Октагона», в Минприроды знают о предложениях «Разведывательно-водолазного клуба», однако пока их никак не комментируют. Как известно, в России существует федеральная целевая программа по ликвидации накопленного экологического ущерба (на 2014–2025 годы), но мероприятия по очистке акваторий от затопленных водных объектов, по их подъёму и утилизации в документе отсутствуют, а объёмы финансирования не определены. Не предусмотрено финансирование на эти цели и в федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.

По словам лидера общественного экологического движения «Альянс Зелёных», зампредседателя общественного совета при Минприроды РФ Александра Закондырина, ожидать каких-либо активных действий от министерства вовсе не стоит. По крайней мере до тех пор, пока оно не получит чёткой «команды».

– Я советовал бы передать данные с Генеральную прокуратуру. Она проведёт проверку и привлечёт все ведомства в своей части. В этом вопросе необходимо разделить зоны ответственности. Всё, что связано с подводными лодками, – это в первую очередь зона ответственности Минобороны. Минприроды может подключаться тогда, когда будет подтверждён накопленный экологический ущерб, и тогда принимать программы реабилитации. Если же уже есть реальная утечка, то это зона ответственности МЧС РФ, – заявил он «Октагону».

«Потенциально четыре тысячи тонн – это очень опасно для Финского залива и может привести к неминуемой деградации всей экосистемы. Мы что, ждём ещё одной аварии? Нам мало Норильска и Камчатки? У нас это год разрушения водного экобаланса России? Не хотелось бы решать проблему после того, как утечка произойдёт. Разумно в этом плане воспринимать международный опыт».

Александр Закондырин |  глава «Альянса Зелёных», зампредседателя общественного совета при Минприроды РФ Александр Закондырин
глава «Альянса Зелёных», зампредседателя общественного совета при Минприроды РФ

В целом же, по его мнению, отреагировать на сигнал и взять пробы необходимо, не дожидаясь новой катастрофы.

Почему государство не спешит на помощь

В российском подразделении Greenpeace сомневаются в том, что государство в России в принципе способно играть на опережение катастроф.

– Даже в более простых ситуациях, например, с хранилищами на берегу, как в Норильске, достаточного мониторинга в России не проводится. Что уж говорить о затонувших судах? Если у нас не уделяется внимание и не решаются проблемы более очевидные и насущные, то неудивительно, почему не решаются эти, – заявил «Октагону» проектный директор российского отделения Greenpeace Владимир Чупров.

Вопрос, по его мнению, упирается не в проблемы с финансированием. Просто «вопросы охраны окружающей среды и превентивного подхода для недопущения аварий не находятся в топе государственной политики, а нацпроект “Экология” упирается в то, что чиновники и государство не готовы к его реализации». Возможно, какую-то помощь в этой ситуации могли бы оказать крупные энергетические компании, например, «Транснефть», имеющая лаборатории по анализу качества воды и опыт устранения разливов нефти и нефтепродуктов. Трубопроводная монополия, к слову, на протяжении ряда лет поддерживает поисковый проект «Поклон кораблям Великой Победы». Готова ли она помогать в экологической составляющей, пока неясно. О своих планах в этом направлении «Октагону» в «Транснефти» не рассказали.

Нужна другая мотивация

По мнению Владимира Чупрова, проблема состоит ещё и в том, что крупные компании в России не хотят идти на контакт с экологическими организациями, а поручать им сверху напрямую заниматься этим вопросом бессмысленно.

– Если это сделать, будет создана лишь видимость деятельности. Требуется экономическое стимулирование, но ведь госкорпорацию сложно простимулировать. Так что одной директивой тут не обойдёшься, – говорит он.

Представитель Greenpeace считает, что экологическая философия корпораций может измениться, если в их советах директоров будет появляться больше независимых западных директоров, а также если будет налажена коммуникация с экологическими и другими независимыми организациями.

Сегодня в России есть всего один пример мониторинга утечки нефтепродуктов с затонувшего в Финском заливе судна.

Им занимается Центр подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО) при финансовой поддержке «Газпрома». Речь идёт об анализе утечки ГСМ с потопленного в 1941 году советского танкера Т-12.

– Мы уже получили определённые данные, привлечённый нами эколог взяла их в аналитику. Надеемся, что до конца октября или ранее будут результаты. Т-12 – это пока единственный объект в нашем перечне, представляющий угрозу разлива нефтепродуктов, – сообщила «Октагону» пресс-секретарь Центра подводных исследований Русского географического общества Марина Давыдова.

Сегодня в РФ мониторинг возможной утечки топлива ведётся только на затонувшем в 1941 году танкере Т-12.Сегодня в РФ мониторинг возможной утечки топлива ведётся только на затонувшем в 1941 году танкере Т-12.Фото: центр подводных исследований РГО

Уточнить объём финансирования, предоставленный газовым холдингом, она отказалась, подчеркнув, что ЦПИ РГО поддерживает многолетние дружественные связи с группой «Газпром». К тому же «Газпрому», по её словам, крайне невыгодно, чтобы что-то произошло в Финском заливе, по дну которого пролегают трубы компании.

Исполнительным директором ЦПИ РГО является сын гендиректора «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» Георгия Фокина 31-летний Сергей Фокин. В 2013 году он участвовал в погружении на борту обитаемого подводного аппарата Владимира Путина для обследования фрегата «Олег» в Финском заливе. В августе 2015 года пилотировал подводный аппарат, на котором президент погружался в Балаклавской бухте для осмотра античных амфор, а в июле 2019 года спускался на затонувшую подлодку времён Великой Отечественной войны.

 

Источник:  octagon.media

Перейти к рубрике АПОКАЛИПСИС


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.