Что мешает возрождению российского туризма

158

Внутренний туризм в России имеет колоссальный потенциал. Отрасль могла бы генерировать стабильную прибыль, обеспечивать работой миллионы человек и стать одним из драйверов роста для всей экономики. Но пока путешественники не спешат увидеть красоты страны. В правительстве сообщали, что на одного россиянина в среднем приходится 0,4 поездки в год. Увеличить показатель мешает комплекс накопившихся проблем. Главные из них – в материале «Профиля».

Первая проблема: незначительный вклад в экономику

Развитая туриндустрия ускоряет экономический рост, в ней создается много рабочих мест, она тащит за собой сразу несколько смежных секторов. Правильно настроенная туристическая отрасль буквально притягивает деньги и приумножает их благодаря мультипликативному эффекту.

Вклад туристической отрасли в экономику государства пока невелик. Гендиректор управляющей компании и гостиничного оператора «Русский дом» Дмитрий Федоров оценивает его в 1–3% от ВВП. «Мы далеко не туристическая страна. У нас есть островки туризма, там все более или менее хорошо. На остальной территории все находится в зачаточном состоянии», – комментирует он.

Туризм – довольно «серая» отрасль, многие операции здесь ускользают от налогового учета и статистики, дополняет руководитель проекта «Мастера гостеприимства» президентской платформы «Россия – страна возможностей» Евгений Малыгин. Эксперт оценивает реальную долю туризма в 5,5–6%, а ее идеальную величину – в 12–14% от ВВП.

Прямой вклад туризма в мировой ВВП в последние годы составляет 3–3,5%, а с учетом сопутствующих расходов на шопинг, рестораны, спорт и развлечения цифры в среднем доходят до 10,5–11%, указывает аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов. «Россия примерно вдвое отстает от общемировых показателей», – добавляет он.

Вторая проблема: неразвитая инфраструктура

«Нужна инфраструктура хорошая, нужны инвестиции от частных инвесторов, ну и, конечно, недорогие билеты, для того чтобы любыми видами транспорта добираться до этих мест», – обрисовывал в июле круг проблем, стоящих перед туриндустрией, премьер-министр Михаил Мишустин.

По словам Дмитрия Федорова, сейчас в России островками туризма можно назвать Москву, Санкт-Петербург, Золотое кольцо. Благодаря близости к Финляндии и природным красотам еще одним островком становится Карелия. Также развивается направление отдыха на Байкале и в Алтайском крае, но там с инфраструктурой «вообще беда бедовая», сокрушается Федоров.

Если не брать Сочи, продолжает он, то на побережье Краснодарского края и Крыма инфраструктура недоразвита: не хватает коммунальных мощностей, очистных сооружений, есть большие проблемы с дорогами. На Дальнем Востоке «всю экономику убивает» транспорт, то есть дорогие перелеты.

«В общем, где-то все нужно с нуля строить, где-то полностью реновировать существующие объекты, которые в основном были построены во времена СССР. Кто-то в это вкладывается, кто-то нет – в том же Подмосковье много ведомственных санаториев, которые просто дряхлеют и не используются», – отметил в беседе с «Профилем» Федоров.

Третья проблема: дефицит инвестиций

Для запуска туристического сектора – а он мог бы стать для России важнейшим звеном в новой прибыльной экономике впечатлений – не хватает, по подсчетам специалистов, триллионов рублей. И инфраструктурные расходы придется оплачивать государству.

Так, стоимость строительства одного номера под ключ в трехзвездочной гостинице составляет около 100 тысяч долларов, говорит Евгений Малыгин («Россия – страна возможностей»). Соответственно, гостиница на 50 номеров – это 5 миллионов долларов, или примерно 375 миллионов рублей. Для приема одного чартерного рейса таких гостиниц нужно как минимум три, то есть нужно вложить в строительство более миллиарда рублей. А чартеры желательно принимать если не раз в сутки, то хотя бы раз в три–четыре дня, комментирует специалист. «Мы еще не учитываем расходы на строительство сопутствующей инфраструктуры: ресторанов, парков, развлекательных учреждений. И в итоге это уже не один триллион рублей», – рассказывает Малыгин.

Валерий Емельянов («Фридом Финанс») напоминает, что за последние 10 лет в одну только гостиничную индустрию инвесторы вложили более 400 миллиардов рублей. Среднегодовой объем инвестиций при этом практически не растет и остается на уровне 2011 года. Тем не менее бизнесу удалось нарастить общую площадь номерного фонда с 11,7 до 22,2 миллиона квадратных метров, то есть на 90%, утверждает он.

«Чтобы удвоить объем отельной инфраструктуры, с учетом инфляции нужно закладывать на ближайшие 10 лет 650–700 миллиардов рублей. Судя по всему, бизнес способен справиться с такой задачей», – считает Емельянов. Но стоимость прочей инфраструктуры – ресторанов, аттракционов, благоустроенных зон – обойдется в суммы кратно большие, чем 700 миллиардов. Частники смогут взять на себя лишь половину затрат, связанных с привлечением туристов, и то в лучшем случае. «Дороги, вокзалы, набережные, парки – неизбежно лягут на бюджет. А это триллионы рублей», – комментирует аналитик.

Четвертая проблема: административные барьеры и издержки

Себестоимость российского туристического продукта растет из-за налогов и сборов, коммунальных тарифов и административных барьеров. И прибыль гостиниц уходит на покрытие расходов, рассказывает вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников.

Пандемия показала, утверждает он, что у российских предпринимателей нет накоплений даже на два месяца, и сейчас очень важно освободить их от дополнительных издержек.

По словам Кожевникова, ошибка в имени или фамилии туриста при передаче данных гостей в МВД выливается в 400 тысяч рублей штрафа вне зависимости от размера отеля. Установка системы передачи данных в УВМ МВД обходится в 30 тысяч рублей, кнопки Росгвардии – в 60 тысяч рублей, системы «Стрелец-Мониторинг» МЧС – еще в 60 тысяч, перечисляет он.

Пятая проблема: бедность

Наконец, вопрос развития туристической отрасли упирается в главную проблему – кошелек потребителя. По данным Росстата, реальные доходы россиян в 2019 году поднялись лишь на процент. В 2018-м показатель прибавил едва заметные 0,1%. А с 2014 по 2017 годы он только сокращался. При этом во II квартале 2020-го из-за пандемии реальные доходы населения упали сразу на 8%.

Опрос, проведенный НАФИ год назад, показал, что путешествуют 29% россиян. И только 4% из них готовы тратить больше 100 тысяч рублей на поездку по РФ. В большинстве случаев (60%) потребители готовы отдать не более 40 тысяч. С тех пор ситуация с благосостоянием граждан не улучшилась.

Емкость рынка внутреннего туризма жестко ограничена уровнем доходов населения, констатирует аналитик Валерий Емельянов. Он отмечает, что средняя европейская семья совершает порядка трех поездок в год и тратит 2,4 тысячи евро. Это около 5% чистого годового дохода такой семьи. В России средний доход на семью не превышает миллиона рублей. 5% от данной суммы – 50 тысяч рублей. Их хватит в лучшем случае на одну туристическую поездку. «И это, скорее всего, будет пляжный отдых на Черном море или в Турции. На прочие путешествия по стране особо денег у людей не остается», – комментирует Емельянов.

Путешествия – не первоочередная потребность человека, признает Дмитрий Федоров. Сделать ее более насущной можно, подняв благосостояние всех россиян. По словам отельера, в России очень много красивейших, но не освоенных мест. О них почти никто ничего не знает, и сейчас они доступны только автотуристам. А автомобиль есть не у каждой семьи. «Потенциал развития – огромнейший, но туристическая отрасль может развиваться только вместе со страной: нельзя сделать ее успешной, если все остальные отрасли стагнируют. Поэтому только общий рост экономики и благосостояния может решить проблему», – уверен он. Потребность в новых эмоциях и впечатлениях, которые могут подарить путешествия внутри страны, появится у россиян после того, как их базовые потребности будут закрыты, заключает Федоров.

Источник:  profile.ru

Фото:  pixabay.com

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: