Вячеслав Боровских. Сегодня трещина, завтра раскол?

317

Конфликт между бывшим схиигуменом Среднеуральского женского монастыря отцом Сергием (Романовым) и официальной православной церковью продолжает набирать обороты. Начался он после введения в стране ограничений в связи режимом самоизоляции. Отец Сергий в своих выступлениях прямо призывал свою паству не верить в пандемию коронавируса, а также выступал с обличениями в адрес высших иерархов церкви.

В июле с. г. решением церковного суда отец Сергий был “извергнут из сана”. Но он продолжил совершать богослужения в основанном им монастыре, регулярно выкладывая ролики видеозаписей на канале YouTube в интернете. В поддержку отца Сергия высказались киноактриса Мария Шукшина, хоккеист Павел Дацюк и другие известные личности.

10 сентября церковный суд в Екатеринбурге отлучил его от церкви, запретив посещать церковные службы. Отец Сергий продолжает проповеди и организует масштабные акции своих сторонников. В минувшие выходные, 13 сентября, он возглавил крестный ход верующих вокруг Среднеуральского монастыря, который позже назвали “Бегом в Царствие небесное”.

Чем вызвано и как может закончиться это церковное противостояние? Не перерастет ли нынешняя трещина в полномасштабный раскол? При каких условиях конфликт может погашен? На эти и другие вопросы отвечает известный православный психотерапевт, автор метода нравственно-ориентированной психотерапии,  основатель центра преодоления зависимостей «Подвижник» Вячеслав БОРОВСКИХ.

С отцом Сергием мы знакомы не первый год. В основном, это были рабочие контакты. Я, как руководитель православного реабилитационного центра, направлял к нему в монастырь обратившихся ко мне женщин, а он ко мне – нуждающихся в поддержке мужчин. Отец Сергий известен в православных кругах, до последнего времени он имел огромный авторитет и в Екатеринбургской епархии, и в Синоде. Именно благодаря его харизме, энергии и организационному таланту за последние 18 лет были собраны спонсорские средства и построен храмовый комплекс зданий Среднеуральского женского монастыря. Среди леса, с нуля, воплощена в камне православная сказка, ставшая намоленным, святым местом! Ранее он принимал также самое активное участии в создании храмового комплекса на Ганиной яме. То есть личность неординарная и достойная уважения, как по церковным, так и мирским меркам. В миру он, вероятно, стал бы высококлассным менеджером.

Всё резко изменилось в этом году, после введения в стране режима самоизоляции. Отец Сергий не согласился с необходимостью карантина, в выступлениях прямо призывал свою паству не верить в пандемию коронавируса, не следовать санитарным предписаниям, если они мешают святому причастию. Кроме того, выступил с обличениями в адрес высших иерархов церкви. Сразу было понятно, что кончится это плохо.

В чем суть противостояния?  

В этом году у меня было несколько встреч с отцом Сергием. Хочу отметить, что его выступления для канала YouTube и личное общение – существенно отличаются. “На камеру” он проговаривает заранее подготовленный текст. В личном общении производит впечатление человека искреннего и последовательного. И очень многое из того, что он говорит, соответствует объективной реальности.

В частности, речь об экуменических контактах патриарха православной церкви, негативную оценку которым дали не только отец Сергий, но и многие другие авторитетные священнослужители. Противоэпидемические меры, навязанные государством, по мнению отца Сергия, чрезмерны и перешли грань, после которой начинается попрание святыни и откровенное кощунство по отношению к таинству Святого Причастия. Отец Сергий чуть ли не единственный во всей православной церкви поднял эту серьезную проблему – и это вызывает искреннее сочувствие и уважение и у меня, и у многих тысяч верующих.

Я предостерегал отца Сергия в том, что его непреклонная риторика не останется без последствий. Он уже тогда во всеуслышание называл действующего патриарха – лжепатриархом, а митрополита – лжемитрополитом. И не только с амвона, но и через интернет. Патриарх законно избран на Поместном соборе Русской православной церкви. Никто не отменял церковного права и иерархии. Отменить решение Поместного собора может только другой Поместный собор. И если человек берет это право на себя, то последствия могут быть очень серьёзными.

Я его предупреждал об этом в середине июля 2020. Так и произошло: отец Сергий решением церковного суда был сначала извергнут из сана, а затем, уже в сентябре – и вовсе отлучен от церкви. То есть формально вести богослужения он теперь не имеет право. Но продолжает это делать, размещает видеоролики в интернете, и даже организует массовые акции своих сторонников.

К чему может привести противостояние?

Епархиальное руководство пошло путём прямого судебного преследования отца Сергия. Допустив множество серьёзных просчётов в плане церковного устава, в частности, состава церковного суда. Это прямолинейное давление приводит совсем не к тем последствиям, какие предполагались. Отец Сергий не раскаялся, он стоит на своём и продолжает свои обличительные проповеди.

Из истории известно, что гонения на духовного лидера только увеличивают число его сторонников. Противостояние не затухает, а усиливается. Внутри церкви может появиться новая секта – отца Сергия Романова. Созданы условия для роста ее популярности, усиленного тиражированием проповедей через СМИ. А это – новый раскол.

Надо понимать психологию русского верующего человека, который всегда на стороне тех, кто гоним, кого преследует официальная власть. И не важно, церковная или светская. Именно благодаря самому факту преследования и репрессий число последователей секты может вырасти многократно.

Что привлекает в проповедях отца Сергия?

Многое, о чем он говорит, вызывает сочувствие у паствы. Это правда, но говорить об этом нужно не ему, и не так. Монах, принявший схиму, посвящает себя служению и разговору прежде всего с Богом. Это не тот человек, который позволяет себе “наезжать” на верховных иерархов и светскую власть. Это нелепо. Грех, как учит церковь, это делать что-то не вовремя или не к месту. Проповедник Сергий не является прозорливцем, которому явилось откровение свыше. Говоря современным языком, он в своих выступлениях делает дайджест, “нарезку” суждений, уже гуляющих по СМИ, в интернете.

Когда о серьёзных религиозных вопросах говорят в столь нелепой манере, это становится профанацией и дискредитацией истины. Богословские и правовые вопросы должны обсуждать люди образованные, разбирающиеся в тонкостях церковной специфики. Отец Сергий, и это общеизвестно, соответствующего образования не имеет. Его выступления нарочито “заточены” на конфронтацию с властью – как церковной, так и светской. Впечатление, что он сознательно идет  на конфликт ради конфликта. Вызывает гонения на себя, чтобы предстать в ореоле мученика. И надо сказать, это ему удаётся.

В июле с. г., до утверждения патриархом решения церковного суда о лишении его сана, у него еще была возможность сохранить лицо и решить дело миром. Но для этого надо было иметь созидательный, а не разрушительный настрой. К сожалению, последняя тенденция возобладала.

Как погасить конфликт?

Обе стороны конфликта могли бы вести себя гораздо более гибко. Действующей церковной власти в начале возникших разногласий ничего не угрожало. Правящий архиерей во главе делегации богословов вполне мог встретиться с отцом Сергием, если требуется – неоднократно, и найти компромисс. Не выгонять Сергия из основанного им монастыря, а увещевать! И делать это максимально гласно, с привлечением СМИ, чтобы показать, что епархия делает всё для спасения души этого человека.

Все полномочия у иерарха, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, для этого есть – территория вверена ему для духовного окормления, содержания в благочестии и порядке. Тем более, что прежде такие встречи между двумя известными и уважаемыми священнослужителями имели место. Кирилл прилюдно называл Сергия светочем и гениальным устроителем монастырей.

Но стоило Сергию проявить неуступчивость в отстаивании своей точки зрения – как его буквально начали закатывать в асфальт. Действуют официальные лица грубо и не дальновидно. Отец Сергий, наоборот, демонстрирует творческий подход. Например, на одной из последних литургий он заявил буквально, что «…если я не прав в отношении патриарха и митрополита – то пусть Святая троица заберет мой дух прямо сейчас!» Выдержал эффектную паузу, всех благословил и ушел. Надо знать этого человека, он никогда не сдастся.

Волк, загнанный в угол, будет биться до последнего, потому что знает – пощады ему не будет! Но церковь зиждется на иных принципах! В ее истории бывали конфронтации и более непримиримые. И все они, так или иначе, разрешались.

Каковы варианты развития противостояния?

 Один из вариантов озвучил Дмитрий Песков, пресс-секретарь Президента. По его мнению, уже пора вмешаться правоохранительным органам. Отца Сергия могут попросту “закрыть”, изолировать от общества – как обычного гражданина, за нарушение законодательства. И это будет одним из худших вариантов, от которого проиграют все. Кроме отца Сергия, который, наконец, обретет ореол мученика за истинную веру.

Оптимистичный вариант – если сердца смягчатся, и стороны конфликта пойдут на переговоры и взаимные уступки в поиске компромисса. Если отец Сергий победит свою неуёмную гордыню. Если церковные иерархи не будут подходить “с общим аршином” к этой далеко неординарной личности, умело раскрученной в You Tube и других СМИ. На кону слишком многое. В том числе отношение к церкви и православию не только в России, но и во всём мире. Особенно – в современном мире и современных условиях.

Церковное руководство с удовольствием пользовалось уникальными способностями и энергетикой отца Сергия, особенно – для привлечения спонсоров и организации церковного строительства. Около 20 лет его буквально носили на руках. Когда же он сам уверовал в собственную непогрешимость, пошел против системы – с ним обошлись очень жестко, круто и безо всяких поблажек. Теперь его всячески чернят в СМИ, используя факты биографии до его воцерковления. И это в корне неправильно!

История с отцом Сергием еще долго будет аукаться в Церкви, как свидетельство тактических и стратегических просчетов администрации РПЦ в XXI веке. На мой взгляд, загладить этот конфликт может покаяние хотя бы одной из его сторон. Поставить в нем точку сможет только будущий Поместный собор Русской Православной Церкви.

Подготовил Валерий Борисов

Специально для РНК

Заставка: кадр с видео

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: