Почему мы «подсаживаемся» на игры: психология игры



Как так получается, что игры быстро захватывают наши сердца, а иногда и наши «кошельки»?

У многих из нас имеется опыт многочасового «залипания» в игре, когда время летит незаметно и просто невозможно оторваться от компьютера. В этой статье мы попробуем разобраться в психологических механизмах, которые запускают игры, чтобы доставить нам удовольствие, а индустрии развлечений приносить по 140 миллиардов долларов в год.

Начнем с главного — фактически игры создают реальность, которая служит для доставления игрокам удовольствия, чтобы они хотели туда возвращаться снова и снова. А единственным способом для создателей игр достичь этого является использование тех же самых механизмов удовольствия, которые реальный мир развил в ходе эволюции человечества. Таким образом, если мы хотим разобраться с вопросом привлекательности игр, то нам нужно заглянуть в человеческую природу и самые базовые механизмы, которые ведут нас по жизни.

Что движет нас по жизни?

Внутренние системы человека оттачивались тысячелетиями эволюции, постоянно корректируясь и подстраиваясь под окружающую среду. Наш мозг выработал эффективный способ придерживаться «правильной дорожки» путем поощрения «хорошего поведения» и наказания за «плохое поведение».

Однако не всегда легко определить, где правильный путь, а где нет. Минимальным требованием для определения правильного пути всегда было обеспечение выживания индивида в данный конкретный момент, но с тех пор мы стали продвинутыми, и у нас появилось много второстепенных  потребностей, не связанных напрямую с выживанием здесь и сейчас, но увеличивающих вероятность нашего выживания в будущем.

Какое поведение поощряет наш мозг

Хорошую демонстрацию классификации наших потребностей и основанном на них сложном поведении предлагает так называемая пирамида Маслоу. Согласно этой теории, существует иерархических порядок удовлетворения человеком своих потребностей, где человек начинает думать о более высоких уровнях, лишь удовлетворив свои базовые потребности. Так же Маслоу разбил все человеческие потребности на 2 группы: первичные (физиологические потребности первого уровня, необходимые для выживания) и высшие потребности развития, которые больше связанны с психологией и проживанием полноценной жизни.

пирамида потребностей по Маслоу

В то время как с первичными потребностями все более и менее понятно (ты кушаешь, когда голоден), то с культурными потребностями все гораздо сложнее, они довольно субъективны и обусловлены окружением, воспитанием и культурой каждого конкретного человека. Как же наш мозг определяет правильное поведение и удерживает нас от деструктивных поступков.

Как мозг человека поощряет его придерживаться правильного поведения

Чтобы мы «хорошо себя вели» наш мозг применяет метод «кнута и пряника». Он вознаграждает нас выбросом гормонов, доставляющих нам удовольствие (таких, как например дофамин), когда мы сделали что-то «хорошее» и наказывает нас физической или душевной болью, когда мы поступили неправильно.

эволюция человека: понгиды, гоминиды, антропоиды, гомосапиенсы

Чтобы удовлетворить потребность в реальной жизни (допустим социальную потребность) нужно совершить большое количество различных действий и преодолеть целый ряд трудностей. К примеру, если вы хотите построить отношения с противоположным полом, то вам придется где-то искать подходящего человека, работать над своей внешностью и поведением, чтобы понравится ему, преодолевать свою робость итд. В итоге инвестиция большого количества времени и сил позволит вам достигнуть желаемого результата и получить вознаграждение в виде порции дофамина, который позволит вам почувствовать желанное удовлетворение.

Таким образом в реальной жизни удовлетворение потребностей хорошо сбалансировано в плане приложенных усилий и получаемого вознаграждения. В играх, однако это работает по-другому.

Как игры используют эти механизмы и вызывают привыкание

Наш мозг не отличает игровую реальность он настоящей и поэтому использует те же самые механизмы вознаграждения в обоих случаях. Основным отличием здесь является тот факт, что в игровой реальности можно получить вознаграждение, не затрачивая так много сил и энергии, как это требуется в реальной жизни. К примеру, чтобы сыграть с друзьями турнир на Реплей Покер (и одержав в нем победу, получить признание у друзей) займет у вас пару часов времени, тогда как совершая поступки в реальной жизни для достижения аналогичного результата (признания друзей) у вас могут уйти недели месяцы или даже годы.

Таким образом, игровая реальность предоставляет возможность сэкономить время и силы в процессе удовлетворения наших потребностей. А с учетом того, что наш мозг постоянно ищет возможности снизить энергозатраты для обеспечения нужного результата, игры в буквальном смысле затягивают людей. А создатели игр разбавляют этот коктейль неотразимой графикой и великолепными игровыми сюжетами.

игровая реальность

Часто многие игры нацелены на разрешение наших потребностей в самовыражении, к примеру квесты или бродилки с открытым миром. Более сложные, например, многопользовательские игры могут удовлетворять целый спектр наших высших (культурные по Маслоу) потребностей. Они решат вопросы социализации в форме игровых чатов внутри игры, создание кланов и гильдий итд. В игре каждый человек сможет довольно быстро достичь определенного статуса игрового сообщества, удовлетворив таким образом свои высшие потребности в самореализации. Именно эта легкость в достижении культурных потребностей делает игры такими привлекательными.

 

Источник:  psyfactor.org

Заглавное фото:  pixabay.com

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ЧЕЛОВЕК


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.