Этапы развития и возраст готовности ребенка



© Александра Гайворонская

Отдавать ребенка в школу в шесть, или лучше подождать до семи лет? В каком возрасте дети легче адаптируются к детсаду? На эти вопросы ищут ответы многие родители.

Психолог Светлана Ройз отвечает на эти вопросы часто, и даже написала книгу «Я сегодня иду в садик». Недавно она провела практикум на эту тему. Издание «УП. Жизнь» предлагает читателям конспект встречи.

Светлана Ройз, психолог:

Мозг человека состоит из двух полушарий.

Правое полушарие гиперактивно у всех детей примерно до 6,5 лет. Там очень много разнообразной информации: все звуки, все прикосновения, все ароматы, все, что мы чувствуем из внешнего мира.

И это все неупорядоченное, так левое полушарие, которое помогает упорядочить эту информацию, полностью включится в работу только после 7 лет.

Представьте, в правом полушарии огромное количество стимулов, а левое еще не умеет тормозить и выделять только какой-то один важный сигнал.

Как думаете, что в такие моменты происходит с ребенком? Истерика, перегрузки, потому что он не может выдержать все эти сигналы.

Что означают крики малышей и почему мы не в силах игнорировать ребенка, который плачет?

Когда кому-то маленькому плохо, когда рядом кто-то плачет, у нас повышается уровень кортизола. Под его действием мы напрягаемся, злимся или начинаем суетиться.

Именно поэтому, когда дети болеют, родители начинают ссориться между собой.

Когда чувствуете напряжение от плача ребенка, говорите себе: «Все прекрасно. Моя гормональная система прекрасно работает. У меня есть гормон кортизол. Делайте вдох и выдох».

Чтобы помочь ребенку в такие моменты, нужно назвать по имени эмоции, которые он испытывает: «Наверное, ты расстроился, пожалуй, ты сердишься». Или просто обнять.

Ребенку, которого все раздражает или который находится в стрессе, стоит дать в левую руку мягкий предмет, чтобы он мог его сжимать. Когда мы что-то сжимаем в левой руке, то берем под контроль то, что происходит в правом полушарии мозга.

Одним из способов сконцентрироваться для ребенка является раскачивание на стуле. Так он отсеивает лишние сигналы мозга.

Для развития мозга ребенку нужно движение. Каждый раз, когда наши дети двигаются, они развивают свой мозжечок. И дети сами придумывают нужные движения: это хождение по бровке, где надо балансировать, мячи, на которых можно прыгать.

Когда ваш маленький ребенок бросает на пол предметы огромное количество раз, он тренирует свой мозжечок.

Если кто-то из учителей сказал, что ваш ребенок не имеет способностей к математике, то такому ребенку просто необходимо немного больше спортивных занятий для стимуляции теменной доли мозга. Спорт связан с построением движения, а с этим также связано наше логическое мышление.

Контуры развития ребенка

Какие бы рекомендации вам не давали, нет абсолютно правильных норм для ваших детей. Существуют только идеальные возрастные нормы для воображаемых идеальных детей.

Сейчас в психологии все больше отходят от понятия «норма» и приходят к «контурам развития», границам, в которых развивается ребенок.

В это время всю информацию о себе ребенок получает через отношение взрослых к потребностям его тела.

Взгляд, которым мама смотрит на малыша в этом возрасте, становится затем его самооценкой.

Если первая ступень развития будет прочной, ребенок будет чувствовать себя в безопасности среди чужих людей.

Второй контур развития называется «личностный» и длится от 2 до 4 лет. В это время ребенок начинает говорить о себе «я» и в его лексиконе появляется слово «нет» — первое слово, которое помогает выстроить свои границы.

Родители ребенка, находящегося на второй ступени развития, часто сталкиваются с агрессией. Эта агрессия возникает не потому, что ребенок агрессивен сам по себе и не потому, что его плохо воспитывают — просто он учится обозначать свои границы.

Когда ребенок начинает говорить о себе «я», он уже в состоянии проконтролировать процесс дефекации. То есть малыш, которого готовят ходить на горшок, осознанно сядет покакать после того, как скажет о себе «я».

Каждый раз, когда мы касаемся ребенка, его мозг получает сигнал «я в безопасности».

Третий контур развития называется «межличностный контур общения» и продолжается с 4 до 7 лет. В этот период у ребенка вызревают границы «я».

Ближе к 4 годам — идеальный возраст, чтобы отдавать ребенка в детский сад. А если это необходимо сделать до 4 лет, то ребенок должен быть в небольшой группе, где проявляют максимальное уважение к нему.

Чем ближе к 7 годам, тем лучшее время для того, чтобы отдать ребенка в школу. Только после 7 лет ребенок будет чувствовать себя частью социальной группы со своими правилами и будет готов к тому, что его будут называть по фамилии.

До 7 лет дети живут в игровой реальности. Игра развивает мозг. Чем больше ребенок успеет поиграть до 7 лет, тем успешнее он будет в учебе.

Что означает быть достаточно хорошими родителями

Для ребенка лучше, чтобы родители позволяли себе какую-то неидеальность, так как рядом с идеальными родителями ребенок не развивается, они не дают ему возможности адаптироваться к внешнему миру.

«Достаточно хорошие родители», по терминологии Дональда Винникота — это родители, которые в первую очередь позволяют себе заботиться о себе.

Задача 8-месячного ребенка, когда формируются привязанности, — ползти по папой и мамой (в большей степени за мамой), доползать в туалет, когда мама там, и под дверью кричать.

Достаточно хорошая мама кричит из туалета ребенку: «Я с тобой, сейчас пописаю и вернусь к тебе».

Идеальная мама сразу открывает дверь и хватает ребенка на руки.

Плохая мама вообще на этот крик не реагирует.

Лучшие терапевтические слова для малыша: «Я с тобой».

Достаточно хорошие родители показывают ребенку, как они могут оставаться с ним в контакте и в то же время заботиться о себе.

Главная задача родителей заключается в том, чтобы научить детей выживать без них.

Достаточно хорошие родители позволяют себе сказать ребенку «Нет».

Природа позаботилась о выживании человечества. Существует такое явление, как baby shape. Это такая манипуляция природы: дети выглядят очень мило, чтобы родители не оставили их, пока они беспомощны.

Когда внешность ребенка становится менее сладкой, это признак того, что он уже готов идти куда-то развиваться, учиться жить в мире самостоятельно.

Если каждая из ступеней развития является прочной, ребенок имеет достаточный запас окситоцина для того, чтобы справиться с важными задачами в своей жизни. Ступеньки развития можно доукомплектовывать в любом возрасте.

Когда родителям трудно с ребенком, они должны помнить волшебные слова: «Моя любовь настолько велика, что я могу растворить в ней и все твои капризы, и все твои истерики, и всю твою злость».

 

Источник:  psyfactor.org

Источник:  pixabay.com

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ШКОЛЬНОЕ ОКНО


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.