Публичная порка «банды четырёх»: будут ли реальные последствия?

157
шоу получилось на славу

Вашингтонский Капитолий стал в прошлую среду сценой настоящего театрального шоу. Свои роли в спектакле исполняли пятнадцать членов антитрестовского комитета Конгресса и четыре главы ведущих глобальных технологических корпораций – Джефф Безос из Amazon, Марк Цукерберг из Facebook, Тим Кук из Apple, Сундар Пичаи из Google. Два первых босса – богатейшие люди мира, а вместе взятые, эти четыре компании стоят сегодня порядка 5 триллионов долларов – примерно сто таких компаний, как “Роснефть”. На конгрессменах и конгрессвуменах были колоритные коронавирусные маски – на демократах преимущественно синие, на республиканцах – черные, хотя вопросы они задавали без масок. Боссы, которые согласились выступить лишь дистанционно, ссылаясь на страшную пандемию, сменили джинсово-хипстерский имидж, который они обычно используют для своих молодежных потребителей – на больших экранах, установленный в зале заседаний, каждый из четверых мужчин появился в костюме и галстуке.

Глава антитрестовского комитета Конгресса демократ Дэвид Сисиллин задал тон представления, с места в карьер спросив Сундара Пичаи: «Почему Google крадет контент у честных бизнесов?» В качестве примера Сисиллин привел поисковик Yelp, материалами которого Google пользовался без спросу и бесплатно, а когда Yelp попросил прекратить эту практику, пригрозил конкуренту свести его трафик к нулю.

Члены комитета на конкретных примерах показывали, как цифровые гиганты ведут постоянную слежку за конкурентами и тут же используют эти данные, чтобы сделать им предложения, от которых те не могут отказаться. Как цифровые монополии демпингуют, чтобы разорить тех, кто не соглашается на их кабальные условия, как беззастенчиво копируют чужие продукты, как занимаются цензурой. Так, пользуясь своим монопольным положением, Amazon захватил 70 процентов рынка американской онлайн-торговли – и компания наращивает доходы даже в период катастрофического падения экономики. Прибыль Amazon за последний квартал удвоилась по сравнению с тем же периодом прошлого года. Миллионы людей сейчас работают из дому, что привело к резкому росту продаж облачных ресурсов, где Amazon и Google являются лидерами. Люди не могут нормально общаться – поэтому взлетели прибыли Facebook и сервиса YouTube, который принадлежит Google. С утра до вечера люди погружены в свои Маки, айфоны и айпады и в различные приложения магазина Apple, что увеличивает доходы этой и компании.

Надо отметить, что слушания были хорошо подготовлены – сотрудники комитета расследовали деятельность «большой цифры» больше года, провели сотни интервью, собрали более миллиона документов. При этом демократы и республиканцы впервые за последние годы действовали так, как будто перед ними общий враг – хотя критиковали разные аспекты работы техногигантов. Демократы в основном возмущались слежкой и тем, как монополии давят конкурентов, в то время как республиканцы вопрошали, почему гиганты стараются заткнуть на своих платформах консервативные голоса. Например, республиканец Джим Джордан прямо спросил Пичаи, намерен ли Google способствовать избранию президентом США Джозефа Байдена. Тот уклонился от прямого ответа.

Говорилось о том, что если даже предпринимателю повезёт и его бизнес в интернете окажется популярным и прибыльным, тут же его модель будет скопирована гигантами, а сам он разорён и уничтожен. Когда о том, занимается ли такой практикой Amazon, прямо спросили Безоса, тот ответил «нет», и тут ему дали послушать аудиозапись телефонного разговора, на которой мелкий книготорговец умоляет Безоса не разорять его.

Шоу получилось на славу: Пичаи, Цукерберг, Безос и Кук как могли оправдывались, переводили разговор на другие темы и всячески уходили от ответа на наиболее важные вопросы, а конгрессмены и конгрессвумены выглядели защитниками интересов народа.

Действительно, американцы, особенно мелкие предприниматели, видят в компаниях «большой цифры» угрозу для своего бизнеса, а рабочие и служащие боятся потерять рабочие места. Перед выборами и та и другая партия не могла не обратить внимание на это недовольство. В течение многих месяцев ведущие газеты страны публиковали обличительные материалы против технологических гигантов. Звучали голоса, призывающие разделить их на части, как это было сделано при президенте Тедди Рузвельте с нефтяными монополиями, а в 1984 году с телефонным монополистом AT&T. В конце 1990-х объектом антимонопольного расследования стала компания Microsoft – кстати, благодаря принятым тогда против нее мерам и стал возможен последующий взлет Google, Facebook и других компаний.

Перед слушаниями президент Трамп выпустил жесткий твит, пообещав, что если комитет не примет мер против зарвавшихся техногигантов, то он сам сделает это через серию своих указов.

Но стоит ли ожидать от Конгресса реальных мер? Представляется, что вряд ли. Во-первых, у законодателей сегодня просто нет полномочий, скажем, разбить интернет-платформы на части. После резкого снижения госрегулирования экономики США в 1980-х критерием монополизма служит цена на продукты компаний – если она не растет, то, считается, и наказывать их не за что. В этом смысле к цифровым платформам придраться трудно – они не отвечают за цены размещенных на них продуктов, и многие их услуги, например, карты Google Maps или сервис Instagram, для обычных потребителей бесплатны.

Конечно, Конгресс может ужесточить явно устаревшие антитрестовские законы, принятые примерно сто лет назад, но это требует межпартийного консенсуса и времени.  Понятно, что это уже не будет сделано до президентских выборов в ноябре этого года.

Тем временем Трамп может что-то сделать через подконтрольные ему федеральные агентства, но и у него нет свободы рук. Ожидается, что министерство юстиции США вскоре предъявит обвинения «Гуглу» в части онлайн-цензуры неугодных взглядов, но это разбирательство может затянуться на годы. Это вообще стало типичным: правительство запускает расследование незаконных практик Google, Facebook и других компаний «большой цифры», но высооплачиваемые юристы этих компаний успешно тормозят разбирательство. Теме временем компании продолжают действовать в том же духе и усиливают свой контроль над рынками. Проходят годы, компаниям могут присудить штрафы, но прибыли, полученные за это время, с лихвой перекрывают убытки.

Кстати, весьма респектабельный, базирующийся в Вашингтоне Комитет за Ответственную Политику опубликовал недавно данные о лоббизме технологических компаний в том же Конгрессе. На него Facebook, Google, Amazon тратят миллионы долларов ежегодно, нанимая наиболее пробивных и опытных лоббистов. Оказалось, что ключевые члены антитрестовского комитета также получали пожертвования от этих компаний, причем больше всех денег получил – какая неожиданность! – его бескомпромиссный глава демократ Дэвид Сиселлин. Тот самый, который задавал на камеру очень резкие вопросы боссам-технократам.

Скорее всего, нынешние слушания в Конгрессе закончатся созданием нового федерального агентства по регулированию деятельности техногигантов. Причем эта структура будет создана уже после выборов, вероятнее всего, при новом президенте-демократе. При этом Сиселлин, который умеет и на публику поработать, и в укромном месте о деле договориться, вполне может возглавить новое агентство.

Если бы слушания были чем-то большим, чем шоу нанайских мальчиков (и девочек), власти США могли бы принять серьезные меры по ограничению влияния этих корпораций. Например, такие, как Турция. В среду турецкий парламент принял закон о регулировании интернет-платформ. Закон обязывает все платформы с числом пользователей более миллиона ежедневных пользователей – а под это определение подпадают  Facebook, Twitter,  YouTube, Google и другие – открыть в Турции представительства. В случае невыполнения этого пункта предусматриваются не только большие денежные штрафы, но и меры по ограничению частот работы и замедлению скорости доступа к таким платформам. Эти представительства будут обязаны отвечать на требования властей и граждан по блокированию или отмене блокирования того или иного контента. Если в течение 48 часов этого не будет сделано, предусмотрены штрафы более $700 000 за каждое нарушение. Также согласно новому закону, с 1 октября платформы могут хранить данные пользователей только на территории Турции.

Разумеется, организация Human Rights Watch уже заклеймила турецкий закон как сигнал наступления «темной эры онлайн-цензуры». При этом правозащитники ничего не говорят об онлайн-цензуре непосредственно самих платформ.

Меры против техногигантов отнюдь не ограничиваются авторитарной Турцией.  Европа все строже относится к американской «большой цифре». Так, антитрестовское агентство Еврокомиссии оштрафовало Google за неконкурентное поведение более чем на  $9 миллиардов и заставило заплатить компанию Apple около $14.5 миллиардов за уклонение от уплаты налогов. Глава агентства датчанка Маргарете Вествагер пообещала принять еще более жесткие меры в ближайшем будущем. Президент Трамп в своем интервью в июне этого года сказал о ней: «Она ненавидит Соединенные Штаты больше, чем кто-либо из тех, кого я встречал».

Любопытно, что ни в слушаниях конгресса, ни в его расследовании, ни в инвективах Трампа не фигурирует компания Microsoft, которая на равных с упомянутыми выше гигантами входит в пятерку ведущих технологических компаний США.  Microsoft – один из ведущих игроков на рынке облачных вычислений, искусственного интеллекта, платформ с открытым кодом, корпоративного софта. В прошлом году компания, например, получила 20-миллиардный контракт Пентагона на создание платформы, базирующейся на искусственном интеллекте, для обслуживания театра боевых действий.  Компания очень активна за рубежом, в том числе в России, где дилером, продвигающим ее услуги, выступает «Сбербанк».

В пятницу стало известно, что Microsoft ведет переговоры о покупке крайне популярной в США китайского приложения TikTok. TikTok – это ключ к контролю и управлению поведением молодежи. Вначале правительство США заявило об угрозе национальной безопасности от платформы TikTok, но, видимо, уникальные возможности по управлению поведением через эту платформу побуждают власти подумать над тем, как поставить ее себе на службу.

Недавно комитет по иностранным инвестициям США решил, что TikTok должен выйти из подчинения своей материнской китайской компании ByteDance. В пятницу глава комитета, министр торговли США Дэвид Мнучин встречался с президентом и рассказал ему о плане структурного преобразования, фактической американизации компании. Сразу после этого и последовала утечка о переговорах Microsoft и TikTok – ясно, что после того как платформе выкрутили руки, американцы сделают китайцам предложение, от которого те не смогут отказаться. Так власти США и их корпорации координируют свои действия, выступая единым фронтом за рубежом, особенно когда речь идет о важных вещах, например, о расчистке поля от иностранных конкурентов.

Microsoft оказывает правительству США услуги настолько ценные, что была выведена из-под шумного расследования Конгресса. Очевидно, и другие  техногиганты понимают, что есть способ не конфликтовать с правительством. Как бы ни смущались, не отводили глаз, не путались в показаниях Пичаи, Цукерберг, Кук и Безос, они знают, что есть шоу, а есть реальная политика, которая делается не в виду телекамер.

 

Источник:  zavtra.ru

Фото:  pixabay.com
Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: