Новые бакалавры?



Сама жизнь подсказывает верное решение: сначала техникум, потом вуз

Так уж повелось, что каждый год на склоне лета я пишу об образовании. Что нового в этом сезоне?

«…если в начале 2000-х в систему среднего профобразования (СПО) шел только каждый третий девятиклассник, то в 2019 году – уже больше половины. Эксперты прогнозируют: в 2020-м прием в колледжи может побить все рекорды», – сообщает «Российская газета».

Да, выпускники 9-х классов всё охотнее идут в техникумы и ПТУ (выражаясь по-старому). Притом идут не худшие, как это было в мои школьные годы, пришедшиеся на 70-е. Сегодня идут часто лучшие. Самые практичные, решительные, готовые изменить наезженную колею  на  новую.  Есть мнение, что ученики просто боятся ЕГЭ, но мне кажется, это не главная причина. Главная: они боятся никчёмности и пустопорожности. Ненужности своей боятся. Ненужности не просто на рынке труда, а шире – в жизни. И хотят получить профессию. Ремесло. Умение, которое позволит и заработок иметь и какое-никакое самоуважение.

Скорее всего, далеко не все так вот ясно это формулируют, но ведь они же не слепые, они видят, как разворачиваются события у тех, кто остался в 10-ом классе, а дальше пошёл в вуз. И приходит понимание того, что за вычетом десятка лучших вузов страны, к тому же традиционных факультетов этого десятка вузов, всё остальное – это просто раздача дипломов населению. Иногда за деньги, а порой и даром – такое тоже бывает.  От возможности получить приличную работу у выпускников массовых, особенно новодельных, и особенно гуманитарных вузов (все эти юристы-экономисты-лингвисты-журналисты) молодого человека ограждают, так сказать, две линии обороны. Во-первых, его подготовка очень слаба, т.к. учили его зачастую не профессионалы, а просто пересказчики учебников. А во-вторых, людей этих профессий вообще не нужно в том количестве, в котором они уже имеются. Новые уж точно не нужны.

Видя такое положение, ребята всё чаще и охотнее идут получать более быструю и практичную специальность. В техникум идут. Это при том, что техникумов – недостаточно, множество их позакрывали в процессе рыночной вакханалии, а кое-какие перевели в статус вуза.

Вот к этой тенденции надо внимательно присмотреться организаторам образования. Не это ли, дорогие товарищи, и есть подлинный бакалавриат, т.е. первая ступень высшего образования? Не тот имитативный, невесть для чего затеянный, бакалавриат, которым объявили первые четыре курса советского вуза, а реальный, настоящий? И, что особенно важно, к нему стремится сам народ, а не образовательные бюрократы.

Ведь сама идея бакалавриата-магистратуры, очищенная от всех уродств и идиотских наслоений, состоит в следующем. Человек в своём профессиональном становлении сначала получает квалификацию среднего уровня и может по ней работать, т.к. он уже профессионал. Это бакалавриат. Но он может учиться дальше и получить квалификацию высшего типа – это магистратура. То есть сначала готовится техник, потом при желании – инженер. Сначала медсестра, потом – врач. Это англосаксонский тип образования, как он сложился ещё в XIX в. Наша система, списанная с немецкой, состоит в том, что сразу готовят инженера или врача. Такая же примерно система в большинстве стран Европы. Сейчас там тоже происходит имитативная возня под знаменем Болонского процесса по разделению университетского курса, но изначально, по идее – высшее образование в континентальных странах задумано как единый монолит.

Я не знаю, нужны ли нам эти термины – бакалавриат и магистратура; скорее, не нужны, своих слов что ли нету? Но не пора ли нам пойти навстречу пожеланиям трудящихся, как выражались в советское время, и сделать профессиональное образование повсеместно двухступенчатым? То есть сначала техникум или ПТУ, а потом – вуз. Кое-где это уже осуществлено, и вузовская программа адаптирована под техников, так вот и надо, чтобы это стало повсеместной практикой. Пусть после 9-го класса (лучше б после 8-го, как в наши дни) ученик поступает в техникум, учится там, осваивает специальность. Потом, если хочет и может, поступает в вуз по тому же профилю. Притом вузовский курс можно, наверное, уместить года в три. А не хочет учиться дальше – пускай идёт работать в качестве техника. Техник – это вовсе не инженер-недоучка, как ныне бакалавр) – это вполне полноценный специалист, нацеленный на практическую работу по специальности. Его теоретическая подготовка ограничена, но для практики жизни – достаточна. Для изобретения чего-то нового, невиданного – тут да, нужен кругозор, теоретическая подготовка, словом, высшее образование. А для большинства производимых в народном хозяйстве работ требуется твёрдое образование техника.

У нас в хозяйстве главный (заметьте: главный!) агроном имеет среднее образование, полученное в местном сельскохтехникуме. Он прекрасно знает своё дело, знает все поля, как свой огород, любит своё ремесло и гордится им. Он вовсе не заскорузлый «колхозник», он интересуется новыми технологиями в земледелии – учатся ведь не только в учебном заведении, тем более сегодня.

Сама жизнь  подсказывает верное решение: сначала техникум, потом вуз.

Фото: “Рабочий путь”. Рославльский железнодорожный техникум

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ШКОЛЬНОЕ ОКНО


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.