Воспитание современных школьников: если бы я был на вашем месте

64

Андрей Школьников

Существует много красивых рассуждений, теорий, правильных бессистемных советов в духе «за все хорошее против всего плохого» относительно того, как лучше учить и воспитывать детей. К сожалению, большая их часть мало применима в реальной жизни. Автор решил показать простую и понятную систему, демонстрирующую всего лишь то, как бы он сам в ближайшие 7-10 лет боролся с тлетворным влиянием современного школьного образования. Ну а дело читателя – понять эту логику и адаптировать ее под себя и своих детей.

В прошлой статье было показано, что в 2030-х начале 2040-х годов наилучшие перспективы воспользоваться карьерными и социальными лифтами 6-ого технологического уклада будут у современных школьников, вошедших к тому времени во взрослую жизнь. Сейчас большей части этих детей – 10-15 лет, для улучшения позиции им будет необходимо хорошее инженерно-техническое образование и раскрытый творческий потенциал.

В рамках педагогики, психологии личности, психологии социального познания и большого числа других дисциплин существует значительное количество теоретического и практического материала разной степени адекватности условиям ближайших 10-15 лет. Наряду с полезными, существует множество разнообразных методик, теорий и идей, уповающих скорее на удовлетворение амбиций родителей и калечащих личность ребенка.

Статья не содержит прорывных идей, элементов новой теории или методик воспитания, которые позволят сделать ребенка гениальным, талантливым или великим, открыть у него третий глаз, помочь установить связь с космосом – словом, воспитать вундеркинда, дитя-индиго или еще какую-либо очередную разновидность по сути сломанной жизни.

В данной статье приводится набор правил, построенных по принципу «если бы я был на вашем месте» (if I were you). Автор очень надеется, что через 7-10 лет школьное образование в России будет приведено в нормальный вид, что позволит обсуждать с детьми по-настоящему глубокие вопросы, а не урезанные «школьные» темы.

Область применения

Большая часть современной литературы, посвящённой вопросам воспитания и образования, заражена праволиберальным вирусом. Попытки найти в ней полезное чем-то схожи с поисками иголки в стоге сена. У кого есть сомнения – посмотрите на поколения неоварваров в городах западных стран, взращенных в полном соответствии с этими теориями.

Советские методы в вопросе воспитания и образованию на порядок более адекватны и актуальны, но применять их «в лоб» не получится, так как они создавались для совершенно другой среды, где ключевая работа возлагалась на государство с его детскими садами, школами, пионерией и т.д.

Даже если изменения системы образования в России начнутся сегодня, то понадобится 7-10 лет, чтобы ликвидировать основные либеральные перегибы, заменить методики преподавания, учебники, да и многих учителей. Вспомните, сколько времени понадобилось, чтобы переломить хребет советской системе образования в России, сейчас инерция и сопротивление среды будет не меньшей.

Задача родителей в ближайшие годы – не изобретать велосипед – в переходных условиях это бессмысленно, – а максимально приблизить образование детей к советскому. Приоритет – преодоление ключевой проблемы: отсутствия системности знания и неумения думать.

Предлагаемый в статье алгоритм рассчитан на семью, в которой:

старшее поколение имеет советское образование, не все забыло и готово дополнительно уделять по вечерам каждому ребенку по 20-30 минут;
ребенок учится не в выпускном классе, т.е. нет необходимости натаскивать его на ЕГЭ здесь и сейчас для поступления в вуз;
ребенок учится в обычной школе и имеет амбиции;
ребенок – среднего или выше среднего уровня (для талантливого/гениального нужно наращивать требования, а с уровнем ниже среднего – увеличивать затрачиваемое время);
у родителей нет возможности/желания нанимать репетиторов;
нет возможности кооперироваться с другими семьями для создания вечерней школы для детей;
родители и дети психически здоровы;
родители не применяют к ребенку инновационных образовательных технологий, авторских программ и т.д.;
родители любят своих детей.

Вот для такой, довольно обычной и все еще достаточно распространенной в России семьи, и нужно создавать своеобразный «костыль», что потребуется в ближайшие годы, пока система школьного образования не будет приведена хотя бы в минимально пригодное состояние. Предлагаемый подход надежен и прост, в нем нет экспериментов и попыток разбудить в каждом ребенке гениальность, акцент сделан на крайне дефицитное общение и воспитание.

Для ответа на вопрос, какие именно из методик развития творческих способностей полезны, оптимальны и не несут вреда, нужен отдельный и долгий анализ. К сожалению, чаще всего современные методы не раскрывают в детях потенциал творцов, а натаскивают на комбинаторику, узкие виды задач, да, кстати, и часто ломают психику. Человеческий мозг имеет естественные ограничения, ресурсы можно перераспределять, специализировать и т.д., но всегда следует помнить о том, что любое приобретение есть потеря, усиливая одно, вы ослабляете другое.

Что делать, если у ребенка – склонность к общественным или гуманитарным наукам? Ему придется быть лучшим, так как выбранный им путь – более сложный и длинный. И, да, чуть не забыл: в рамках 7-ого технологического уклада (начало 2055-2060 гг.) будет востребован стык лингвистики и математики (программирование на естественных языках, искусственное мышление), но это больше относится к детям, что родятся во второй половине 2020-х годов.

Таким образом, для социального успеха в 2030-х – начале 2040-х годов нынешние школьники должны будут уметь составлять сложные схемы, многоходовки, не бояться рисковать, идти в неизведанное, обладать волей для преодоления препятствий. Скажете: сложно? В текущих условиях – да, но ближайшие годы будут очень трудными для всех, дети так же, как и вы, будут закаляться, жить в постоянно меняющемся мире, отвечать на его запросы и вызовы.

В ближайшие 7-10 лет система образования в России претерпит кардинальную перестройку, но у сегодняшних школьников нет возможности ждать. Если родители не займутся своими детьми, чтобы нивелировать тлетворное влияние существующей обязательной школьной системы, то последние повторят судьбу поколения сегодняшних 20-летних.

У обычной семьи нет возможности создать своим детям идеальные условия, все, что реально возможно, – максимально приблизить получаемое ребенком образование к советскому, транслируя собственный канон. Вот об этом и поговорим.

 

Дополнительное домашнее образование

Первое, с чего надо начать: школа больше не занимается воспитанием и нормальным образованием, поэтому большинство детей сами по себе не вырастут умными и хорошими. Если вы хотите обеспечить ребенку будущее, то вам ежедневно придется тратить на это время.

Базовая проблема современного образования – мозаичность и отказ от обучения думать. Для исправления этого за основу принимаем советскую систему, которая была рассчитана на воспитание талантливых детей. Поскольку отказаться от существующей школьной программы не получится, то семье необходимо сделать дополнение, которое позволит в индивидуальном порядке скорректировать школьное обучение для вашего конкретного ребенка.

И, да, это потребует очень много сил, терпения и любви, в первую очередь – от отца/деда (фотографии к этой и предыдущей статье – из детства автора), так как за развитие когнитивных навыков отвечает в первую очередь мужчина; но результат будет стоить потраченных усилий.

Лично автору пока интереснее вопрос об обучении детей дошкольного возраста, но если бы разговор шел о текущих школьниках, при этом ­– в доступных для большинства условиях, то он стремился бы к следующему («как бы я делал на вашем месте»):

посылаем к чёрту чрезмерную подготовку к ЕГЭ, комбинаторику и педологические извращения, школьными оценками интересуемся мало (не ругаем за двойки и особо не хвалим за пятерки), исходим из понимания того, что правила поступления в вузы будут год от года сильно изменяться;
придаем значение олимпиадам и умению решать творческие задачи – туда ребенку ходить и готовиться обязательно;
ищем/скачиваем советские учебники по всем предметам в качестве самостоятельного послешкольного чтения для ребенка;
каждый вечер по 20-30 минут обсуждаем с ребенком прочитанные темы «за чашкой чая», в теплой домашней атмосфере, по одному из предметов за неделю: что понял, чего не понял, что было самое интересное, почему так, а не иначе, и т.д.;
по результатам бесед – никаких опросов, диктантов, контрольных, нравоучений и т.д. После разговора ребенок должен по памяти в отдельную тетрадь записать кратко (1-2 абзаца), что самое важное он вынес по данной теме (мини-конспект);
решать подряд все задачи из советских учебников смысла нет, главное – научить думать и находить ответы самостоятельно, да и в школе ребенку похожие задачи дадут (бессистемно, но хоть так);
когда беседуете со старшим ребенком, пусть младшие сидят рядом и слушают/играют, обратное не нужно: при разговоре с младшими старший свободен – не подсказывает и не умничает;
если у старшего ребенка хорошо идет какой-то предмет, то с младшими этим предметом занимается он (вы мирно сидите в углу дивана и занимаетесь своими делами);
если есть возможность с детства делать ребенка билингвом/ трилинговом – непременно воспользуйтесь ею;
позаботьтесь и об обязательной физической нагрузке, в идеале это секция по командному виду спорта, но не каждый день, никакого фанатизма, программа минимум – бегаем вместе с ребенком;
обращаем внимание на обязательность хобби с мелкой моторикой, например, вышиванье для девочек и сборка моделей для мальчиков;
вне всяких сомнений и обсуждений – ребенок должен читать: к окончанию школы необходимо прочитать минимум 300 томов библиотеки «Всемирной классики»;
занятия музыкой – если только нравится самому ребенку (вместо хобби по мелкой моторике);
приветствуется рисование, театральный кружок и другая культурная творческая деятельность;
очень хорошо ­– кружок программирования;
курсы и методики развития творческого потенциала – относимся к ним с большой осторожностью, понимая, что часто они сводятся к чисто прикладным вещам или, хуже, мошенничеству;
новые предметы и дисциплины 6-ого уклада, которые начнут проявляться, – очные и удаленные курсы – посещать в обязательном порядке («Юный техник» для современных детей). Ребенок должен понимать хотя бы основу выдвигаемых грядущими технологиями вопросов, специализация придет позже.

Идеальный вариант – когда этот пласт общения с ребенком берет на себя отец или дед. Лежать на диване вечером, конечно, много легче и приятнее, но никто другой развитием ваших детей не займется. Мама, как правило, больше формирует эмоции и чувства, отец – когнитивные навыки ребенка.

Откуда на все это у ребенка возьмется время? Когда ребенок дома, отнимаем у него телефоны и смартфоны. Период «ломки» и истерик займет 2-3 недели, потом дитя привыкнет. С самого детства – меньше сладкого (незачем развращать организм очень легким получением дофамина), мультфильмы – только классические и добрые, в ограниченном количестве, задержки речевого развития нам не нужны, дети должны начинать говорить с 1– 1,5, а не с 2–2,5 лет.

Где взять время вам? Точно так же отберите телефоны и смартфоны у себя, как только заходите домой. Привычка формируется за 3 недели ежедневных повторений. Зачем вам все это? Ну а кем гордиться и с кем разговаривать вы будете на старости лет? Правильно воспитанные дети и внуки – самые лучшие «инвестиции» в мире.

Детально описывать плюсы данной схемы не стоит, одно лишь общение с отцом и отцовское влияние на формирование когнитивных навыков детей дает в разы больше, чем вам кажется.

Таким образом, если обычная российская семья хочет дать ребенку нормальное образование, то отцу/деду придется взять на себя дополнительную работу в части формирования когнитивных навыков, т.е. умения думать.

Предложенная система есть попытка приблизиться к истокам – советской системе образования – в рамках отдельной семьи. Данные предложения – временные, на 7-10 лет, пока не произойдет качественного реформирования российской системы образования.

Резюме

Про состояние современной системы образования, ущербность, отсутствие связанности предлагаемых школой знаний, избыточную и бессмысленную нагрузку, отказ от воспитания и т.д. сказано много – повторять нет смысла. Данная статья не является попыткой создать методику воспитания, в ней нет ничего нового и революционного. Цель статьи – дать или напомнить простой, практичный и понятный алгоритм, позволяющий добиться приемлемого результата, заложить основы, близкие по уровню к советскому образованию, с минимумом усилий и ресурсов – ну, или позволить читателю создать свою собственную систему, по аналогии.

Будем трезво смотреть на вещи: даже и с применением изложенного подхода дети получат худшее образование, чем во времена СССР, но все-таки в разы лучшее, чем если отдать его полностью на откуп современной школе.

В части воспитания творчества: автор просмотрел несколько «прорывных» методик и пришел в ужас – не каждая тоталитарная секта так издевается над своими последователями, как «любящие родители». Будьте бдительны, здесь конкретных советов не будет, главное помните про принцип – не навреди.

Ключевое в предлагаемом подходе:

комплексное и системное развитие ребенка;
формирование мышления, сходного с тем, которое давала советская школа;
передача когнитивных навыков и умения думать от отца к сыну;
развитие навыков самостоятельного обучения у ребенка;
постоянное общение и развитие ребенка, вовлечение отца/ деда в воспитание, эмоциональное единение семьи;
системность и продолжительность процесса;
минимизация и оптимизация затрачиваемого времени и ресурсов;
снижение давления за непоказательные достижения и оценки в школе.

Задача автора не стоит в навязывании собственного понимания и идей, каждый должен сам сформировать правила занятий с детьми: кроме вас, это никому не нужно. И не забывайте, описанные правила будут актуальны лишь в ближайшие 7-10 лет, на что автор искренне надеется, – в том числе и по личным мотивам.

Источник: aurora.network

Фото:  pixabay.com

 

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: