Сергей Писарев. Дороги, которые мы выбираем

117

1 июля состоится голосование о поправках в Конституцию. Подготовка к этому событию поляризовала общество на его сторонников и противников. Насколько обоснованы поправки? Они реально необходимы или относятся к сфере политической конъюнктуры?  Куда движется наше общество?

На эти и другие вопросы отвечает президент фонда «Русский предприниматель» Сергей Писарев.

 

Дорога к Богу или к дьяволу?

В последнее время в идеологическом плане в российском обществе, как и бывало в истории прежде, наблюдаются разброд и шатание. Действуют сразу несколько разнонаправленных векторов, ни один из которых не может стать решающим. Более того – растет и непримиримость сторон: каждый считает правильной лишь свою точку зрения и не согласен на компромисс. Кто прав на самом деле? Почему так происходит? Какие критерии оценки наиболее объективны и справедливы?

На мой взгляд, движение, направление развития и личности, и общества, и государства можно оценивать по тому, а какие цели в конечном итоге у них превалируют: духовные («богоподобие» человека) или же материальные (поклонение «золотому тельцу»)? Идеологических и религиозно-философских течений существует много. Нужно всего лишь ответить на вопрос: куда они в итоге ведут? В конечном счете – к Богу или все же к дьяволу?

Скажем, в чистом, беспримесном виде христианство можно назвать дорогой к Богу. Ее антипод, культ сатанизма – к дьяволу. Понятно, что в абсолютном виде они в обществе не доминируют, а работают обычно различные светские идеологии, где в одних преобладает «божественное», духовное начало, в других – поклонение «золотому тельцу». Например, коммунистическая идеология и мораль в Советском Союзе, несмотря на очевидное присутствие в той или иной мере «элементов сатанизма», в целом совпадала с «идеалами христианства», провозглашая примат духовного над материальным.

 

Парадокс России

Российская монархия со времен крещения Руси и до 1917 года в конечном итоге видела своей высшей целью религиозное спасение души. Материальная сфера рассматривалась здесь не более чем как фундамент для построения основного здания – «духовного общества» с монархом во главе. В таком обществе человеку естественно соблюдать божьи заповеди, с конечной целью – «спасения души». В этом – сакральный смысл монархии.

Что делали противники монархии? Чтобы расшатать ее, они дискредитировали религиозные ценности, чем максимально ослабляли целевые основы государства. Из истории мы знаем, что накануне революции даже большая часть священнослужителей в Бога не верили, исполняли религиозные обряды во многом формально, выхолащивая их смысл, что неизбежно вело к распространению атеизма. Когда большая часть населения (особенно «элита») перестала верить в Бога, лицемерие и двойная мораль в обществе стали повсеместными – сакральный смысл царской власти был утрачен, и монархия рухнула вместе с Империей.

В коммунистической идеологии причудливо переплелись христианские ценности и часто «дьявольские» методы их достижения. Особенно на первом этапе становления Советской власти. Во время Отечественной войны церковь получила благословение властей, духовные ценности вновь стали набирать авторитет. Но в послевоенный период, от Хрущева до Горбачева, как религиозные, так и коммунистические идеалы вновь померкли. На первый план вышла погоня за материальным благополучием, как главным мерилом успеха (знаменитое, но неосуществимое по нижеприведенным причинам: «Догоним и перегоним Америку!»). Западные стандарты потребления в массовом сознании победили духовные идеалы. Падение авторитета и сакральности коммунистической идеи привели в итоге к краху СССР – на самом деле уникальной государственной формации. Может быть единственно приемлемой (за минусом воинственного атеизма) для большей части населения планеты.

Характерно, что когда в российском государстве и обществе духовные ценности преобладали над материальными страна в целом развивалась семимильными шагами и в экономическом плане. И наоборот – приоритет материального над духовным всегда приводил Россию к застою и деградации, в том числе и в экономике. Парадокс России?

 

Кто твой кумир?

Специфика России, а также основная причина неприязни к ней со стороны коллективного Запада – ее постоянная, то слабеющая, то усиливающаяся тяга к духовным, так называемым «нематериальным» ценностям. В общественном сознании Запада этого нет, в нём давно укоренился культ поклонения «золотому тельцу». Даже их религиозные течения мерилом богоизбранности человека и общества в целом считают материальное благополучие. Добился успеха, нагреб под себя много денег – значит Бог к тебе благоволит. И не важно, какими методами – работорговлей, пиратством, грабежом других стран, финансовыми спекуляциями или обманом.

Сегодня зримое воплощение «золотого тельца» – печатный станок ФРС (Федеральная резервная система США). Кто этим станком владеет – тот в итоге и правит материальным миром, миром, где поклоняются «золотому тельцу».

Как только человек, общество или государство своей целью выбирает, в первую очередь, материальное благополучие, то становятся подданными этого кумира, «солдатами ФРС». Рано или поздно, в большей или меньшей степени, но становятся. Это дьявольский путь, поскольку в его конце – «золотой телец», а не «богоподобный» человек.

В свою очередь, зримый символ христианства – церковь. Выбор в качестве приоритета духовного начала, участие в церковных богослужениях, ежедневная кропотливая работа над своими грехами во имя спасения души – всё это делает человека слугой Бога, или, по церковному – «рабом божьим». Материальные ценности для верующих имеют значение лишь как дополнительный инструмент для достижения духовной цели. И в этом принципиальное отличие Православия от многих других конфессий. Возможно, Бог так щедро наделил именно Россию материальными ресурсами, природными богатствами для того, чтобы населяющие ее люди меньше отвлекались на суету материального обеспечения своих потребностей и могли больше времени уделять духовному началу. Но все ли это осознают? Конечно, нет.

Цели (духовные или материальные) и инструменты для ее достижения каждый выбирает для себя сам. Это видно даже на примере очень богатых граждан России. Можно сравнить двух российских долларовых миллиардеров – Игоря Алтушкина и Романа Абрамовича. Исповедующий Православие Алтушкин использует заработанные средства не только для развития бизнеса, но и для строительства православных храмов, широкой благотворительности. Для него, очевидно, деньги, в конечном итоге – инструмент личного и общественного духовного созидания.

Далеко неправославный Абрамович имел больше шансов войти в доверие к финансовой элите, стать при Ельцине “кошельком президента”, получить доступ к государственным закромам и бюджетным средствам. Будь он православным патриотом – не был бы допущен в этот круг. В итоге, куда он тратит свои миллиарды? На покупку дворцов, океанских яхт и зарубежных футбольных клубов. То есть для кого-то идеал – «богоподобие», для кого-то – «золотой телец».

Кто-то скажет: «Легко быть духовным и заниматься благотворительностью, когда у тебя есть миллиард. А как быть духовным простому человеку?». Ну, во-первых, не так уж и легко. Все же среди богатых намного чаще встречаются «Абрамовичи», чем «Алтушкины» или «Малофеевы». Что касается «простых» и «небогатых» граждан, то для воцерковленных, верующих людей ответ на этот вопрос очевиден. Но и для неверующих в Бога, но и не поклоняющихся «золотому тельцу», можно вспомнить огромное количество примеров-носителей советской идеологии, от спортсменов до солдат, совершивших героические поступки ради «нематериальных» целей. И в царской, и в советской России, когда «золотой телец» не был идеологическим кумиром ни у государства, ни у большей части граждан, непонятные для западного общества, бескорыстные поступки и государства, и граждан часто были общепринятой нормой.

Бескорыстное участие Российской империи в освобождении от порабощения целых стран и народов, борьба с работорговлей, даже помощь в обретении независимости США от Англии или Европы от Наполеона. Во времена СССР – это развитие союзных республик (сегодня – независимых государств), помощь КНР, странам Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока, Азии. И таких примеров десятки. При этом и царская Россия, и СССР оставались сильнейшими государствами планеты. Но как только «нематериальные» идеалы и общества, и государства сменялись на «Долой царя и попов!» или «Догоним и перегоним Америку!» происходило то, что происходило. Стать самыми богатыми материально – этот путь для России и ее народа, мягко говоря, не верен. У нас все же и цели, и сила несколько другие и в другом.

Давайте представим: вы живете с семьей в деревне, где все выращивают хлеб. Но одно семейство, кроме того – фальшивомонетчики, да еще промышляют грабежами. Естественно денег у них больше всех: «живут богато!». Если и в вашей семье деньги будут главным мерилом счастья и успеха, то ваша жена и дети будут считать соседа, грабителя-фальшивомонетчика, своим кумиром со всеми вытекающими последствиями. Для сохранения своей семьи вам нужно две вещи: иметь двустволку, чтоб лихой сосед не грабанул, а также в качестве высшей ценности в семье культивировать не деньги, а «мир да любовь», веру в Бога, важность уважения к вам окружающих и тому подобное. А также доходчиво и настойчиво объяснять своим домочадцам: «Да, у них денег больше, но какой ценой? Папка у них к тому же педофил, дочка – лесбиянка, сын – наркоша, никто в деревне их не любит и не уважает, а только боятся. Ну и с кем и где вы хотите жить?». «Папка, – скажут жена и дети, – с тобой и в твоем доме. Ну их, с их деньжищами!». Что-то подобное всегда было и должно быть с Россией, ее народом и ее руководством в идеале. А иначе происходит то, что происходит.

 

Так ли страшны поправки, как их малюют? 

Страны, религии и каждого человека можно рассматривать под этим углом зрения: чего в них больше – духовного или материального? С этих же позиций и по этим критериям я предлагаю рассмотреть и предлагаемые поправки в Конституцию России. На что они направлены? Движение в какую сторону обеспечивают? Выиграет или проиграет население после их принятия? Анализ однозначно показывает, что среди поправок преобладают те, которые ориентированы на укрепление духовного начала, традиционных семейных ценностей, повышение социальных гарантий для незащищенных слоев населения. Значит для России – это правильные изменения.

Многие изменения в Конституции уже давно назрели. Действующая принималась почти 30 лет назад, с тех пор многое в жизни страны и общества изменилось коренным образом. Соответственно, требует изменений и Конституция.

 

Патриот или либерал?

Многие рассматривают предлагаемые изменения Конституции, как обоснование дальнейшего пребывания у власти действующего Президента. Ну, во-первых, изменения не продлевают автоматически срок пребывания Путина в должности, а лишь дают право участвовать в выборах, наряду с огромным количеством его оппонентов: Зюгановым, Явлинским, Чубайсом, Медведевым, Собчак, Ройзманом и так далее и тому подобное. Победить не получается? Система несовершенна? Так она оказывается несовершенна и в штатах – «колыбели демократии», по крайней мере так говорят демократы с госпожой Клинтон после проигрыша Трампу. Но больше предложить господам-товарищам оппозиционерам нечего. Разве что «кровавый коммунистический режим» или не менее «кровавую православную монархию». В конце концов, разве плохо для страны, когда у власти сильный государственник и патриот? База для сравнения есть. Еще свежи в памяти годы президентства Бориса Ельцина и Дмитрия Медведева, когда и во внешней и во внутренней политике были допущены крупные провалы.

Коней на переправе не меняют. А сейчас, в турбулентный период мирового развития и России, и всего человечества очень важно, чтобы у штурвала государственного корабля был опытный капитан. А не новичок, который неизвестно каких еще дров наломает, пока наберется опыта. Это как в период Великой отечественной войны предложить поменять Сталина на «Хоть кого, лишь бы не Сталина». Лозунг: «Хоть кто, лишь бы не Путин» хорош для владельцев двойного гражданства и зарубежной недвижимости. На худой конец – для молодежи с пузырящимися мозгами. Но представить во главе государства Ксюшу Собчак или Мишу Ходорковского?!

…У действующего Президента есть недостатки – но и свои достоинства.  Руководителя, способного заменить Путина на этом посту сегодня просто нет. Традиционно считается, что главный правитель в России – это Царь и Бог. Но это уже давно не так, политика – искусство возможного. Миф об абсолютной власти Президента сильно преувеличен, в своих решениях он вынужден лавировать, соблюдая интересы как столичной, так и местных элит. Очень много зависит и от квалификации исполнителей, которая оставляет желать лучшего. За 70 лет после Октябрьской революции был воспитан новый тип человека – советский. Следующие 30 лет в стране формировался другой тип личности, когда образцом для подражания были признаны либеральные ценности. В последние годы взят курс на защиту российских государственных интересов, в том числе русских национальных и православных ценностей.

Все эти течения во многом противоречат друг другу, поэтому сейчас в обществе наблюдается такая идеологическая смута. Одни тоскуют о временах великого и могучего Советского Союза, другие привержены либерализму, третьи – «русскому» патриотизму. Перед руководством страны сложнейшая задача – сплотить все эти слои, направить энергию общества на совместный созидательный труд.

Какими бы ни были числитель и знаменатель в формуле Конституции, итогом, после знака “равняется”, должен стать Основной закон, наполненный духовными смыслами и адекватный современности.

 

Специально для РНК

 

 

 

 

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: